Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2008 по делу N А40-63807/07-146-444 В удовлетворении заявления о признании недействительными предписания Банка России, приказов Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией отказано, так как оспариваемые акты Банка России соответствуют законодательству РФ и не нарушают права и законные интересы заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 марта 2008 г. по делу N А40-63807/07-146-444

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 31 марта 2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего Л.

судей: единолично

при ведении протокола заседания Л.

с участием:

заявителя: Б.Э.В. по доверенности ЗАО “Нерль+“ от 09.11.07 г., удостоверение адвоката N 4274 от 20.01.03 г.

от заинтересованного лица: Б.Д.А. по доверенности N 378 от 12.07.07 г., удостоверение N 006770; О. по доверенности N 525 от 10.10.2007 г., удостоверение N 006133; Г.Л.НГ. по доверенности N 375 от 19.07.07 г., удостоверение N 005968; Ш. по доверенности МГТУ ЦБ РФ от 17.12.07 г., удостоверение ТУ
N 00351; Н. по доверенности ЦБ РФ N 329 от 19.06.07 г., удостоверение N 006750; П.С.В. по доверенности ЦБ РФ N 446 от 26.09.07 г., удостоверение N 006017; К. по доверенности N 430 от 18.09.07 г., удостоверение N 006124; Д. по доверенности от 17.12.07 г., удостоверение ТУ N 01228; Г.Е.Е. по доверенности N 6 от 10.01.08 г., удостоверение N 006498

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО КБ “Фундамент-Банк“ и ЗАО “Нерль+“ к Центральному банку Российской Федерации о признании предписания, приказов недействительными и об обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

ОАО Коммерческий банк “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ (далее Банк) и ЗАО “Нерль+“ обратились в арбитражный суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (далее ЦБ РФ) о признании недействительным предписания Отделения N 3 Московского ГТУ Банка России от 30.10.2007 N 53-14-П/10608ДСП, приказа Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N ОД-827 “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, приказа Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N ОД-828 “О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций“, обязании Центрального банка Российской Федерации в установленный законом срок устранить допущенные нарушения, а именно: возобновить действие лицензии на осуществление банковских операций ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, прекратить деятельность временной администрации по управлению кредитной организацией ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, возобновить полномочия исполнительных органов ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ в установленном порядке, указывая, что обжалуемые акты нарушают права и законные интересы Банка и его акционера - ЗАО “Нерль+“, поскольку препятствует осуществлению основного вида хозяйственной деятельности,
в то время как обстоятельства, являющиеся в соответствии с законодательством основанием для применения мер наказания и отзыва лицензии, отсутствовали.

Возражая против удовлетворения заявления, заинтересованное лицо указывает, что в отношении Банка в указанный в оспариваемых актах период неоднократно выносились предписания по фактам нарушения законодательства о банковской деятельности, в результате неустранения которых решение об отзыве лицензии правомерно и принято при наличии предусмотренных законодательством оснований.

Рассмотрев дело в отсутствие представителя ОАО КБ “Фундамент-Банк“, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснения представителя заявителя - ЗАО “Нерль+“, поддержавшего заявленные требования и представителей заинтересованного лица, возражавших против удовлетворения заявления, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО Коммерческий банк “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ создано 17.03.2004 г., осуществляет банковскую деятельность на основании лицензии регистрационный N 2118 от 12 октября 1992 года. Заявитель ЗАО “НЕРЛЬ+“ является владельцем 4,874% доли акций, что составляет 5.800.000 рублей.

Заинтересованным лицом в ходе плановой тематической инспекционной проверки Новосибирского филиала ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ выявлены нарушения банком требований законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности - пунктов 2.5, 2.8 Положения Банка России от 20.12.2002 N 207-П “О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“ (далее - Положение N 207-П), выражавшихся в неправильном заполнении полей электронных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделках, а также в неверных классификации и присвоении кодов операциям клиентов, сведения
о которых представлялись в уполномоченный орган.

