Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 по делу N А41-К2-16130/07 Законодательство РФ оговаривает, что право распоряжаться своим земельным участком, в том числе совершать какие-либо действия по его кадастровому учету, разделу, объединению с другими земельными участками, принадлежит собственнику земельного участка, иному законному владельцу.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2008 г. по делу N А41-К2-16130/07

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2008 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.

судей Д.К., Д.Н.

при ведении протокола судебного заседания: А.

при участии в заседании:

от заявителя: Ш., представитель по доверенности от 27.09.07 г.,

от заинтересованных лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области - З., представитель по доверенности от 21.12.07 г., ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“ - К.А., представитель по доверенности от 29.10.02 г., от Управления Роснедвижимости по Московской области и Российской академии сельскохозяйственных наук - представители не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2007 г. по делу N А41-К2-16130/07, принятое судьей К.Р. по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, при участии в деле Государственного унитарного предприятия “Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие “Немчиновка“ Российской академии сельскохозяйственных наук“, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области и Российской академии сельскохозяйственных наук,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило признать незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, выразившиеся в отказе от 11.05.07 г. N 98/030/2006-236 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1539600 кв. м с кадастровым номером 50:20:001 02 15:0149, категория - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, расположенный на территории Одинцовского района Московской области, и обязать регистрирующий орган зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Управление Роснедвижимости по Московской области), Российская академия сельскохозяйственных наук и Государственное унитарное предприятие “Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие “Немчиновка“ РАСХН.

Решением суда от 25 декабря 2007 г. по делу N А41-К2-16130/07 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих
значение для дела.

Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 11 мая 2007 Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ отказало Территориальному управлению Росимущества по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1539600 кв. м с кадастровым номером 50:20001 02 15:0149 для сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Одинцовского района Московской области, о чем в адрес заявителя было направлено соответствующее сообщение за номером 98/030/2006-236.

Отказывая в государственной регистрации, регистрирующий орган указал на не предоставление заявителем документов, подтверждающих наличие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок. Представленный заявителем Устав ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“ Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области не приняло в качестве такого доказательства, сославшись на отсутствие в нем сведений об органах государственной власти, принявших решение о создании предприятия.

Территориальное управление Росимущества по Московской области, полагая, что Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области незаконно отказало в регистрации за ним права собственности на земельный участок общей площадью 1539600 кв. м, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области в удовлетворении заявленных требований просило отказать, сославшись на то, что при вынесении оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности нормы действующего законодательства нарушены
не были.

Суд первой инстанции, признавая требования истца законными и обоснованными, исходил из того, что со стороны заявителя в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, в связи с чем основания для отказа в регистрации права отсутствовали.

Оспаривая решение суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области указывает на недоказанность Территориальным управлением Росимущества по Московской области того обстоятельства, что ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“ было создано федеральным органом государственной власти и что земельный участок, права на который Российская Федерация просит зарегистрировать, является федеральной собственностью.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1539600 кв. м с кадастровым номером 50:20001 02 15:0149, для сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, на территории Одинцовского района и обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого имущества.

В силу ст. 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок согласно пунктам 1 и 2
Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, в регистрирующий орган необходимо представить: заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 г. “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалось. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, определялся Правительством Российской Федерации.

17 апреля 2006 г. был принят Федеральный закон N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации“, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“, пунктом 2 статьи 2 которого Федеральный закон “О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации“ дополнен статьей 3.1, разграничивающей государственную собственность на землю.

Положения части 1 статьи 3.1 данного Закона относят к федеральной собственности земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Как усматривается из материалов дела, в качестве правоустанавливающих документов заявителем были представлены в регистрирующий орган выданное на основании постановлений Главы администрации Одинцовского района от 14.10.92 г. N 1431 и от 21.11.02 г. N 2713 Свидетельство от 28.04.04 г. о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Государственного унитарного предприятия “Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие “Немчиновка“ Российской академии сельскохозяйственных наук“ на земельный участок площадью 1539600 кв. м с кадастровым номером 50:20:001 02 15:0149, расположенный в Одинцовском районе Московской области (т. 1 л.д. 11), и Устав ГУП “Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие “Немчиновка“ Российской академии сельскохозяйственных наук“ (ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“) (Т. 1 л.д. 26 - 35).

Согласно п. 1.1 представленного в материалы дела Устава ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“, утвержденного в 2001 г. заместителем Президента Россельхозакадемии, данное предприятие создано на основании Приказа Министерства сельского хозяйства от 12.11.59 г. N 596 (Т. 1 л.д. 26 - 35).

Учредителем данного предприятия в силу п. 1.3 Устава ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“ является Российская академия сельскохозяйственных наук.

Статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук является некоммерческой организацией, имеющей государственный статус, которая наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным ей имуществом,
находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом Академии, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных ей предприятий, учреждений, организаций, закрепления за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.

Кроме того, согласно действующему на момент создания ГУП “ЭСХП “Немчиновка“ РАСХН“ Указу Президента РФ от 16.04.1996 N 565 “О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе“ Российская академия сельскохозяйственных наук входила в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и являлась высшей самоуправляемой научной организацией, действующей на основании федеральных законов и собственного устава.

Таким образом, представленные со стороны Территориального управления Росимущества по Московской области на государственную регистрацию документы подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности в силу закона.

Согласно изложенному довод ответчика о непредоставлении заявителем документов, подтверждающих наличие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок не может быть признан обоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше
земельный участок.

Что касается довода Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области о том, что земельный участок с кадастровым N 50:20:001 02 15:0149, на который заявитель просив признать право собственности Российской Федерации, не существует как объект земельных отношений в связи с его разделением на 6 новых земельных участков, что, по его мнению, подтверждается, имеющимся в материалах дела кадастровым планом земельного участка от 11.09.06 г., то этот довод не может быть принят во внимание, поскольку согласно ст. 209 ГК РФ, п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 2.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ правом распоряжаться своим земельным участком, в том числе совершать какие-либо действия по его кадастровому учету, разделу, объединению с другими земельными участками, принадлежит собственнику земельного участка, иному законному владельцу.

Доказательства того, что раздел земельного участка имел место с согласия собственника, суду не представлены.

При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2007 г. по делу N А41-К2-16130/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.