Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2008 по делу N А40-3776/08-76-17 Заявление о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе вернуть уплаченную сумму пени, начисленной на взносы на обязательное пенсионное страхование, удовлетворено, так как неправильное указание в платежных документах кода бюджетной классификации не повлекло несвоевременной уплаты страховых взносов, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для начисления пеней.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 апреля 2008 г. по делу N А40-3776/08-76-17

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2008 года

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2008 года

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Ч.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО “Связь объектов транспорта и добычи нефти“

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7

3-е лицо ПФ РФ, ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области

о признании незаконным действия, об обязании вернуть уплаченную сумму пени, начисленную на взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9716,23 руб.

при участии

от заявителя: Т. дов. от 08.10.07

от ответчика:
Ч. дов. от 01.08.07

от третьих лиц: С. дов. от 12.03.08, Г. дов. от 26.06.07

установил:

ОАО “Связь объектов транспорта и добычи нефти“ обратилось с заявлением о признании незаконными действия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, выразившиеся в отказе вернуть уплаченную сумму пени, начисленную на взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9716,23 руб.; об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 возвратить ОАО “Связь объектов транспорта и добычи нефти“ сумму пени, начисленную на взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9716,23 руб.

Представитель МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, не признав требования, ссылается на обоснованность начисления пени в соответствии со ст. 26 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, согласно которой пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Поскольку платежным поручением N 3477 от 10.05.2007 ОАО “Связь объектов транспорта и добычи нефти“ ошибочно перечислены суммы страховой части страховых взносов в ПФР в размере 1156812,14 руб. на КБК 1821020202020061000160 вместо КБК 18210202010061000160, денежные средства зачислены на накопительную часть трудовой пенсии за апрель 2007 года, в связи с чем, в КРСБ “Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии“ образовалась недоимка по налогу, на которую начислены пени в сумме 9716,23 руб. (за период с 16.05.2007 по 08.06.2007 на сумму недоимки 1156478,48 руб. - сумма пени 9714,42 руб., за период с 17.07.2007 по
19.07.2007 на сумму недоимки 1904,34 руб. - сумма пени 1,9 руб.

По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что платежным поручением N 3477 от 10.05.2007 г. ОАО “Связьтранснефть“ ошибочно перечислило суммы страховой части страховых взносов в ПФР в размере 1 156 812,14 руб. на КБК 18210202020061000160 вместо КБК 18210202010061000160. Ошибка допущена в 9 - 11 разрядах КБК - неверно указана подстатья дохода. Денежные средства поступили вместо страховой части на накопительную часть трудовой пенсии за апрель 2007 года. Остальные реквизиты, необходимые для поступления денежных средств в уплату страховых взносов, а именно номер счета, реквизиты банка, ОКАТО, назначение платежа, указаны страхователем верно.

Заявителю заместителем начальника отдела учета и отчетности Р. сообщено, что в данном случае уточнение платежа не проводится, возврат ошибочно перечисленных денежных средств не осуществляется, в связи с чем, заявитель платежным поручением от 15.06.2007 г. N 4561 повторно перечислил суммы страховой части страховых взносов в ПФР в размере 1 156 812 руб. 14 коп. В результате по состоянию на 15 июля 2007 года образовалась переплата по накопительной части страховых взносов в ПФР в размере 1 156 812 руб. 14 коп.

Налогоплательщиком получено письмо от налогового органа N 58-14-09/13983 от 08.08.2007 с требованием оплатить сумму пени за несвоевременную выплату страховой части пенсионного сбора в сумме 9 716,23 руб.

Заявителем оплачены суммы пени платежным поручением N 6781 от 21.08.2007.

Статьей 2 ФЗ “Об обязательном
пенсионном страховании в РФ“ N 167-ФЗ от 15.12.2001 предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 ст. 25 Закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с Приложением N 11,1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации РФ“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, налоговые органы являются администраторами по уплате (возврату) взносов на обязательное пенсионное страхование и довод инспекции о том, что налоговый орган не вправе производить возврат пени, начисленной на взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные взносы не являются налогом или сбором, является необоснованным.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.

В данном случае бюджет потерь не понес.

Пунктом 2 ст. 24 Закона предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Поскольку неправильное указание в платежных документах неверного КБК не повлекло несвоевременную уплату страховых взносов, у налогового органа не имелось оснований для начисления пеней.

Пунктом 14 ст. 78
НК РФ установлено, что предусмотренные ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 сентября 2006 года N 2776/06, N 4240/06 предусмотрено, что налоговые органы обязаны производить возврат и зачет взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд вправе возвращать страховые взносы, в случае если невозможно установить, за каких застрахованных лиц внесены указанные платежи.

Таким образом, заявитель имел право произвести уточнение платежа, указав в уточняющем заявлении КБК для оплаты суммы страховой части страховых взносов в ПФР.

Министерство финансов РФ в Письме от 14.08.2007 N 03-02-07/1-377 разъясняет, что пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную
систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Таким образом, законодатель устанавливает право пересчета пеней при выяснении факта отсутствия недоимки перед соответствующим бюджетом.

На основании ст. 78 НК РФ, и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 110, 156, 167 - 169, 198, 200, 201 АПК РФ арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, выразившиеся в отказе вернуть уплаченную сумму пени, начисленную на взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9716 руб. 23 коп.

Обязать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 возвратить ОАО “Связь объектов транспорта и добычи нефти“ сумму пени, начисленную на взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9716 руб. 23 коп.

Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в пользу ОАО “Связь объектов транспорта и добычи нефти“ госпошлину 2500 руб., уплаченную по платежному поручению N 10694 от 18.12.2007.

Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.