В связи с выявленными нарушениями Банк России применил в отношении ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ меру в виде требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений, оформленную предписанием от 07.06.2007 N 53-14-11/5460ДСП.

Банком России 06.06.2007 г. проведено совещание с руководством ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ по вопросу вынесения решения о применении мер за нарушение банком установленных статьей 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“ (далее - Закон о противодействии легализации) сроков направления в Федеральную службу финансового мониторинга (Росфинмониторинг) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и сомнительных операциях.

Предписанием Банка России от 09.06.2007 N 53-14-11/5557ДСП к ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ применена мера в виде штрафа в размере 86.661 руб. за нарушение подпункта 4 пункта 1 и пункта 3 статьи 7 Закона о противодействии легализации, пункта 2.10 Положения N 207-П в части сроков направления сообщений в Росфинмониторинг. Также в предписании указано на нарушение пунктов 2.5 и 2.8 Положения N 207-П. Указанным актом банку предписано принять меры, направленные на усиление контроля за соблюдением федерального законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Оспариваемым по настоящему делу предписанием Отделения N 3 Московского ГТУ Банка России от 30.10.2007 N 53-14-11/10608ДСП, в редакции Предписания от 12 ноября 2007 г. N 53-14-11/10971ДСП, ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ запрещено проведение отдельных операций сроком на шесть месяцев.

Оспариваемым приказом Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N ОД-827 у Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в связи с отзывом лицензии приказом Центрального банка Российской Федерации
от 14 ноября 2007 г. N ОД-828 назначена временная администрация по управлению кредитной организацией.

Приказом N 1 от 15 ноября 2007 г. (пункт 3) Временной администрацией по управлению ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ у Президента Банка П.В.Г. изъяты печати и действующие учредительные документы Банка.

Полагая, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для отзыва лицензии у Банка, Банк и акционер Банка ЗАО “Нерль+“ обратились в суд с настоящим заявлением.

Оспариваемые акты ЦБ РФ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в силу ст. 198 - 200 АПК РФ не подлежат признанию незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения, действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа и лица, которые приняли оспариваемое решение, совершили оспариваемое бездействие, а также устанавливает нарушает ли оспариваемое решение, бездействие права и законные интересы заявителя.

Лицензия на осуществление банковских операций была отозвана у ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ приказом Банка России от 14.11.2007 N ОД-827 в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ в связи с неисполнением Банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное в течение одного года применение к кредитной организации мер, предусмотренных Законом о Банке России, а также неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Закона о противодействии
легализации.

В соответствии с п. 9 ст. 4, ст. 56 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)“ N 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (далее - Закон о ЦБ РФ), ЦБ РФ осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и выполняет функции надзора за их деятельностью.

Полномочия ЦБ РФ по осуществлению контроля и надзора установлены ст. 62 Закона о ЦБ РФ и проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных нормативов по размерам капиталов и вкладов, ликвидности и рисков.

Статья 74 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ предоставляет Банку России полномочие применять к кредитной организации меры, в том числе, в виде ограничения проведения кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев, запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года.

Следовательно, оспариваемые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти в пределах его компетенции.

В соответствии с приказом от 14 ноября 2007 г N ОД-827 лицензия на осуществление банковских операций была отозвана у заявителя на основании статьи 19, пункта 6 части первой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом, как следует из пояснений заинтересованного лица, ЦБ РФ исходил из того, что за аналогичные нарушения к Банку неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России, затем в целях
защиты интересов кредиторов и вкладчиков введены сроком на 6 месяцев запрет на открытие филиалов и осуществление отдельных банковских операций и ограничение на осуществление отдельных банковских операций, оформленные предписанием от 30.10.2007 N 53-14-11/10608ДСП. Выявленные нарушения не были устранены Банком, в связи с чем ЦБ РФ принято решение о прекращении деятельности кредитной организации.

