Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2008 по делу N А40-64743/07-104-370 Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 апреля 2008 г. по делу N А40-64743/07-104-370

Резолютивная часть решения объявлена 01.04.08 г.

Полный текст решения изготовлен 02.04.08 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего - судьи З. /единолично/

При ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОАО “Кировское Транспортное Предприятие“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

о взыскании 70 342 484 руб. 00 коп.

при участии:

от истца - К.Л., удостоверение адвоката N 8333 по доверенности N 1 от 26.11.07

от Министерства финансов РФ - К.С., удостоверение N 172 по доверенности N 186 от 13.12.07 г.

от Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию - Х., веренности N 10-16/07-4855 от 19.04.07 г.

установил:

ОАО “Кировское Транспортное Предприятие“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца сумму убытков в размере 70 342 484 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан во втором полугодии 2004 году в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В процессе рассмотрения суд по ходатайству Минфина РФ в порядке ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве другого ответчика - Российскую Федерацию в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию /т. 2, л.д. 17/.

Истец на иске настаивает, свои требования обосновывает тем, что является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров троллейбусами в городском сообщении на платной основе в г. Кирове. В соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ФЗ “О ветеранах“ им предоставлялись льготы по проезду в троллейбусах некоторым категориям граждан во втором полугодии 2004 года. Истец указывает, что в результате исполнения названных нормативных актах он понес расходы в 2004 году в размере 96 505 829 руб., которые в сумме 70 342 484 руб. 00 коп. остались не возмещенными федеральным бюджетом и являются для него убытками. Истец настаивает, что он вправе требовать полного возмещения причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством. В обоснование заявленных требований ссылается на ст. ст. 15, 16, 1069, 1071, 1082 ГК РФ.

Ответчик - Министерство
финансов Российской Федерации с иском не согласно, указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что надлежащим представителем Российской Федерации в данном споре является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, так как оно включено в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2005 - 2007 г.г. Ответчик указывает также, что истец не доказал размер понесенных расходов. Ответчик заявляет о применении срока исковой давности, который, по его мнению, истцом пропущен и указывает, что требования истца не доказаны и не подлежат удовлетворению.

Ответчик - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию указывает на то, что не является государственным органом, являвшимся главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем считает, что надлежащим ответчиком по спору является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Рассмотрев заявленные истцом требования, выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об их обоснованности и доказанности.

Как следует из материалов дела, истец в своей деятельности оказывает услуги связи населению и является предприятием в городе, оказывающим услуги по перевозке пассажиров троллейбусами в городском сообщении на платной основе в г. Кирове, то есть его доля на данном рынке услуг составляет 57,26%. В 2004 г. истец оказал гражданам льготных категорий услуги перевозки городским транспортом, в связи с чем понес убытки в виде невозмещенных расходов в сумме 70 342 484 руб. 00 коп. Сумма расходов истца определяется на основании данных о количестве льготников - инвалидов и льготников ветеранов, доли истца в объеме перевозок, тарифа на проезд, действующего на соответствующий период, с учетом положений Инструкции Госкомстата России по заполнению форм
федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России N 207 от 31.10.02 г.).

Так по данным Администрации г. Кирова количество льготников в 2004 г. составляло: ветераны - 61 181 чел., инвалиды - 39 337 чел.

Тариф на перевозку пассажиров и багажа автобусом, трамваем и троллейбусом в городском сообщении в г. Кирове в 2004 г. составлял: 4,5 руб. 3 месяца 3 квартала - июль - сентябрь 2004 г., 5, 50 руб. 3 месяца 4 квартала - октябрь, ноябрь, декабрь 2004 г., о чем свидетельствуют распоряжения Главы города Кирова N 27 от 29.01.03 г., N 308 от 29.09.04 г. /т. 1, л.д. 36 - 41/. Согласно письму N 04-13-738 от 30.12.04 г. доля истца в общем объеме городских перевозок во втором полугодии 2004 г. составляла 57, 26%. /т. 1, л.д. 65/.

Согласно п. п. 65, 66 Инструкции по автомобильному транспорту, утвержденную Постановлением N 207 от 31.10.02 г. количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для все категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований.

Натурные обследования пассажиропотоков в 2004 году не проводились, поэтому количество перевезенных пассажиров-льготников определяется из расчета поездок в месяц на каждом виде транспорта на каждого пассажира-льготника.

Согласно п. 6 Положения о Госкомстате РФ, утв. Постановлением Правительства РФ N 85 от 02.02.01 г., официальная статистическая методология, утверждаемая Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.

Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Право на бесплатный проезд лицам, являющимся ветеранами, предоставлено в силу положений пп. 16 п. 1 ст. 15, пп. 13 п. 1 ст. 16, п. 10 ст. 17, пп. 12 п. 1 ст. 18, пп. 12 п. 1 ст. 19, п. 7 ст. 20, пп. 13 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 2 ст. 22 ФЗ N 5-ФЗ от 12.01.95 г. “О ветеранах“.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ предусмотрено, что расходы на оплату проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) должны возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Количество лиц, имеющих право на бесплатный проезд в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ составляет 61 118 человек.

Расходы истца по предоставлению льготного проезда ветеранам в 2004 г. составили 52 548 361 руб. (5 254 836 x 4,5 руб. + 5 254 836 x 5,5 руб.).

Количество льготников, имеющих право на бесплатный проезд в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ составляет 39 337 человек.

Размер расходов истца по предоставлению льготного проезда инвалидам в 2004 г. составил 33 786 549 руб. (3 378 655 x 4,5 руб. + 3 378 655 x 5,5 руб.).

