Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2008 по делу N А40-68181/07-65-614 Исковые требования о взыскании убытков по предоставлению услуг связи удовлетворены, поскольку РФ в лице своих органов, приняв на себя обязательства по финансированию расходов организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг почтовой связи, превышающих суммы поступлений за указанные услуги по тарифам, подлежащим государственному регулированию, не обеспечила компенсацию расходов в полном объеме.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2008 г. по делу N А40-68181/07-65-614

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.08 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.03.08 г.

Арбитражный суд в составе:

членов суда: единолично,

при ведении протокола судебного заседания судьей К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“

к Российской Федерации в лице Федерального агентства связи

о взыскании 178 173 521 руб. 17 коп.

при участии:

от истца К.А. по доверенности от 20.02.08 г., уд. адвоката N 6661 от 21.08.03 г.

от ответчика Н. по доверенности от 11.07.07 г., br>установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Почта России“ обратилось в Арбитражный суд с иском к Федеральному агентству связи
о взыскании убытков в размере 178 173 521 руб. 17 коп. за счет казны Российской Федерации.

Стороны надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, в суд явились.

Истец иск поддержал, приобщил к материалам дела отчет по количеству исходящей письменной корреспонденции (обмен), суммам поступлении от платы за исходящую корреспонденцию (доход), расходам оператора почтовой связи на пересылку письменной корреспонденции, размерам субсидий, полученных из федерального бюджета, на покрытие убытков, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам ФГУП “УФПС г. Москвы “Московский почтамт“ за 4-й квартал 2004 г.

Ответчик иск не признал, ссылается на то, что денежные средства федерального бюджета, предусмотренные для возмещения операторам почтовой связи убытков, причиненных в результате оказания ими универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам, перечислены организациям почтовой связи в 2003 г. в полном объеме.

Для планирования расходной части федерального бюджета 2004 г. Министерством РФ по связи и информатизации направлялась бюджетная заявка о потребности в средствах федерального бюджета в размере 1 044 500 000 руб. на возмещение расходов организаций федеральной почтовой связи на услуги универсальной почтовой связи.

Законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ N 186-ФЗ от 23.12.03 г. денежные средства для возмещения указанных расходов организаций федеральной почтовой связи были предусмотрены в незапрошенном объеме.

Согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2004 г. для реализации функции по государственной поддержке почтовой связи, в том числе возмещению убытков организаций федеральной почтовой связи от оказания универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам, Министерству РФ по связи и информатизации были выделены целевые субсидии и субвенции в сумме 126 000 000 руб.

В связи с
реорганизацией федеральных органов государственной власти государственные полномочия по поддержке почтовой связи, а также распределению выделенных на ее реализацию бюджетных средств были переданы Федеральному агентству связи.

Согласно Положению о Федеральном агентстве связи, Федеральное агентство связи - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, осуществляющий мероприятия по обеспечению возмещения операторам почтовой связи убытков, причиненных в результате оказания ими универсальных услуг почтовой связи.

Возмещение расходов организаций федеральной почтовой связи от универсальных услуг почтовой связи осуществлялось в 2004 г. на основании Постановления Правительства РФ от 14.02.04 г. N 80 “О мерах по реализации ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ и в соответствии с Правилами предоставления в 2004 г. субсидий организациям связи и информатизации, утвержденными Приказом Минсвязи РФ от 25.10.04 г. N 22.

Согласно вышеуказанным Правилам предоставление денежных средств организациям федеральной почтовой связи осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований и на основании представленной организациями федеральной почтовой связи отчетности об убытках от оказания универсальных услуг почтовой связи, а именно на основании документов статистической отчетности по утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.12.03 г. N 113 формам: форме N 5-связь (сведения об отмене на сетях почтовой связи) и N 65-связь (сведения о доходах от услуг связи).

Средства федерального бюджета были доведены до организаций федеральной почтовой связи в 1 - 2 кварталах 2004 г. - Министерством РФ по связи и информатизации, во 2 - 3 кварталах 2004 г. - Федеральным агентством связи.

Филиалу ФГУП “Почта России“ УФПС г. Москвы в 2004 г. средства
федерального бюджета на возмещение убытков 2004 г. от оказания универсальных услуг почтовой связи не выделялись.

Денежные средства, выделенные из федерального бюджета в 2004 г. для возмещения убытков организаций федеральной почтовой связи от оказания универсальных услуг почтовой связи, распределены главными распорядителями в полном объеме и по целевому назначению. В 2005 - 2007 финансовых годах денежные средства на компенсацию убытков прошлых лет организаций федеральной почтовой связи из федерального бюджета не выделялись.

По мнению ответчика, все финансовые обязательства Минсвязи РФ и Федерального агентства связи по передаче бюджетных средств организациям федеральной почтовой связи за оказанные в 2004 г. универсальные услуги почтовой связи были выполнены полностью.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, ознакомившись с представленными доказательствами, арбитражный суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Истец в лице филиала - Управление федеральной почтовой связи г. Москвы - является организацией федеральной почтовой связи, осуществляющей предоставление услуг почтовой связи населению на платной основе.

Основным видом оказываемых услуг являются универсальные услуги почтовой связи, предназначенные для удовлетворения нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории РФ и по доступным ценам.