Приведенные доводы и обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заявителями в ходе судебного разбирательства по делу, в связи с чем доводы об отсутствии правовых оснований для направления предписания от 30.10.2007 N 53-14-11/10608ДСП и последующего отзыва лицензии признаются судом неосновательными, при этом суд исходит из следующего.

Указанное предписание соответствует положениям ст. 74 о ЦБ РФ, поскольку содержит описание допущенных заявителем нарушений со ссылкой на нормы Закона, нарушения которых выявлены в деятельности Банка.

Утверждения Банка об отсутствии многократности нарушений законодательства о банковской деятельности за проверяемый период с 01.10.2006 по 01.10.2007 опровергается материалами дела, так как в указанный период Банком России были направлены ряд предписаний с указанием на нарушение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, а также законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

До вынесения оспариваемого предписания за предшествовавшие отзыву лицензии 12 месяцев Банку направлялось предусмотренные статьей 74 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“

- предписание от 06.03.2007 N 53-14-11/2434ДСП о наложении штрафа за нарушение требований норм статьи 11.1 Закона о банках и пункта 22.11 Инструкции N 109-И в части несвоевременного представления в Банк России сведений
об изменении в составе руководства,

- предписание от 07.06.2007 N 53-14-11/5460ДСП с требованием о принятии мер по устранению выявленных нарушений пунктов 2.5, 2.8 Положения N 207-П “О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и усилению контроля за соблюдением законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- предписание от 09.06.2007 N 53-14-11/5557ДСП о наложении штрафа в размере 86 661 руб. за нарушение подпункта 4 пункта 1 и пункта 3 статьи 7 Закона о противодействии легализации, пункта 2.10 Положения N 207-П с требованием о принятии мер, направленных на усиление контроля за соблюдением законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

- предписание от 11.07.2007 N 53-13-31/6703ДСП о наложении штрафа в размере 3970 рублей за нарушение установленного статьей 38 Закона о Банке России порядка резервирования средств в Банке России (невыполнение нормативов обязательных резервов);

- предписание от 02.10.2007 N 53-17-21/9619ДСП с требованием о принятии мер по устранению нарушений сроков представления отчетности и недопущению подобных нарушений в связи с нарушениями требований статьи 57 Закона о Банке России, Указания N 1375-У, Указания N 1376-У в части сроков представления отчетности по формам N 0409664 за август 2007 года, N 0409652 за 10.08.2007, за 16.08.2007, за 29.08.2007, N 0409664 за июль 2007 года, N 0409402 за март 2007 года.

По факту вынесения предписания от 07.06.2007 N 53-14-11/5460ДСП Банком России 06.06.2007 было проведено совещание с руководством ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ по вопросу вынесения решения о применении мер за нарушение банком установленных статьей 7
Закона о противодействии легализации сроков направления в Федеральную службу финансового мониторинга (Росфинмониторинг) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и сомнительных операциях (л.д. 69, т. 1).

Кроме того, в связи с проверками и выявленными нарушениями в адрес Банка направлялись требования, содержащие информацию об обнаруженных недостатках в деятельности Банка (письменная информация N 53-13-29/5410ДСП от 06.06.2007 г.; N 04-28-2-05/49631 от 16.07.2007 г.; N 53-17-27/7685 от 06.08.2007 г.).

Перечисленные акты и действия ЦБ РФ в отношении Банка следует признать предусмотренными законодательством мерами воздействия, применение которых свидетельствует о наличии в деятельности кредитной организации нарушений, описанных в предписаниях, которые не оспорены Банком и не признаны недействительными в установленном порядке, суммы штрафов оплачены им добровольно.

Результаты межрегиональной комплексной проверки, проводимой в период с 01.10.2007 по 15.11.2007 (проверяемый период - с 01.10.2006 по 01.10.2007) выявили неисполнение предписаний в том числе в части принятия мер, направленных на усиление контроля за соблюдением федерального законодательства, так как ЦБ РФ вновь выявлены случаи нарушения требований пунктов 2.5, 2.8 Положения N 207-П в части порядка формирования и направления сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу и неверной классификации операции, подлежащей обязательному контролю, что зафиксировано в промежуточном акте проверки от 25.10.2007 N АТ2-53-16/181ДСП.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 Закона о противодействии легализации.

