Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 N 09АП-2555/08-АК по делу N А40-55998/07-92-390 В удовлетворении требований об оспаривании распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия по контролю с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отказано правомерно, поскольку оспариваемое распоряжение соответствует законодательству РФ, а также заявитель не доказал, что распоряжением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2008 г. N 09АП-2555/08-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи М.
Судей: З., Д.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ж.
при участии:
от заявителя: С. по доверенности от 14.06.2007 N ИА/9524, по доверенности от 17.05.2007 N ИА/7722, удостоверение N 1128;
от заинтересованного лица: Д.Е. по доверенности от 20.04.2006 N 11-101, удостоверение ТУ N 501.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2007 по делу N А40-55998/07-92-390
судьи У.
по заявлению Федеральной антимонопольной службы России
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
об оспаривании распоряжения,
установил:
Федеральная антимонопольная служба России обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12.10.2007 N 6523.
Решением суда от 29.12.2007 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд указал, что оспариваемое распоряжение соответствует ст. ст. 1, 2 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, ст. 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, п. 12 Положения о ФАС России. Кроме того, заявитель не доказал, что оспариваемым распоряжением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, а также представил письменных пояснения, в которых просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, и представителя ответчика, не согласившегося с доводами жалобы и поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12.10.2007 N 6523 о проведении мероприятия по контролю предписано должностным лицам названного Управления провести плановое мероприятие по контролю в отношении Федеральной антимонопольной службы по адресу: г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11 с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; задачи - профилактика массовых неинфекционных заболеваний населения; предмет - контроль выполнения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в период с 22 октября по 21 ноября 2007 года.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ предусмотрен исчерпывающий перечень отношений, на которые действие данного Закона не распространяется, в который не включены отношения, связанные с проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе в отношении органов государственной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса РФ к органам государственной власти, участвующим в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, каких-либо особенностей, не позволяющих применять к ФАС России нормы о юридических лицах, не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии с п. 12 названного Положения Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, что позволяет применять к этому органу исполнительной власти нормы о юридических лицах не только в случае вступления ФАС России в гражданские правоотношения, но и при осуществлении службой своей основной деятельности.
Статьей 2 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ определено содержание государственного контроля (надзора), при этом, Закон не ограничивает понятие работ, выполняемых юридическим лицом при осуществлении своей деятельности, обязательствами, вытекающими из гражданско-правовых отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства лежит как на организациях всех форм собственности, индивидуальных предпринимателях и гражданах, так и на органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, п. 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Москве, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.05.2006 года N 142, Управление Роспотребнадзора в г. Москве осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Заявитель считает, что суд первой инстанции неправильно применил норму ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, указав в своем решении на то, что закон не ограничивает понятие работ, выполняемых юридическим лицом при осуществлении своей деятельности, обязательствами, вытекающими из гражданско-правовых отношений.
Между тем, указанный вывод суда первой инстанции полностью соответствует содержанию указанной нормы Закона, исходя из которого основным признаком государственного контроля (надзора) является наличие обязательных требований к работам, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
При этом в законе отсутствует указание на то, что под работами следует понимать именно ту деятельность юридического лица, которая осуществляется им в соответствии с положениями части 2 Гражданского кодекса РФ.
Как утверждает заявитель, понятие работ, закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, ограничивается обязательствами, вытекающими из отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Подобный довод является необоснованным, поскольку понятие работ, приведенное в указанной норме Закона, не связано с наличием или отсутствием у ФАС России публичной обязанности по уплате налогов и сборов, а также полномочий по заключению гражданско-правовых договоров.
Ссылка заявителя на Налоговый кодекс РФ также несостоятельна, поскольку понятие работ, которое содержится в п. 4 ст. 38 НК РФ, дано исключительно для целей налогообложения. Кроме того, отсутствие у юридического лица полномочий по выполнению работ по гражданско-правовым договорам подряда, или работ, определение которых дано в п. 4 ст. 38 НК РФ, не означает, что законодательством Российской Федерации не могут предъявляться требования к работам иного вида и содержания, а также не означает, что заявитель не обязан соблюдать обязательные требования, установленные нормами Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Также является необоснованным вывод заявителя о том, что возможность проведения органами Роспотребнадзора проверки выполнения ФАС России требований санитарного законодательства не предусмотрена Законом о защите прав юридических лиц.
В п. 3 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц содержится исчерпывающий перечень отношений, на которые действие Закона не распространяется.
При этом в названный перечень не включены отношения, связанные с проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе, связанные с проведением такого надзора в отношении органов государственной власти, что дает право Управлению Роспотребнадзора по городу Москве проводить проверку выполнения требований санитарного законодательства, в том числе, в отношении ФАС России.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочной ссылку суда первой инстанции на ч. 3 ст. 211 АПК РФ, так как указанная норма не применима к спорным правоотношениям. Однако, учитывая, что данная ошибка не привела к принятию неправильного решения, выводы суда по существу спора признаются правильными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2007 по делу N А40-55998/07-92-390 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.