Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2008 по делу N А40-5620/08-75-25 Заявление о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворено, так как первичное обращение в налоговый орган последовало в пределах срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ, и только по причине неправомерного бездействия (и в последующем неправомерного отказа) право заявителя на зачет не было реализовано в установленном законом порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2008 г. по делу N А40-5620/08-75-25

Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 26.03.2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи: Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

ООО Учебно-издательский центр “Гардарики“

к Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве

третье лицо: Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ в общем размере 499 325,21 руб. и
обязании произвести данный зачет;

при участии:

от заявителя: К.Л.А., доверенность от 05.03.2008 г. N 31, .П., доверенность от 05.03.2008 г. N 29, .В., доверенность от 05.03.2008 г. N 30,
от ответчика: Б.А.А., доверенность от 07.11.2007 г. N 41, удостоверение УР N 398282;

третье лицо: Б.О.В., доверенность от 24.12.2007 г. N 210-и-8/9332, удостоверение N 1121 от 01.11.2005 г.;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Учебно-издательский центр “Гардарики“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве (далее - Инспекция, ответчик), выразившихся в отказе произвести зачет или страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 499 325,21 руб., направленных на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии и ошибочно перечисленных по КБК 1010610 и 1010620 за период с 24.06.2003 по 24.02.2004 г. и обязании налоговый орган произвести зачет страховых взносов, ошибочно перечисленных на выплату накопительной части трудовой пенсии платежными поручениями: N 306 от 24.06.03 на сумму 881-50 руб., N 312 от 24.06.03 на сумму 700-00 руб., N 327 от 03.07.03 на сумму 28642-54 руб., N 341 от 10.07.03 на сумму 10437-95 руб., N 347 от 10.07.03 на сумму 30835-20 руб., N 358 от 22.07.03 на сумму 1174-25 руб., N 385 от 08.08.03 на сумму 36230-77 руб., N 394 от 21.08.03 на сумму 3472-00 руб., N 414 от 10.09.03 на сумму 12090-47 руб., N 422 от 12.09.03 на сумму 33505-53 руб., N 468 от 30.09.03 на сумму 9403-40 руб., N 477 от 08.10.03 на сумму 600-00 руб., N 484 от 10.10.03 на сумму 33014-50
руб., N 492 от 10.10.03 на сумму 24651-17 руб., N 513 от 20.10.03 на сумму 4743-20 руб., N 538 от 10.11.03 на сумму 38890-14 руб., N 551 от 14.11.03 на сумму 2481-53 руб., N 563 от 19.11.03 на сумму 43902-94 руб., N 586 от 10.12.03 на сумму 37743-92 руб., N 596 от 10.12.03 на сумму 29158-34 руб., N 600 от 10.12.03 на сумму 254-55 руб., N 655 от 26.12.03 на сумму 4745-46 руб., N 5 от 12.01.04 на сумму 36498-69 руб., N 20 от 15.01.04 на сумму 1229-73 руб., N 58 от 02.02.04 на сумму 1072-06 руб., N 67 от 02.02.04 на сумму 2800-00 руб., N 73 от 05.02.04 на сумму 2744-98 руб., N 81 от 19.02.04 на сумму 40805-64 руб., N 91 от 09.02.04 на сумму 13363-00 руб., N 118 от 24.02.04 на сумму 45652-28 руб. на выплату страховых взносов по страховой части трудовой пенсии по КБК 1010610, а также произвести зачет страховых взносов, ошибочно перечисленных на выплату страховой части трудовой пенсии платежными поручениями N 307 от 24.06.03 на сумму 240-41 руб., N 328 от 03.07.03 на сумму 2544-11 руб., N 342 от 10.07.03 на сумму 218-11 руб., N 348 от 10.07.03 на сумму 2328-70 руб., N 359 от 22.07.03 на сумму 105-00 руб., N 386 от 08.08.03 на сумму 2755-27 руб., N 415 от 10.09.03 на сумму 47-21 руб., N 423 от 12.09.03 на сумму 2548-20 руб., N 469 от 30.09.03 на сумму 552-00 руб., N 478 от 08.10.03 на сумму 100-00 руб., N 485 от 10.10.03 на
сумму 2551-80 руб., N 493 от 10.10.03 на сумму 1271-24 руб., N 539 от 10.11.03 на сумму 2851-28 руб., N 564 от 19.11.03 на сумму 2493-00 руб., N 587 от 10.12.03 на сумму 3115-61 руб., N 597 от 10.12.03 на сумму 225-51 руб., N 656 от 26.12.03 на сумму 126-55 руб., N 6 от 12.01.04 на сумму 2573-77 руб., N 21 от 15.01.04 на сумму 204-95 руб., N 74 от 05.02.04 на сумму 334-76 руб., N 82 от 09.02.3 на сумму 3351-11 руб., N 92 от 09.02.04 на сумму 219-59 руб., N 119 от 24.02.04 на сумму 1642-35 руб. на выплату страховых взносов по накопительной части по КБК 1010620 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, по ходатайству заявителя привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - орган Пенсионного фонда, третье лицо).