Сообщения по указанным операциям, подлежащим обязательному
контролю, были направлены в уполномоченный орган по итогам проверки службы внутреннего контроля, то есть с нарушением срока, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации. В соответствии с указанной нормой сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, фиксируются и представляются в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Согласно вышеуказанному промежуточному акту проверки от 25.10.2007 N АТ2-53-16/181ДСП ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ неоднократно были допущены нарушения Закона о противодействии легализации в части несоблюдения сроков направления в уполномоченный орган сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Банком самостоятельно (в ходе проверки службой внутреннего контроля соблюдения банком требований Закона о противодействии легализации в период с 01.07.2006 по 01.02.2007) были выявлены 129 операций, подлежащих обязательному контролю, сообщения по которым не были направлены в Росфинмониторинг, из которых 14 операций, подлежащих обязательному контролю, были совершены в проверяемый период (Таблица N 1 промежуточного акта, стр. 5). Соответствующие сообщения направлены Банком в Росфинмониторинг с нарушением срока от 64 до 120 рабочих дней.

В ходе проверки, проведенной Банком России, были вновь выявлены факты несвоевременного направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что отражено в Таблице N 2 промежуточного акта от 25.10.2007 N АТ2-53-16/181ДСП (нарушение срока представления в уполномоченный орган сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, составило от 1 до 19 рабочих дней).

Утверждение Банка о том, что в период с 01.07.2006 по 01.10.2007 им направлено в Росфинмониторинг 27.608 сообщений об операциях клиентов, не свидетельствует об отсутствии нарушений, указанных в предписаниях Центрального банка, поскольку в силу установленных законом требований к деятельности кредитной организации она обязана в полной мере исполнять требования законодательства. Пункт 6 части 1 статьи 20 Закона о банках, предусматривая неоднократное нарушение требований статей 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Закона о противодействии легализации в качестве основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, не ставит возможность применения данной нормы в зависимость от того, кем были выявлены нарушения.

Из оспариваемых актов следует, что в отношении Банка ранее приняты не признанные на дату отзыва лицензии недействительными предписания, в которых перечислены случаи неисполнения Банком требований законодательства. Исходя из количества выявленных Центральным банком нарушений (0,0078 от общей суммы сообщений) он в рамках установленных полномочий пришел к выводу о несоответствии деятельности Банка требованиям законодательства и наличии оснований для прекращения статуса кредитной организации путем отзыва лицензии.

Кроме того, ЦБ РФ выявлена операция по зачислению денежных средств на открытый в банке счет ООО “Стандарт“, которая являлась первой операцией по счету и подлежала обязательному контролю в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона о противодействии легализации, однако сообщение о данной операции в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации не было направлено банком в Росфинмониторинг.

В Акте проверки Краснодарского филиала банка от 02.11.2007 N АТ1-11-2/355ДСП (раздел 5) зафиксировано, что в ходе выборочной проверки кассовых и бухгалтерских документов за период с 01.10.2006 по 26.02.2007 установлены случаи непредставления филиалом в головной офис и, соответственно, банком в уполномоченный орган, сведений по 5 подлежащим обязательному контролю операциям ООО “Бизнес Партнер“, а также 3 случая несвоевременного представления филиалом в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации.

