Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2008 по делу N А40-17745/07-121-156 В удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ отказано, поскольку материалами дела подтверждено нарушение заявителем установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2008 г. по делу N А40-17745/07-121-156
Резолютивная часть объявлена 25 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 3 апреля 2008 года.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего: Д.
членов суда: единолично
при ведении протокола судебного заседания судьей Д.
с участием: от заявителя: не явился, уведомлен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению: ОАО “Российские железные дороги“ (Восточно-Сибирская железная дорога - филиал)
к Управлению ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу
о признании незаконным и об отмене постановления от 22.03.2007 N 4 о привлечении к административной ответственности
установил:
ОАО “Российские железные дороги“ (Восточно-Сибирская железная дорога - филиал) (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и об отмене постановления Управления ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 22.03.2007 N 4 о привлечении ОАО “РЖД“ к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ.
Постановлением ФАС МО от 26.12.2007 N КА-А40/12085-07 решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2007 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2007 по делу N А40-17745/07-121-156 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суды, установив фактические обстоятельства по делу о движении спирта на предприятии, сделали ошибочный вывод об отсутствии оборота спирта, считая, что общество не является субъектом ответственности, не должно вести учет спиртосодержащей продукции, в связи с чем, отсутствуют событие и состав административного правонарушения.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, уведомлены судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
На основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Дополнительными пояснениями по делу заявитель мотивирует свои требования тем, что у налогового органа отсутствуют полномочия на составление протокола и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.19 КоАП РФ, кроме того, налоговым органом нарушен установленный порядок при привлечении ОАО “РЖД“ привлечение к административной ответственности и при вынесении обжалуемого постановления не исследованы обстоятельства, исключающие производство по делу согласно ст. 24.5 КоАП РФ.
Ответчик письменных пояснений по заявленному требованию не представил.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные документы, суд считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5.1.4 Положения о Федеральной налоговой службе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, налоговые органы осуществляют контроль за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 настоящего Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Постановлением Управления ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 22.03.2007 N 4 по делу об административном правонарушении ОАО “РЖД“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 МРОТ, что составляет 20.000 руб.
Как следует из материалов дела, 29, 30 января и 13, 15 февраля 2007 года на основании поручения руководителя Управления ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 26.01.2007 N ПК17-07/12 в рамках проведения проверки Прокуратуры Иркутской области по вопросам исполнения законодательства, регулирующего оборот этилового спирта была проведена проверка филиала ОАО “РЖД“ - Восточно-Сибирская железная дорога.
По результатам проверки 15.02.2007 был составлен акт N 38-12К проверки соблюдения законодательства, регулирующего оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
16.02.2007 ОАО “РЖД“ Прокуратурой Иркутской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего оборот этилового спирта.
В ответе на представление Прокуратуры Иркутской области от 13.03.2007 N 32/20-894 ОАО “РЖД“ сообщило о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
12.03.2007 главным государственным налоговым инспектором Управления ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Б. в отношении ОАО “РЖД“ был составлен протокол N 4 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 28.2 в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или Закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Изучив материалы дела, суд делает вывод, что протокол об административном правонарушении от 12.03.2007 N 4 соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, который надлежащим образом был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Суд отмечает, что ответчиком был нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, в соответствии с которой нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком такого протокола, поскольку подобный недостаток может быть восполнен при рассмотрении дела по существу.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, вменяемое заявителю правонарушение было выявлено и зафиксировано в акте проверки 15.02.2007. В тот же день налоговым органом посредством фельдъегерской связи направлено извещение N 17-38/003136 о необходимости явки в налоговый орган 27.02.2007 для составления протокола об административном правонарушении. Из пояснений ответчика следует, что дата 27.02.2007 для составления протокола указана с учетом территориальной удаленности ОАО “РЖД“ и налогового органа. 09.03.2007 ответчиком получена справка N 1 ГФС РФ, согласно которой извещение N 17-38/003136 вручено по назначению под роспись 20.02.2007. Располагая сведениями о надлежащем уведомлении налогоплательщика о явке, 12.03.2007 ответчиком составлен протокол об административном правонарушении N 4.
В протоколе об административном правонарушении от 12.03.2007 N 4 зафиксированы нарушения порядка учета и хранения этилового спирта, установленного ст. 14 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, выявленные ответчиком в ходе проведенной проверки.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ определяет понятие оборота этилового спирта как закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.
Как следует из акта проверки от 15.02.2007 N 38-12К, протокола об административном правонарушении от 12.03.2007 N 4, оспариваемого постановления, ответчиком было установлено, что ВСЖД (филиал ОАО “РЖД“) использует этиловый спирт и спиртосодержащую непищевую продукцию для собственных нужд, в целях, не связанных с производством алкогольной продукции, в частности, для обеспечения ультразвукового контроля рельсов в зимний период в качестве контактирующей жидкости.
Факт закупки этилового спирта и спиртосодержащей продукции подтверждается первичными документами организации (товарно-транспортными накладными, журналами движения спирта), а также данными деклараций об объемах использования этилового спирта об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ОАО “РЖД“ закупало спирт (осуществляло определенные действия во времени), хранило спирт, при этом осуществляя определенные действия во времени, передавало и использовало спирт для собственных нужд в своих структурных подразделениях на технологические цели, следовательно, находился в обороте в составе затрат на производство собственной продукции.
В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.
Порядок учета объемов производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, приемки, хранения, отпуска, транспортирования и учета спирта этилового всех видов и сортов предусмотрен Положением об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380, и Инструкцией по приемке,
решил:
в удовлетворении заявления ОАО “Российские железные дороги“ о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 22.03.2007 N 4 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Девятом арбитражном апелляционном суде.