Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 N 09АП-2726/08-2008-АК по делу N А40-60527/07-154-38 Исковые требования о признании недействительным отказа уполномоченного органа о предоставлении в собственность земельных участков и обязании заключить договор купли-продажи земельных участков удовлетворены правомерно, поскольку ответчик не наделен полномочиями по отказу в предоставлении земельного участка в собственность.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2008 г. N 09АП-2726/08-2008-АК

Дело N А40-60527/07-154-38

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2008 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.,

Судей: Д., З.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ж.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2008 г. по делу N А40-60527/07-154-38 судьи Т.

по заявлению ОАО “НПФ “Спектр ЛК“

к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы

о признании недействительным отказа и обязании заключить договор

при участии:

от заявителя: Ш. по дов. от 15.10.2007 г.; П.С. по дов. от 15.10.2007 г.;

от ответчика: П.Д.
по дов. от 29.12.2007 г.;

установил:

ОАО “НПФ “Спектр ЛК“ (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее Департамент), содержащийся в письме N 33-5ТО-1524/7-(0)-1 от 24.10.2007 г. о предоставлении в собственность ОАО “НПФ “Спектр ЛК“ земельных участков по адресу: г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 3 348,75 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:018; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 925,78 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:017; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, стр. 1, 3 - 5, 7, 9 - 10, 15, 18 - 19, 21 - 23, 26, 27, 29, 32, 33, 62 - 64, 68, 126, площадью 3 6610 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:023, путем заключения договора купли-продажи этих земельных участков; об обязании Департамента заключить с обществом договор купли-продажи земельных участков по адресу: г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 3 348,75 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:018; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 925,78 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:017; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, стр. 1, 3 - 5, 7, 9 - 10, 15, 18 - 19, 21 - 23, 26, 27, 29, 32, 33, 62 - 64, 68, 126, площадью 36 610 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:023 по цене 185 728 198,66 руб. на условиях, предусмотренных проектом договора купли-продажи, приложенного к сопроводительному письму ОАО “НПФ “Спектр ЛК“ N 01.11/07-436 от 18.10.2007 г. и направленному в Департамент.

Решением от 28.01.2008 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные
требования, мотивировав свои выводы тем, что у Департамента отсутствовали законные основания для отказа в заключении договора купли-продажи земельных участков, обязал заключить договоры купли-продажи на условиях заявителя.

Департамент не согласился с вынесенным решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что обжалуемый ответ говорит о невозможности рассмотрения поданного заявления. Сообщил, что поскольку площадь расположенных на участке зданий превышает 3 000 кв. м, правом на принятия решения о предоставлении участка в собственность обладает только Правительство Москвы. Указал на необоснованность цены участков земли. Полагает, что существенные условия договора купли-продажи земельных участков определяет Правительство Москвы.

В письменных объяснениях по делу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что Департамент как исполнительный орган государственной власти в целях выполнения возложенных на него функций заключает договоры купли-продажи земельных участков. Полагает, что отсутствие решения Правительства Москвы о предоставлении земельных участков не является препятствием для заключения договора, при этом сослался на отсутствие мотивированного отказа. Указал, что судебное решение является основанием для заключения договора купли-продажи. Сослался на обоснованность стоимости земли.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе. Указал, что решение об отказе в предоставлении земельных участков в собственность ответчиком не могло приниматься и не принималось, так как
он не обладает на это полномочиями, а обжалуемый ответ не является отказом в предоставлении земельных участков в собственность. Пояснил, что договор, заключенный без решения Правительства г. Москвы, не соответствует действующему законодательству РФ.

Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Указал, что ответчиком нарушен двухнедельный срок на подготовку и направление заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка. Также указал, что цена земли устанавливается субъектом Российской Федерации в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в отношении населенных пунктов с численностью населения свыше 3-х миллионов человек.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - здания, расположенные по адресу: г. Москва, 2-я Звенигородская ул., д. 12, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

Здания расположены на земельном участке, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 3 348,75 кв. м, кадастровый N 77:01:04036:018; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 925 78 кв. м, кадастровый N 77:01:04036:017; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, стр. 1, 3 - 5, 7, 9 - 10, 15, 18 - 19, 21 - 23, 26, 27, 29, 32, 33, 62 - 64, 68, 126 площадью
36 610 кв. м, кадастровый N 77:01:04036:023.