Также в нарушение пункта 4.5 Положения N 207-П уведомления головного банка о принятии (непринятии) уполномоченным органом в период 01.10.2006 - 26.02.2007 сведений об операциях, представленных филиалом в головной банк, в филиале не хранились, не было обеспечено хранение сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю и необычным сделкам, направленным в головной банк для дальнейшего представления в уполномоченный орган, установлены нарушения пункта 2.3, Приложения 1 к Положению Банка России от 19.08.2004 N 262-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“. Содержание анкет клиентов банка, находящихся в его электронной базе, в ряде случаев не соответствовало содержанию анкет этих клиентов, распечатанных на бумажном носителе, анкеты не содержали всех сведений, предусмотренных Приложением 4 к Положению N 262-П. Так, в анкетах, хранящихся в электронном виде, в ряде случаев не зафиксированы дата рождения физического лица, место рождения, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия и номер, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ) (стр. 54 акта проверки). В двух случаях полностью отсутствовали сведения о клиенте, предусмотренные приложением 1 к Положению N 262-П. Выявлены случаи, когда анкеты, распечатанные на бумажном носителе, в нарушение пункта 2.3 Положения N 262-П не заверены подписью уполномоченного сотрудника филиала.

ЦБ РФ также представлены документы, свидетельствующие о нарушении Банком статьи 38 Закона о Банке России, статьи 25 Закона о банках, пункта 1.2 Положения Банка России от 29.03.2004 N 255-П “Об обязательных резервах кредитных организаций“ в отчетный период с 01.06.2007 по 01.07.2007 в части выполнения нормативов обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации и по обязательствам в иностранной валюте, статьи 11.1 Закона о банках и пункта 22.11 Инструкции Банка России от 14.01.2004 N 109-И “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций“ по направлению в Банк России информации об увольнении с должности Вице-президента ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, о решении общего годового собрания акционеров банка об изменении состава Совета директоров, принятом 29.06.2007.

Также Банком были допущены неоднократные нарушения пунктов 2.4 - 2.8 вышеуказанного Положения N 207-П “О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, а также Приложения N 3 к Положению N 207-П в части неправильного заполнения полей сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделках, а также неверной классификации операций, что отражено в предписании от 07.06.2007 N 53-14-11/5460ДСП по результатам плановой тематической инспекционной проверки Новосибирского филиала ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“. Аналогичные нарушения были выявлены и в ходе межрегиональной комплексной проверки, проводимой в период с 01.10.2007 по 15.11.2007 и отражены в промежуточном акте проверки от 25.10.2007 N АТ2-53-16/181 ДСП.

Таким образом, довод об отсутствии выявленных ЦБ РФ нарушений Закона о противодействии легализации в деятельности Банка опровергается материалами дела, а действия Банка, в том числе по уплате штрафа по предписанию от 09.06.2007 N 53-14-11/5557ДСП в размере 86.661 руб., свидетельствуют о том, что Банк был информирован о выявленных нарушениях.

Ссылка заявителей на то обстоятельство, что нарушения были допущены в результате технического сбоя, не может быть принята во внимание, поскольку нарушения носили систематический характер, доказательств, касающихся обстоятельств такого технического сбоя по каждому из выявленных случаев нарушения, а также свидетельствующих о невозможности устранения последствий такого сбоя, заявителями не представлено.

Доводы Банка о принятии им мер к выполнению требований действующего законодательства (идентификация лиц, находящихся на обслуживании в Банке; выгодоприобретателей; обновление информации о клиентах, выгодоприобретателях; фиксация и своевременное представление в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом, иной необходимой информации) также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку наличие вины Банка в совершении выявленных нарушений не является условием применения предусмотренных мер административного реагирования, в том числе отзыва лицензии. Из материалов дела усматривается, что принятые Банком меры не предотвратили выявленные факты нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“.

Степень общественной опасности допущенных нарушений, а также факт привлечения Банка по фактам выявленных правонарушений к административной ответственности не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку при оценке действий заявителя не подлежат применению положения КоАП РФ. Законодательство о банковской деятельности не связывает возможность применения мер административного реагирования на нарушения, предусмотренных ст. 74 Закона о ЦБ РФ, в том числе отзыва лицензии, с какими-либо обстоятельствами совершения нарушений закона, для принятия решения имеет значения сам факт их допущения.