В обоснование заявленных требований заявитель указал на неправомерность и необоснованность действий Инспекции по доводам, изложенным в заявлении с учетом уточнения, нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности отказом Инспекции в проведении зачета, пояснил, что в период с 24.06.2003 по 24.02.2004 г. при перечислении страховых взносов им были перепутаны КБК по страховой и накопительной части, как только ошибка выяснилась, им были предприняты меры к изменению в учете платежей, направлены обращения в налоговый орган от 17.01.2005 г. исх. N 05,
однако, какого-либо ответа на них не последовало, в связи с чем общество было вынуждено еще раз обратиться в налоговый орган от 18.12.2007 г. N 332, 333, на данные обращения получило отказ, изложенный в письме от 28.01.2008 г. N 77-10/3667-12, что и послужило причиной обращения в суд.

Инспекция предъявленные к ней требования не признала по доводам отзыва на заявленные требования (л.д. 86 - 87), мотивировав отсутствием в законодательстве правовых оснований для проведения зачетов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, перечисленных с указанием ошибочного КБК.

Третье лицо изложило позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (л.д. 88 - 89); указало, что не является органом, уполномоченным производить возврат, подтвердило, что все спорные платежи заявителя поступили и учтены в связи с указанными в них КБК, в связи с чем на момент рассмотрения дела согласно представленной заявителем Ведомости уплаты страховых взносов за 2007 г. у него числится задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 497 153 руб. и имеется переплата по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии в сумме 503 716 руб., поддержало позицию заявителя; полагало, что обязанность по проведению зачета должна быть возложена на налоговый орган.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, заявитель, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в период с 24.06.2003 г. по 24.02.2004 г. при перечислении сумм страховых взносов ошибочно указывал в платежных поручениях вместо кода бюджетной классификации (далее - КБК) 1010610 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии)
КБК 1010620 (страховые взносы, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии) и, наоборот, вместо КБК 1010620 (страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии) КБК 1010610 (страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии).

Так, в частности в платежных поручениях на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, был ошибочно указан КБК 1010620, соответствующий страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии: N 306 от 24.06.03 на сумму 881-50 руб., N 312 от 24.06.03 на сумму 700-00 руб., N 327 от 03.07.03 на сумму 28642-54 руб., N 341 от 10.07.03 на сумму 10437-95 руб., N 347 от 10.07.03 на сумму 30835-20 руб., N 358 от 22.07.03 на сумму 1174-25 руб., N 385 от 08.08.03 на сумму 36230-77 руб., N 394 от 21.08.03 на сумму 3472-00 руб., N 414 от 10.09.03 на сумму 12090-47 руб., N 422 от 12.09.03 на сумму 33505-53 руб., N 468 от 30.09.03 на сумму 9403-40 руб., N 477 от 08.10.03 на сумму 600-00 руб., N 484 от 10.10.03 на сумму 33014-50 руб., N 492 от 10.10.03 на сумму 24651-17 руб., N 513 от 20.10.03 на сумму 4743-20 руб., N 538 от 10.11.03 на сумму 38890-14 руб., N 551 от 14.11.3 на сумму 2481-53 руб., N 563 от 19.11.03 на сумму 43902-94 руб., N 586 от 10.12.03 на сумму 37743-92 руб., N 596 от 10.12.03 на сумму 29158-34 руб., N 600 от 10.12.03 на сумму 254-55 руб., N 655 от 26.12.03 на сумму 4745-46 руб., N 5 от 12.01.04 на сумму 36498-69
руб., N 20 от 15.01.04 на сумму 1229-73 руб., N 58 от 02.02.04 на сумму 1072-06 руб., N 67 от 02.02.04 на сумму 2800-00 руб., N 73 от 05.02.04 на сумму 2744-98 руб., N 81 от 19.02.04 на сумму 40805-64 руб., N 91 от 09.02.04 на сумму 13363-00 руб., N 118 от 24.02.04 на сумму 45652-28 руб., на общую сумму 531 725,74 руб. В связи с чем данные платежи были учтены как страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, что подтверждается как картой расчета пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, так и реестрами учета платежей страхователей (л.д. 90 - 95).

