Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 N 16АП-2488/08(1) по делу N А61-853/08-3 По делу о признании недействительной (ничтожной) сделки приватизации имущественного комплекса.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 г. N 16АП-2488/08(1)

Дело N А61-853/08-3

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Жукова Е.В.(докладчик), Винокуровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу N б/н от 14.11.2008 г. Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-853/08-3 от 16.10.08 г. (судья Дзугкоева Э.Ю.) по иску Прокурора РСО-Алания к ответчикам Министерству имущественных отношений РСО-Алания, Предпринимателю без образования юридического лица Гокоеву О.Е., 3-е лицо: Басиева Ф.М.
о признании сделки приватизации имущественного комплекса ГУП “Алан“, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Леваневского, 277. недействительной (ничтожной),

от Прокуратуры РСО-Алания: представитель Габибов Д.Г.,

от Министерства имущественных отношений РСО-Алания: представитель Пряхина А.В., представитель Апаева Л.С.,

от ПБОЮЛ Гокоева О.Е.: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от Басиевой Ф.М.: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от ГУП “Аланиятехинвентаризация РСО-алания: не явились, уведомлены надлежащим образом,

установил:

Прокурор Республики Северная Осетия-Алания обратился в арбитражный суд РСО-Алания с иском к Министерству имущественных отношений РСО-Алания и предпринимателю без образования юридического лица Гокоеву О.Е., в котором просит признать недействительной (ничтожной) сделку приватизации имущественного комплекса ГУП “Алан“, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Леваневского, 277.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.10.08 г. требования удовлетворены - признана недействительной (ничтожной) сделка приватизации имущественного комплекса ГУП “Алан“, расположенного по адресу: г. Владикавказ ул. Леваневского, 266.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, обосновав свою позицию тем, что решение принято с нарушение норм материального и процессуального права. Принятый судебный акт существенно нарушает права и законные интересы апеллянта и подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание юридически значимые обстоятельства.

Представитель ПБОЮЛ Гокоева О.Е. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель Басиевой Ф.М. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы
поддержали, считают решение противоречащим действующему законодательству, просят решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-853/08-3 от 16.10.08 г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал предоставленный отзыв и дополнение к нему, согласно которому считает что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-853/08-3 от 16.10.08 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-853/08-3 от 16.10.08 г. проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела согласно уставу Республиканского государственного оптово-розничного предприятия “Алан“ предприятие создано 05 июня 1998 г. и является правопреемником оптово-розничного магазина “Алан“, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Леваневского, 277 (т. 1 л.д. 16 - 23). Имущество за ним закреплено на праве хозяйственного ведения (договор от 27.06.97 г. т. 1 л.д. 25 - 27).

Учредителем ГУП “Алан“ выступило Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания.

Решением Администрации местного самоуправления по Северо-Западному муниципальному округу г. Владикавказа от 05.06.1998 г. N 95 зарегистрирован устав ГУП “Алан“. Предприятие поставлено на учет в налоговом органе и выдано свидетельство: серия 15 N 000209331 от 08.06.2005 г.

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что ГУП “Алан“ зарегистрировано за основным государственным
регистрационным номером 1051500505715 (ИНН 1504027966, КПП 150401001) по юридическому адресу: г. Владикавказ, ул. Леваневского, 227.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13.12.2004 г. N 264 утвержден прогнозный план приватизации государственного имущества на 2005 год. В соответствии с планом министерство издало распоряжение от 02.09.2005 г. N 309 об условиях приватизации имущественного комплекса ГУП “Алан“ путем продажи на аукционе. При этом в состав имущественного комплекса приватизируемого предприятия входило:

- встроенное помещение с подвалом на первом этаже пятиэтажного дома по адресу: г. Владикавказ, ул. Леваневского, 227, общей площадью 548 кв. м, литер А.

- кредиторская задолженность (по промежуточному балансу) 84 600 рублей.

Прогнозный план приватизации опубликован в газете “Северная Осетия“ от 08.09.2005 г. N 166.

Информационное сообщение о предстоящем аукционе и его условиях опубликовано в газете “Растдзинад“ от 08.10.2005 г. N 189. Начальная цена имущественного комплекса ГУП “Алан“ установлена в размере 3 млн. 776 тысяч рублей. 08.11.2005 г. состоялся аукцион, в котором приняли участие четыре претендента: ООО “Зигфрид“, Симонов В.Н., Маргиев Ф.Г., Алборова Ж.М.

По итогам аукциона победителем признана Алборова Ж.М., предложившая наибольшую сумму - 11 000 000 рублей.

По результатам аукциона 15.11.2005 г. министерство и Алборова Ж.М. заключили договор купли-продажи. 10.07.2006 г. министерство и Алборова Ж.М. подписали дополнительное соглашение, которым расторгли договор купли-продажи от 15.11.2005 г.

12.07.2006 г. распоряжением министерства N 403 результаты аукциона по продаже имущественного комплекса предприятия, состоявшиеся 08.11.2005 г., аннулированы и принято повторное решение о приватизации имущественного комплекса предприятия в соответствии с решением о приватизации, утвержденным распоряжением от 02.09.2005 г. N 309.

25.08.2006 г. в газете “Слово“ N 101 размещено сообщение о проведении аукциона имущественного комплекса предприятия.

25 сентября
2006 года состоялся аукцион, в котором приняли участие два претендента: Кодзаев А.В. и Гокоев О.Г. Решением комиссии по проведению аукциона по продаже имущественного комплекса предприятия от 25.09.2005 г., победителем аукциона признан Гокоев О.Е., предложивший цену 3 млн. 926 тысяч рублей.