Исходя из нормы части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, если арбитражным судом будет установлено, что он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом на лицо, принявшее оспариваемый акт, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, наличия надлежащих полномочий на его принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что заинтересованным лицом доказан факт наличия оснований для вынесения оспариваемого предписания от 30.10.2007 N 53-14-П/10608ДСП о применении к ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ меры воздействия в виде запрета сроком на 6 месяцев на открытие филиалов и проведение отдельных банковских операций, а также в виде ограничения на осуществление отдельных банковских операций в связи с выявленными повторными нарушениями порядка формирования и направления в Росфинмониторинг сообщений по операциям, подлежащим обязательному контролю и попадающим под критерий “необычная сделка“, что является нарушениями требований пунктов 2.5, 2.8, Приложения 3 к Положению N 207-П, а также нарушением норм Положения N 242-П.

Согласно части третьей статьи 74 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ он вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О банках и банковской деятельности“.

Отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по указанному основанию предполагает наличие фактов:

- неоднократного нарушения в течение года требований статей 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Закона о противодействии легализации;

- неисполнения кредитной организацией законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России;

- неоднократного применения к кредитной организации мер, предусмотренных Законом о Банке России.

Согласно пункту 6 части первой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом “ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“, а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“.

Таким образом, в случае применения в качестве основания для отзыва лицензии неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России необходимым условием для отзыва лицензии является неоднократное применение к кредитной организации в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом РФ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“.

Поскольку суд пришел к выводу, что факт принятия ЦБ РФ к Банку предусмотренных ст. 74 Закона о ЦБ РФ мер воздействия в течение одного года, предшествующего отзыву лицензии, подтвержден материалами дела, данные факты отражены в предписаниях и требованиях, не оспоренных Банком, и материалах проверки, изложенные в представленных документах обстоятельства Банком документально не опровергнуты, следует признать, что заинтересованным лицом сделан обоснованный вывод о наличии оснований для отзыва лицензии у кредитной организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ отзыв лицензии банка влечет его ликвидацию в порядке, установленном данным Законом, в связи с чем на основании приказа от 14 ноября 2007 г. N ОД-827 ЦБ РФ правомерно в пределах его полномочий назначена Временная администрация Банка приказом от 14 ноября 2007 г. N ОД-828.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемые по настоящему делу приказы Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N ОД-827 “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредит“ой организации ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ и N ОД-828 “О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, соответствуют требованиям законодательства РФ, условия, предусмотренные ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемых актов недействительными, отсутствуют, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

В связи с отказом в удовлетворении заявления не подлежит также удовлетворению требование в порядке устранения допущенных нарушений обязать заинтересованное лицо в установленный законом срок устранить допущенные нарушения, а именно: возобновить действие лицензии на осуществление банковских операций ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, прекратить деятельность временной администрации по управлению кредитной организацией ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, возобновить полномочия исполнительных органов ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“.

Заявителем соблюден установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании приказа ФССН России, поскольку заявление подано в арбитражный суд 12.07.2007 г., то есть в пределах трехмесячного срока с даты принятия оспариваемых актов.

Арбитражным судом первой инстанции рассмотрены все доводы заявителей, однако они не могут служить основанием удовлетворения заявления.

Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина относится на заявителей.

На основании изложенного, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности“, статей 74, 75 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке РФ“, Инструкции ЦБ РФ от 31 марта 1997 г N 59, Положения ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П, Положения ЦБ РФ от 20.12.2002 N 207-П, руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167 - 170, 174, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

решил:

отказать в удовлетворении заявления ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ и ЗАО “Нерль+“ к Центральному банку Российской Федерации о признании недействительными Предписания Отделения N 3 Московского ГТУ Банка России от 30.10.2007 N 53-14-П/10608ДСП, приказа Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2007 г N ОД-827 “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“, приказа Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2007 г N ОД-828 “О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией ОАО КБ “ФУНДАМЕНТ-БАНК“ в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций“ и об обязании устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г. Москвы.