В платежных поручениях на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, был ошибочно указан КБК 1010610, соответствующий страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии: N 307 от 24.06.03 на сумму 240-41 руб., N 328 от 03.07.03 на сумму 2544-11 руб., N 342 от 10.07.03 на сумму 218-11 руб., N 348 от 10.07.03 на сумму 2328-70 руб., N 359 от 22.07.03 на сумму 105-00 руб., N 386 от 08.08.03 на сумму 2755-27 руб., N 415 от 10.09.03 на сумму 47-21 руб., N 423 от 12.09.03 на сумму 2548-20 руб., N 469 от 30.09.03 на сумму 552-00 руб., N 478 от 08.10.03 на сумму 100-00 руб., N 485 от 10.10.03 на сумму 2551-80 руб., N 493 от 10.10.03 на сумму 1271-24 руб., N 539 от 10.11.03 на сумму 2851-28 руб., N 564 от 19.11.03 на сумму 2493-00 руб., N 587 от 10.12.03
на сумму 3115-61 руб., N 597 от 10.12.03 на сумму 225-51 руб., N 656 от 26.12.03 на сумму 126-55 руб., N 6 от 12.01.04 на сумму 2573-77 руб., N 21 от 15.01.04 на сумму 204-95 руб., N 74 от 05.02.04 на сумму 334-76 руб., N 82 от 09.02.04 на сумму 3351-11 руб., N 92 от 09.02.04 на сумму 219-59 руб., N 119 от 24.02.04 на сумму 1642-35 руб. на выплату страховых взносов по накопительной части по КБК 1010620, всего на сумму 32 400,53 руб. В связи с чем данные платежи были учтены как страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, что подтверждается как картой расчета пени по страховым взносам на соответствующую часть трудовой пенсии, так и реестрами учета платежей страхователей (л.д. 90 - 95).

Сальдо между вышеуказанными платежами составляет 499 325,21 руб., поэтому у общества образовалась недоимка по страховым взносам, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 499 325,21 руб. и переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 499 325,21 руб. С учетом последующих платежей по итогам 2007 г. сальдо расчетов с бюджетом Пенсионного фонда на момент рассмотрения дела составило согласно представленной Ведомости уплаты страховых взносов за 2007 г.: задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 497 153 руб. и переплата по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии в сумме 503 716 руб.

Обнаружив допущенную ошибку, общество приняло меры к изменению в учете платежей: им были направлены обращения в Инспекцию от 17.01.2005 г. исх. N 05 и 06 (л.д. 10 - 12),
однако, какого-либо ответа на них не последовало, в связи с чем общество направило в Инспекцию повторные обращения от 18.12.2007 г. N 332, 333, на которые последовал отказ в проведении зачета (возврата) спорных платежей, изложенный в письме от 28.01.2008 г. N 77-10/3667-12 (л.д. 16). В нем налоговый орган указал, что Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не определен орган, уполномоченный производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, в связи с чем оснований для проведения зачета спорных сумм не имеется. Данной позиции налоговый орган придерживался и при рассмотрении настоящего дела.

Суд не принимает позицию Инспекции по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. При этом данные об исчисленных и уплаченных авансовых платежах страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченных за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета за отчетный (расчетный) период, либо в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно п. 1 ст. 25 Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ) определено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда являются налоговые органы. Статьей 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систем Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в предела возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджет Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пеней является Федеральная налоговая служба.