Реализовывая принцип доступности услуг почтовой связи, государство обязало операторов почтовой связи по доступным ценам и в ст. 29 ФЗ “О почтовой связи“ установило, что плата за универсальные услуги почтовой связи определяются на основании тарифов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере услуг общедоступной почтовой связи в порядке, установленном Правительством РФ.

Государство приняло на себя обязательство по возмещению из федерального бюджета расходов организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг почтовой связи, превышающих суммы поступлений от платы за
указанные услуги по тарифам, подлежащим государственному регулированию.

Ст. 7 ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ устанавливает, что унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в связи с чем, государство обязано в полном объеме возмещать организациям почтовые расходы, превышающие суммы поступлений от платы за указанные услуги по тарифам, подлежащим государственному регулированию и произведенные ими во исполнение федеральных законов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 Правил предоставления в 2003 году субсидий организациям связи и информатизации, утвержденных Приказом Минсвязи РФ от 05.08.2003 N 102.

В силу п. 1 Правил предоставления в 2004 г. субсидий организациям связи и информатизации, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 25.10.04 г. N 22, компенсация убытков организаций федеральной почтовой связи, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государственным тарифам, осуществляется из средств федерального бюджета, выделяемых Федеральным агентством связи организациям почтовой связи в виде субсидий.

Истец в 4-м квартале 2004 г. оказывал пользователям универсальные услуги почтовой связи по тарифам, утвержденным решением Правления МАП РФ от 21.05.03 г. N 07/05-8.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 18.12.2003 г. N 113 “Об утверждении статистического инструментария для организации Минсвязи России статистического наблюдения за связью“ истец в 4-м квартале 2004 г. предоставил в Министерство связи России и Московский городской комитет государственной статистики документы государственной статистической отчетности по форме N 5-связь и N 65.

Отчет по форме N 5-связь содержат сведения о количестве оказанных услуг почтовой связи, N 65 - содержат сведения о сумме дохода, полученного организацией почтовой связи от
оказания услуг связи с разбивкой по видам почтовых отправлений и услуг.

Размер расходов истца подтверждается отчетом за 4-й квартал 2004 г., составленным истцом и утвержденным Федеральным агентством связи в соответствии с Приказом Федерального агентства связи от 30.11.06 г. N 226 “Об утверждении Порядка распределения и использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на покрытие убытков, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам“.

В соответствии с вышеуказанными документами сумма расходов истца в 3 квартале 2004 г. составляет 178 173 521 руб. 17 коп. убытков, которые истец понес от оказания услуг почтовой связи.

Ст. 15 ГК РФ под убытками понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества.

Истец заявил о возмещении реальных расходов, связанных с оказанием универсальных услуг почтовой связи. Указанные расходы подтверждены истцом документами и статистической отчетностью, отчетом, составленным в установленном порядке, документально подтвержден размер оказанных услуг.

Российская Федерация, в лице своих органов, приняв на себя обязательства по финансированию расходов организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг почтовой связи, превышающих суммы поступлений за указанные услуги по тарифам, подлежащим государственному регулированию, не обеспечила компенсацию расходов в полном объеме, о чем свидетельствует факт наличия задолженности перед истцом.

В результате незаконного уклонения государства от исполнения своих обязательств по компенсации расходов истца (бездействия), истцу причинен вред, выразившийся в уменьшении его имущества на сумму произведенных, но не возмещенных расходов.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов,
подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Поскольку убытки вызваны неисполнением Российской Федерацией, в лице своих органов, принятой на себя обязанности по возмещению расходов истца, ответчиком обоснованно является Российская Федерация.

В соответствии с п. 10 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.

В ведомственной структуре расходов федерального бюджета РФ на 2004 г. выделение целевых субсидий и субвенций в качестве государственной поддержки почтовой связи отнесено к расходам Министерства РФ по связи и информатизации.

Указом Президента РФ от 09.03.04 г. N 314 Министерство РФ по связи и информатизации упразднено, его функции по государственной поддержке почтовой связи, переданы Федеральному агентству связи и внесены соответствующие изменения в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2004 г.

Следовательно, в 2004 г. главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на возмещение убытков организациям почтовой связи, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам, являлось Министерство РФ по связи и информатизации, а после его упразднения - Федеральное агентство связи.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23, а не абзац 1.

В соответствии с абз. 1 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, если государственный орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи
с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.

Следовательно, Федеральное агентство связи правомерно выступает в качестве представителя Российской Федерации.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.

Причинная связь между бездействием государства и наступлением вреда выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов.

Возражения ответчика нельзя признать убедительными, поскольку они противоречат материалам дела.

На основании изложенного, суд считает исковые требования истца правомерными, доказанными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Ввиду отсутствия законных оснований для взыскания расходов по госпошлине с ответчика, госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 180, 181 АПК РФ

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства связи в пользу Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ за счет казны РФ в возмещение убытков 178 173 521 (сто семьдесят восемь миллионов сто семьдесят три тысячи пятьсот двадцать один) руб. 17 коп.

Истцу возвратить из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 100 000 (сто тысяч) руб., оплаченные платежным поручением N 30246 от 24.12.07 г.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.