Заявитель использует упомянутые земельные участки на основании договора N М-01-025787 от 30.01.2004 г. (в отношении участков площадью 3 348,75 кв. м, кадастровый N 77:01:04036:018 и площадью 925,78 кв. м, кадастровый N 77:01:04036:017) о предоставлении участка в пользование на условиях аренды для эксплуатации строений под производственные цели сроком до 24.04.2047 г., зарегистрированного Учреждением юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы 01.10.2004 г. N регистрации 77-01/05-12/2004-473, и договора аренды земельного участка N М-01-011273 от 23.04.1998 г. (в отношении земельного участка площадью 36 610 кв. м, кадастровый N 77:01:04036:023) для эксплуатации существующих зданий с целью производства, научно-исследовательских и проектных разработок лакокрасочных материалов и другой деятельности, предусмотренной уставом общества, сроком на 49 лет (с даты его государственной регистрации), зарегистрированного Московским земельным комитетом 23.04.1998 г., регистрационный N М-01-011273.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 упомянутой статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня
поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, по смыслу приведенных норм Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления обязан принять решение о предоставлении земельного участка в собственность (или подготовить проект договора купли-продажи), либо отказать в предоставлении земельного участка, чего в настоящем случае ответчиком сделано не было.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства г. Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП “О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность“ (далее Постановление) Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность.

Пунктом 9 Постановления предусмотрено, что Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением порядком осуществляется прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков, подготовка проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.

Общество обратилось в Департамент с заявлением от 20.08.2007 г. N 01.11/07-345 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:04036:018, 77:01:04036:017, 77:01:04036:023. К заявлению
были приложены все необходимые документы, предусмотренные Порядком передачи в собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, далее Порядок (Приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 г.).

Согласно письму от 24.10.2007 г. N 33-5ТО-2286/7-(2)-1 Департамент отказал обществу в предоставлении земельных участков по адресу: г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, стр. 1, 3 - 5, 7, 9 - 10, 15, 18 - 19, 21 - 23, 26, 27, 29, 32, 33, 62 - 64, 68. 126 и в заключении договора купли-продажи этих земельных участков.

В качестве основания отказа Департаментом земельных ресурсов города Москвы указано отсутствие утвержденного проекта межевания квартала, на территории которого находится спорный земельный участок.

Пунктом 1.1 Порядка установлено, что настоящий Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.

Пунктом 2.1 Порядка определено, что гражданин или юридическое лицо обращается в службу “одного окна“ Департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.

Удовлетворяя заявленное требование в части признания незаконным отказа Департамента выраженного в письме от 24.10.2007 г. N 33-5ТО-1524/7-(0)-1 суд первой инстанции исходил из того, что в силу пунктов 1, 6 ст. 36, п. 4 ст. 28 ЗК РФ и положений Постановления,
следует, что за исключением случаев отказа исполнительного органа государственной власти по основаниям, установленным законодательством о земле, а также правовыми актами города Москвы, заключение договора купли-продажи земельного участка для исполнительного органа государственной власти (в данном случае в лице Департамента земельных ресурсов города Москвы) является обязательным. При этом на Департамент возложена обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка.

Кроме того, суд первой инстанции согласился с оценкой стоимости земельных участков, которую рассчитал заявитель и которая составляет 185 728 198,66 руб. и обязал заключить договор купли-продажи земельных участков.

Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

В силу ст. 201 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно, как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно положениям статьи 65 АПК РФ, лицо, оспаривающее ненормативный акт государственного органа, должно представить доказательства наличия у него прав и законных интересов, которые он считает нарушенными оспариваемым актом, и доказательства нарушения этих прав.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 указанного закона.

Согласно ст. 10 ЗК РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 ст. 13 Закона города Москвы от 26.02.1997 г. N 5 “О Правительстве Москвы“ таким исполнительным органом государственной власти является Правительство Москвы, осуществляющее государственное управление в области земельных отношений и приватизации собственности г. Москвы.

Кроме того, согласно пунктов 5, 6, Постановления, а также пунктов 1.3, 8.1, Порядка, решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя принимается Правительством Москвы и префектами административных округов города Москвы в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.

Таким образом, довод заявителя и вывод суда первой инстанции о том, что ответчик относится к исполнительным органам государственной власти, наделенным полномочиями по принятию решения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории г. Москвы в собственность, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 8.2 Порядка решение о возмездном предоставлении земельного участка заявителю, является основанием для подготовки проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка в соответствии с примерными формами, утвержденными Правительством Москвы, а пункт 8.3 устанавливает, что Департамент направляет заявителю проект договора купли-продажи для его подписания.