Тем самым именно органы Федеральной налоговой службы являются органами, уполномоченными на проведение зачетов и возвратов страховых взносов, органы Пенсионного фонда такими полномочиями не наделены.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В силу ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику. Правила, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете, возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судом установлено, что вышеперечисленными платежными поручениями общество произвело уплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, допустив ошибку в КБК; все спорные платежи поступили в бюджет Пенсионного фонда; в установленном ст. 78 НК РФ порядке обращалось в налоговый орган с заявлениями о зачете ошибочно перечисленных сумм в рамках одного бюджета Пенсионного фонда РФ.

Что касается порядка проведения зачета спорных платежей, то суд исходит из следующего.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (в редакции до 01.01.2007 г.), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету либо возврату налогоплательщику, в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При оценке сроков на зачет (возврат) излишне уплаченного налога суд исходит из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 г. N 2046/04, согласно которой как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика; зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее; возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. В связи с чем к исчислению сроков на зачет/возврат подлежит применению единый правовой режим.

К реализации права на возврат/зачет излишне уплаченного (взысканного) налога подлежит применению правовой подход, изложенный в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 г. N 6219/06, в силу которого ст. ст. 21 и 79 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней (по аналогии подлежит применению и к излишне уплаченным налогам). В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“). Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

По существу аналогичные положения содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-0 “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации“, согласно которому ст. 78 НК РФ позволяет налогоплательщику, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

В то же время данная норма не препятствует гражданину (и иному лицу) в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что общество узнало о допущенной ошибке при перечислении страховых взносов в январе 2005 г., и сразу 17.01.2005 г. обратилось с соответствующими заявлениями в налоговый орган; в связи с нерассмотрением обращений налоговым органом общество было вынуждено подать повторные заявления 18.12.2007 г. Тем самым обращение в Инспекцию (первичное) последовало в пределах срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ, и только по причине неправомерного бездействия (и в последующем неправомерного отказа) право общества на зачет не было реализовано в установленном законом порядке. Что касается сроков давности при обращении в суд с требованием о признании незаконными действий Инспекции по отказу в проведении зачета и обязании провести зачет, то они должны быть исчислены с того момента, когда общество узнало о нарушении своих прав, а именно с момента получения отказа Инспекции, выраженного в письме от 28.01.2008 г. N 77-10/3667-12. Тем самым срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, при обращении в суд был соблюден.

В отношении сроков реализации права на проведение зачета суд считает, что с учетом последовательных обращений общества в налоговый орган и в последующем в суд, срок, установленный п. 8 ст. 78 НК РФ, а также срок исковой давности пропущены не были. В любом случае общий срок исковой давности, в рамках которого должно быть реализовано данное право подлежит применению судом только по заявлению стороны в споре. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности“ судья не вправе предлагать какой-либо из сторон представлять доказательства или давать объяснения, связанные с пропуском срока исковой давности. В ходе судебного разбирательства по делу налоговый орган не заявлял суду о пропуске каких-либо сроков реализации права на зачет.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 200.

Таким образом, исследованными судом документами подтверждается право заявителя на зачет сумм страховых взносов, ошибочно перечисленных по КБК по КБК 1010610 и 1010620 за период с 24.06.2003 по 24.02.2004 г. платежными поручениями, поименованными в настоящем решении, на сумму сальдо между страховой и накопительной частью 499 325,21 руб. Суд считает, что Инспекцией неправомерно отказано в зачете страховых взносов письмом от 28.01.2008 г. N 77-10/3667-12. Согласно п. 3 ч. 5 ст. 200 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд должен указать на обязанность государственных органов устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, поэтому на налоговый орган подлежит возложению обязанность по проведению зачета.

Уплаченная при обращении в суд госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, а также в соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ с учетом рассмотренных судом требований.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 9 486,50 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 104 АПК РФ и ч. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации действия Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве, выразившиеся в отказе произвести зачет страховых ООО Учебно-издательский центр “Гардарики“ на сумму 499 325,21 руб., направленных на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии и ошибочно перечисленных по КБК 1010610 и 1010620 за период с 24.06.2003 по 24.02.2004 г. письмом от 28.01.2008 г. N 77-10/3667-12.

