Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу N А41-К2-16569/07 В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия муниципального органа, выразившегося в непредоставлении в собственность за плату принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, отказано правомерно, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, имеющий нескольких собственников, а доказательств бездействия ответчика заявителем не представлено.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-16569/07

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2008 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Д.К.И.,

судей К.Н.А., Д.Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания З.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Е., по доверенности от 01.03.07 г., паспорт N 46 05 360727; Ф., по доверенности от 08.01.08 г., паспорт N 46 04 468826;

от Администрации Щелковского района: М., по доверенности N 4 от 18.03.08 г., удостоверение N 78;

от ООО “Авиатранспроцесс“: Б., по доверенности N 6 от 26.11.07 г., паспорт N 46 00 714962;

от УФАКОН по МО, ТУ
ФАУФИ по МО, К.В.Д.: представители не явились, извещены;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества “Феррум“ на решение Арбитражного суда Московской области от 4 февраля 2008 года по делу N А41-К2-16569/07, принятого судьей К.Р.П., по иску (заявлению) ЗАО “Феррум“ к Администрации Щелковского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц - УФАКОН по МО, ТУ ФАУФИ по МО, ООО “Авиатранспроцесс“, К.В.Д., о признании незаконным бездействия и обязании принять решение,

установил:

Закрытое акционерное общество “Феррум“ (ЗАО “Феррум“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Щелковского муниципального района Московской области (Администрация Щелковского района), при участии третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью “Авиатранспроцесс“ (ООО “Авиатранспроцесс“), в предоставлении заявителю в собственность за плату принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 5 840 кв. м, кадастровый номер N 50-14-050102-0010, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - под размещение производственной базы и ведение торгово-закупочной деятельности, находящегося по адресу: Московская область, г. Щелково-7, ул. Браварская, д. 100.

Кроме того, заявитель просил обязать Администрацию Щелковского района принять решение о предоставлении ЗАО “Феррум“ в собственность за плату спорного земельного участка и подготовить договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер N 50-14-050102-0010, находящегося по адресу: Московская область, г. Щелково-7, ул. Браварская, д. 100, с одновременным изготовлением кадастрового плана земельного участка, и направить договор ЗАО “Феррум“ в двухнедельный срок.

Определением от 11 сентября 2007 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (УФАКОН по МО) (л.д. 1, т. 1).

Определением от 4 октября
2007 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ по МО) (л.д. 61, т. 1).

Определением от 1 ноября 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена К.В.Д. (л.д. 139, т. 1).

Арбитражный суд Московской области решением от 4 февраля 2008 года отказал ЗАО “Феррум“ в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ЗАО “Феррум“ просит решение суда первой инстанции от 04.02.08 г. отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права.

В судебное заседание арбитражного апелляционного суда не явились представители ТУ ФАУФИ по МО, УФАКОН по МО, К.В.Д., в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате и времени судебного разбирательства.

Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанных представителей.

Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 7 июля 1999 года Главой Щелковского района Московской области вынесено постановление N 1203 “О предоставлении и утверждении границ земельного участка Закрытому акционерному обществу “Феррум“ под размещение производственный базы и ведение торгово-закупочной деятельности в городе Щелково-7 по улице Браварская, д. 100“ (л.д. 6, т. 1).

Пунктом 1 данного постановления земельный участок площадью 5840 кв. м изъят из землепользования ОАО “Опытный завод N 31 Гражданской авиации“ и предоставлен заявителю под размещение производственной базы в бессрочное (постоянное) пользование.

В пункте 3 постановления указано, что часть переданного ЗАО “Феррум“
земельного участка площадью 260 кв. м обременена сервитутом в пользу ООО “Авиатранспроцесс“.

Как указывает общество, 2 мая 2007 года ЗАО “Феррум“ в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ обратилось в Администрацию Щелковского района с просьбой разрешить выкуп вышеуказанного земельного участка (л.д. 29, т. 1).

Письмом N 445-С от 19.07.07 г. Администрация Щелковского района отказала ЗАО “Феррум“ в удовлетворении заявления на том основании, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание, имеющее нескольких собственников (л.д. 28, т. 1).

17 августа 2007 года ЗАО “Феррум“ вновь обратилось в Администрацию Щелковского района с просьбой передать обществу в собственность за плату спорный земельный участок и подготовить договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер N 50-14-050102-0010, находящегося по адресу: Московская область, г. Щелково-7, ул. Браварская, д. 100 (л.д. 19, т. 1).

Поскольку, как указывает заявитель, Администрацией Щелковского района не было в установленный законом срок принято решение о передаче в собственность обществу земельного участка, ЗАО “Феррум“ обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая ЗАО “Феррум“ в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что доказательств бездействия Администрации Щелковского района по обращению общества о предоставлении земельного участка в материалах дела не имеется, а также из того, что ЗАО “Феррум“, обращаясь к администрации с указанным заявлением, не выполнило требования п. 5 ст. 36 ЗК РФ.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что ЗАО “Феррум“ в соответствии с постановлением N 1203 от 07.07.99 г. приобрело право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком до введения в действие Земельного кодекса РФ, при этом переоформление права на
земельный участок в соответствии с действующим законодательством не связано с наличием либо отсутствием на нем зданий и сооружений.

Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что права ООО “Авиатранспроцесс“ как собственника части здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N 50-14-050102-0010, уже урегулированы путем установления сервитута на 260 кв. м, при этом, по мнению общества, ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ не требует при переоформлении земельного участка обязательного предоставления его кадастрового плана.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что обязанность по изготовлению кадастровой карты в силу ст. 36 ЗК РФ возложена на Администрацию Щелковского района, при этом искрашиваемый земельный участок прошел кадастровый учет, поскольку имеет кадастровый номер N 50-14-050102-0010.

ЗАО “Феррум“ полагает, что наличие на спорном земельном участке зданий, принадлежащих другим лицам, не является в силу ст. 45 ЗК РФ основанием для прекращения права пользования общества данным земельным участком.

Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане и юридические лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.

Исходя из положений вышеуказанной статьи и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в Постановлении N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия органа местного
самоуправления является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Из материалов дела следует, что пунктом 1 постановления Главы Щелковского района N 1203 от 07.07.99 г. земельный участок площадью 5840 кв. м изъят из землепользования ОАО “Опытный завод N 31 Гражданской авиации“ и предоставлен заявителю под размещение производственной базы в бессрочное (постоянное) пользование (л.д. 6, т. 1).

23 августа 1999 года ЗАО “Феррум“ выдано свидетельство N 0459743 о бессрочном пользовании земельным участком общей площадью 5840 кв. м, кадастровый номер N 50-14-050102-0010, расположенным по адресу: Московская область, г. Щелково-7, ул. Браварская, д. 106 (л.д. 7, т. 1).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) Пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из материалов дела следует, что ЗАО “Феррум“, обращаясь к Администрации Щелковского района письмами от 2 мая 2007 года и от 17 августа 2007 года с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 5840 кв. м, кадастровый номер N 50 14-050102-0010, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково-7, ул. Браварская, д. 100, в нарушение ч. 5 ст. 36 ЗК РФ не приложило кадастровую карту испрашиваемого земельного участка.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ не требует при переоформлении земельного участка обязательного предоставления его кадастрового плана, при этом обязанность по изготовлению плана возложена на Администрацию Щелковского района, арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованным.

Частью 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный
срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г. N 396 утверждено “Положение о проведении территориального землеустройства“, устанавливающее порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

Согласно п. “б“ ст. 3 данного Положения работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя определение местоположения границ объектов землеустройства.

Пунктом “а“ ст. 9 Положения установлено, что работы по межеванию объектов землеустройства, то есть по установлению границ земельного участка, включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.

Карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка, с использованием сведений имеющегося картографического материала, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и при его межевании.

Существует определенный порядок и условия совершения указанных действий, а также возможность судебной защиты в случае необоснованного отказа в определении и размежевании границ и проведении процедуры кадастрового учета.

В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих обращение ЗАО “Феррум“ к Администрации Щелковского района с просьбой изготовить кадастровую карту и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка.

В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что ЗАО “Феррум“ в установленном законом порядке провело все необходимые работы по землеустройству и оформлению землеустроительного дела, в том числе, согласовало границы спорного земельного участка.

Таким образом, обращение ЗАО “Феррум“ о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 5840 кв. м, кадастровый номер N
50-14-050102-0010 не соответствовало требованиям ст. 36 ЗК РФ, в связи с чем оснований для обязания Администрации Щелковского района подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, из материалов дела следует, что на основании Договора N 1/ОС-97 продажи имущества предприятия от 17.03.98 г. ООО “Авиатранспроцесс“ приобрело у ОАО “Опытный завод N 31 Гражданской авиации“ в собственность здание: пристройка (здание ЭМО), общей площадью 287, 1 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 0082523 от 08.08.98 г. (л.д. 32 - 35, 37, т. 1).

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N 50-14-050102-0010, расположенном по адресу: Московская область, г. Щелково-7, ул. Браварская, д. 100.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Поскольку на испрашиваемом ЗАО “Феррум“ земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам, предоставление в собственность общества земельного участка с кадастровым номером N 50-14-050102-0010 возможно лишь с учетом их прав и законных интересов.

2 мая 2007 года ЗАО “Феррум“ обратилось в Администрацию Щелковского района с просьбой разрешить выкуп спорного земельного участка (л.д. 29. т. 1).

17 августа 2007 года ЗАО “Феррум“ вновь обратилось в Администрацию Щелковского района с просьбой передать обществу в собственность за плату данный земельный участок и подготовить договор его купли-продажи (л.д. 19, т. 1).

Администрация Щелковского района письмами N 445-С от 19.07.07 г. и N 992-с от
17.09.07 г. отказала ЗАО “Феррум“ в удовлетворении заявления на том основании, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание, имеющее нескольких собственников (л.д. 28, т. 1).

Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что доказательств бездействия администрации Щелковского района по обращениям ЗАО “Феррум“ в отношении спорного земельного участка заявителем не представлено.

Частью 3 ст. 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал ЗАО “Феррум“ в удовлетворении заявленных требований.

Исходя из вышеизложенного, ЗАО “Феррум“ не доказаны обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований.

Оснований для удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется.

Решение суда законное, обоснованное.

Руководствуясь ст. ст. 257, 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 4 февраля 2008 года по делу N А41-К2-16569/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.