Как видно из материалов дела, решения о предоставлении заявителю земельного участка, уполномоченными органами не принималось, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для заключения с обществом договора купли-продажи земельного участка.

Также из материалов дела видно, что к заявлению были приложены документы, предусмотренные Порядком.

В силу п. 1.3 Порядка решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя принимается Правительством Москвы и префектами административных округов города Москвы в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними. В случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, заявителю направляется письменный ответ.

Таким образом,
ни указанным выше Порядком (п. 5.1), ни иными нормативными правовыми актами г. Москвы Департамент земельных ресурсов г. Москвы не наделен полномочиями по отказу в предоставлении земельного участка в собственность.

Учитывая изложенное, отказ в рассмотрении вопроса о передаче в собственность заявителя земельного участка, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, в данном случае, с учетом фактических обстоятельств и материалов дела, считает, что ДЗР г. Москвы, получив указанное выше заявление с просьбой заключить договор купли-продажи земельных участков, в нарушение действующего законодательства, незаконно отказал обществу.

Так, в соответствии с пунктом 9 Постановления Департаменту земельных ресурсов города Москвы поручено осуществлять прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков, а также подготовку проектов решений о предоставлении земельных участков в собственность.

Таким образом, учитывая, что документы заявителя приняты ответчиком в соответствии с указанным выше Порядком, не возвращены по основаниям, указанным в п. 2.9 Порядка и принимая во внимание наличие у него исключительного права, в соответствии с земельным законодательством и рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженными в пунктах 5, 7 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, суд апелляционной инстанции считает необходимым, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, обязать ответчика совершить действия по подготовке проекта решения о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка.

Что же касается расчета стоимости земельных участков, то в силу п. 8 Порядка проект договора купли-продажи земельных участков направляется заявителю Департаментом, после принятия решения о предоставлении участка в собственность Правительством Москвы.

В соответствии с п. 7.3 Порядка в проекте решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность заявителя указываются, в том числе сведения о заявителе, о площади, кадастровом номере и местоположении земельного участка, о категории и разрешенном использовании земельного участка, об установлении публичных сервитутов, иных ограничениях использования и обременениях земельного участка.

В проекте решения о возмездном предоставлении земельного участка в собственность заявителя указываются, в том числе сведения о заявителе, о площади, кадастровом номере и местоположении земельного участка, о категории и разрешенном использовании земельного участка, о цене земельного участка, об установлении публичных сервитутов, иных ограничениях использования и обременениях земельного участка, в том числе о запрете на строительство, реконструкцию объектов недвижимости на этом земельном участке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, об условиях снятия этого запрета, а также о сроках заключения договора купли-продажи земельного участка.

В проекте договора купли-продажи земельного участка содержатся в том числе сведения о площади, кадастровом номере и местоположении земельного участка, о кадастровой стоимости и цене земельного участка, о категории и разрешенном использовании земельного участка, об установленных публичных сервитутах, иных ограничениях использования и обременениях земельного участка.

При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что стоимость земельных участков не является предметом спора по настоящему делу до принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность обществу.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания Департамента заключить соответствующий договор.

Судебные расходы отнести на лиц участвующих в деле пропорционально размеру удовлетворенных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2008 г. по делу N А40-60527/07-154-38 изменить.

Признать незаконным, противоречащий требованиям Земельного кодекса РФ, отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы, содержащийся в письме N 33-5ТО-1524/7-(0)-1 от 24.10.2007 г. в предоставлении в собственность ОАО “НПФ “Спектр ЛК“ земельных участков по адресу: г. Москва, 2-я Звенигородская ул. вл. 12, площадью 3348,75 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:018; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 925,78 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:017; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, стр. 1, 3 - 5, 7, 9 - 10, 15, 18 - 19, 21 - 23, 26, 27, 29, 32, 33, 62 - 64, 68, 126, площадью 36610 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:023, путем заключения договора купли-продажи этих земельных участков.

Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы в двухнедельный срок подготовить проект решения Правительства Москвы о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу г. Москва, 2-я Звенигородская ул. вл. 12, площадью 3348,75 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:018; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, площадью 925,78 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:017; г. Москва, 2-я Звенигородская ул., вл. 12, стр. 1, 3 - 5, 7, 9 - 10, 15, 18 - 19, 21 - 23, 26, 27, 29, 32, 33, 62 - 64, 68, 126, площадью 36610 кв. м с кадастровым номером 77:01:04036:023 в собственность ООО “НПФ “Спектр-ЛК“ и направить его в Правительство Москвы.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов г. Москвы госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 рублей.