Расходы истца по перевозке льготных категорий пассажиров на общую сумму 86 334 910
руб. (52 548 361 + 33 786 549) были частично возмещены ему в сумме 15 992 426 руб. (из них - 6 258 426 руб. по инвалидам, 9 734 000 руб. по ветеранам), что подтверждается платежными поручениями N 280, 305, 315, 316, 324, 333, 349, 351, 354, 357, 360, 380, 372, 385, 386, 387, 391, 395, 401, 403, 407, 420 (по ветеранам), N 218, 245, 286, 339, 363, 411 (по инвалидам) /т. 1, л.д. 69 - 92/. Сумма невозмещенных расходов составляет 70 342 484 руб. (86 334 910 руб. - 15 992 426 руб.). Расчет истца судом проверен и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, показатели, используемые истцом при расчете, ответчиком не оспорены.

Правительство Кировской области в своем письме N 4710-02-01 от 06.12.04 г. сообщает, что все выделенные средства на реализацию рассматриваемых льгот распределены и доведены до получателей.

Организация истца является коммерческой организацией, которая не должна нести бремя расходов по реализации федеральных законов. Исходя из подпункта “а“ пункта 1, подпункта “в“ пункта 2 части 1 статьи 10 Закона “О ветеранах“ и части 1 статьи 31 Закона “О социальной защите инвалидов“ (в редакции, действовавшей в спорный период) организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны предоставить гражданам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация, установив Законом “О ветеранах“ и Законом “О социальной защите инвалидов“ льготы в виде бесплатного проезда приняла на обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению льгот за счет средств федерального бюджета.

Приняв Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ государство
не отменило и не приостановило действия Законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов“. Поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей на основании статьи 16 ГК РФ могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Частью 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льготным категориям пассажиров бесплатного проезда.

Статья 1071 ГК РФ устанавливает, что в таких случаях от казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо.

Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.

Согласно ст. 1064 ГК РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума
ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 от 01.07.96 г. в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового иного управомоченного органа.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями /бездействием/ соответствующих должностных лиц и органов, от имени казны Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств Федерального Бюджета по ведомственной принадлежности.

Федеральными Законами “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ главным распорядителем средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности являлось Министерство труда и социального развития РФ. Однако распоряжением Правительства Российской Федерации N 799-р от 11.06.04 г. названное Министерство упразднено и до настоящего времени не установлено, на кого возложены обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета, направленных на погашение расходов за оказанные услуги перевозки гражданам. Доказательств, свидетельствующих о передаче указанных функций Федеральному Агентству по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с ч. 1 ст. 61 ГК РФ, суду также не представлено, с учетом чего доводы Министерства финансов РФ со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.06 г. и Указ Президента РФ N 314 от 09.03.04 г. о том, что надлежащим ответчиком является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, признаются судом несостоятельными.

Согласно приложению N 10 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ главным распорядителем средств федерального
бюджета на ежемесячные денежные выплаты ветеранам является Министерство финансов РФ, которое осуществляет также составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях, а также ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета.

С учетом чего, суд считает, что Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком по данному спору и доводы Министерства финансов РФ в этой части суд, с учетом изложенного выше, считает несостоятельными.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме. Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан федеральным законом, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Суд не признает обоснованными доводы ответчика о недоказанности истцом оснований для взыскания понесенных затрат, поскольку доводы истца не опровергнуты ответчиком документально и противоречат материалами дела.

Суд не признает обоснованными доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало, или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по обязательствам, срок исполнения которых не определен, исчисляется с момента, когда у кредитора возникает
право предъявить требование об исполнении обязательства.

В соответствии со ст. 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января до 31 декабря.

Согласно п. 1 ст. 264 БК РФ исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

Согласно Постановлениям Правительства РФ N 963 от 15.12.00 г. и N 85 от 10.02.03 г. денежные средства для реализации ФЗ “О ветеранах“ должны перечисляться в течение всего финансового года, который соответствует календарному году и длится с 01 января до 31 декабря.

С учетом чего право истца на получение возмещения расходов не нарушается и право требования к Российской Федерации не возникает до окончания года - до 31.12.04 года.

Таким образом, истец узнал о нарушении своего права на возмещение расходов по оказанию услуг по перевозке пассажиров по окончании 2004 года, и срок исковой давности начал течь лишь с 01.01.05 г. Иск истцом подан в суд 10.12.07 г., что подтверждается отметкой канцелярии суда на исковом заявлении, то есть в течение 3-годичного срока исковой давности.

Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Таким образом, истец в соответствии со ст. ст. 196, 199, 200, 203 ГК РФ срок исковой давности не пропустил.

При изложенных обстоятельствах заявленные истцом требования к казне РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании суммы затрат подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины по иску, а от уплаты госпошлины по иску ответчик освобожден в установленном порядке, в связи с чем госпошлина по иску с ответчика не подлежит взысканию.

На основании изложенного, ст. ст. 8, 9, 12, 15, 16, 125, 196, 199, 200, 1064, 1069, 1071, 1082 ГК РФ, ст. 158 БК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 49, 65, 110, 167, 169, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого Акционерного Общества “Кировское Транспортное Предприятие“ убытки в сумме 70 342 484 руб. 00 коп. /семьдесят миллионов триста сорок две тысячи четыреста восемьдесят четыре руб. 00 коп./.

В иске к Российской Федерации в лице Федерального агентства здравоохранения и социального развития отказать.

Решение может быть обжаловано в 9-й Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.