Обязать Инспекцию ФНС России N 10 по г. Москве в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, произвести ООО Учебно-издательский центр “Гардарики“ зачет страховых взносов, ошибочно перечисленных на выплату накопительной части трудовой пенсии платежными поручениями: N 306 от 24.06.03 на сумму 881-50 руб., N 312 от 24.06.03 на сумму 700-00 руб., N 327 от 03.07.03 на сумму 28642-54 руб., N 341 от 10.07.03 на сумму 10437-95 руб., N 347 от 10.07.03 на сумму 30835-20 руб., N 358 от 22.07.03 на сумму 1174-25 руб., N 385 от 08.08.03 на сумму 36230-77 руб., N 394 от 21.08.03 на сумму 3472-00 руб., N 414 от 10.09.03 на сумму 12090-47 руб., N 422 от 12.09.03 на сумму 33505-53 руб., N 468 от 30.09.03 на сумму 9403-40 руб., N 477 от 08.10.03 на сумму 600-00 руб., N 484 от 10.10.03 на сумму 33014-50 руб., N 492 от 10.10.03 на сумму 24651-17 руб., N 513 от 20.10.03 на сумму 4743-20 руб., N 538 от 10.11.03 на сумму 38890-14 руб., N 551 от 14.11.03 на сумму 2481-53 руб., N 563 от 19.11.03 на сумму 43902-94 руб., N 586 от 10.12.03 на сумму 37743-92 руб., N 596 от 10.12.03 на сумму 29158-34 руб., N 600 от 10.12.03 на сумму 254-55 руб., N 655 от 26.12.03 на сумму 4745-46 руб., N 5 от 12.01.04 на сумму 36498-69 руб., N 20 от 15.01.04 на сумму 1229-73 руб., N 58 от 02.02.04 на сумму 1072-06 руб., N 67 от 02.02.04 на сумму 2800-00 руб., N 73 от 05.02.04 на сумму 2744-98 руб., N 81 от 19.02.04 на сумму 40805-64 руб., N 91 от 09.02.04 на сумму 13363-00 руб., N 118 от 24.02.04 на сумму 45652-28 руб. на выплату страховых взносов по страховой части трудовой пенсии по КБК 1010610, а также произвести зачет страховых взносов, ошибочно перечисленных на выплату страховой части трудовой пенсии платежными поручениями N 307 от 24.06.03 на сумму 240-41 руб., N 328 от 03.07.03 на сумму 2544-11 руб., N 342 от 10.07.03 на сумму 218-11 руб., N 348 от 10.07.03 на сумму 2328-70 руб., N 359 от 22.07.03 на сумму 105-00 руб., N 386 от 08.08.03 на сумму 2755-27 руб., N 415 от 10.09.03 на сумму 47-21 руб., N 423 от 12.09.03 на сумму 2548-20 руб., N 469 от 30.09.03 на сумму 552-00 руб., N 478 от 08.10.03 на сумму 100-00 руб., N 485 от 10.10.03 на сумму 2551-80 руб., N 493 от 10.10.03 на сумму 1271-24 руб., N 539 от 10.11.03 на сумму 2851-28 руб., N 564 от 19.11.03 на сумму 2493-00 руб., N 587 от 10.12.03 на сумму 3115-61 руб., N 597 от 10.12.03 на сумму 275-51 руб., N 656 от 26.12.03 на сумму 126-55 руб., N 6 от 12.01.04 на сумму 2573-77 руб., N 21 от 15.01.04 на сумму 204-95 руб., N 74 от 05.02.04 на сумму 334-76 руб., N 82 от 09.02.04 на сумму 3351-11 руб., N 92 от 09.02.04 на сумму 219-59 руб., N 119 от 24.02.04 на сумму 1642-35 руб. на выплату страховых взносов по накопительной части по КБК 1010620.

Взыскать с Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве в пользу ООО Учебно-издательский центр “Гардарики“ 2000 руб. государственной пошлины.

Возвратить ООО Учебно-издательский центр “Гардарики“ 9 486,50 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.