С победителем аукциона 28 сентября 2006 года заключен договор купли -продажи имущественного комплекса предприятия. Имущество передано Гокоеву О.Е. по акту приема-передачи от 19.10.2006 г. N 499.

Впоследствии, 8 мая 2007 г. Гокоев О.Е. перепродал приватизированный объект недвижимости Басиевой Ф.М. по договору купли-продажи за 990 тысяч рублей, которая зарегистрировала право собственности на приобретенный объект в УФРС по РСО-Алания 4 июня 2007 года.

11 ноября 2007 года учредителем ГУП “Алан“ принято решение о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса.

16 ноября 2007 года решением Межрайонное инспекции ФНС РФ N 1 по г. Владикавказу зарегистрировано (государственный регистрационный номер 2071516027537) прекращение ГУП “Алан“ в связи с продажей его имущественного комплекса.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как следует из материалов дела, в хозяйственном ведении ГУП “Алан“ находилось государственное имущество - помещение магазина в г. Владикавказе по ул. Леваневского, 227, общей площадью 830,2 кв. м.

Между тем, в соответствии с прогнозным планом приватизации государственного имущества на 2005 года (утв. постановлением Правительства республики от 13.12.2004 N 264) и распоряжением Министерства от 02.09.2005 N 309 приватизации путем продажи на аукционе подлежал имущественный комплекс ГУП “Алан“ в составе встроенного помещения с подвалом на 1 этаже 5-этажного жилого
дома N 227 по ул. Леваневского, общей площадью 548 кв. м (литера А) и кредиторская задолженность в размере 84,6 тысяч рублей.

Гокоев О.Е., победитель повторных аукционных торгов, состоявшихся 25 сентября 2006 года, приобрел по договору купли-продажи от 28.09.2006 г. имущественный комплекс ГУП “Алан“, в состав которого входило вышеуказанное имущество.

17.11.2006 г. Гокоев О.Е. зарегистрировал право собственности на приобретенную недвижимость в УФРС по РСО-Алания.

Однако, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП “Алан“ определен неверно. По данным инвентаризационного дела ГУП “Аланиятехинвентаризация“ РСО-Алания общая площадь объекта недвижимого имущества (литер А, нежилое) по наружным обмерам составляет 830,2 кв. м, при этом общая площадь нежилых помещений 1-го этажа здания по внутренним обмерам составляет 616,9 кв. м, а площадь подвала - 576,7 кв. м (справка от 29.07.08 г. за N 3454, т. 2 л. д. 89).

Единственный актив предприятия, нежилые помещения 1-го этажа площадью 619,9 кв. м и подвала площадью 576,7 кв. м, расположенные в жилом здании, подлежал приватизации только в части - площадью 548 кв. м, как это определено соответствующими актами Министерства имущественных отношений РСО-Алания, в связи с чем, невозможно реально определить место расположение приватизированной части имущества в составе всего имущества предприятия.

В силу статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. При этом состав и
стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия (п. 1 ст. 561 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11, пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, пунктом 1 статьи 10, пунктом 2 статьи 13, пунктом 4 статьи 14 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2002 г. N 33-Р3 “О приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется в передаточном акте, в решении об условиях приватизации и в информационном сообщении о продаже государственного имущества обязательно должны приводиться данные об имуществе, позволяющие его индивидуализировать.

Вместе с тем, ни в решениях об условиях приватизации (распоряжения Министерства от 02.09.2005 г. N 309, от 12.07.2006 г. N 403), ни в информационных сообщениях о торгах, опубликованных Министерством в газете “Растдзинад“ от 08.10.2005 г. N 189 (21529), “Слово“ от 25.08.2006 г. N 101, ни в заключенном с Гокоевым О.Е. по результатам торгов договоре купли-продажи от 28.09.2006 г. не конкретизировано, какие именно помещения, из составляющих имущественный комплекс ГУП “Алан“, приватизировались, а какие остались в государственной собственности.

Пункт 4 статьи 11 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и пункт 4 статьи 10 Закона “О приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“ предусматривают изъятие собственником имущества, не включенного в состав подлежащего приватизации имущества предприятия.

Ввиду того, что состав подлежащего приватизации имущества предприятия не был конкретизирован, собственник (РСО-А) лишен возможности изъять оставшееся имущество.

Все помещения, находящиеся в хозяйственном ведении ГУП “Алан“, пронумерованы в техническом паспорте объекта, следовательно, конкретизировать приватизируемое имущество в составе всего
объекта недвижимости было возможно.

Упоминание наименования предприятия в актах Минимущества республики о его приватизации недостаточно для определения состава приватизируемого имущества, т.к. оно расположено в жилом многоэтажном доме, не имеет наружных идентифицирующих признаков, территориально не обособлено.

Факт неопределенности предмета данной сделки приватизации и последующей перепродажи объекта недвижимости установлен вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Владикавказа от 02 апреля 2008 г. по гражданскому делу N 33-609/2008 (т. 2, л.д. 17 - 19, 34 - 40).

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, Закона РСО-Алания “О приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“ прогнозный план (программа) приватизации содержит перечень государственного имущества, подлежащего приватизации в предстоящем году. Названные нормы предусматривают действие утвержденной программы приватизации в течение календарного года.

Из материалов дела следует, что имущественный комплекс ГУП “Алан“ согласно программе приватизации, утвержденной постановлением Правительства республики от 13.12.2004 г. N 264, был запланирован к приватизации в 2005 году. Однако, приватизация имущественного комплекса ГУП “Алан“ в нарушение действующего законодательства состоялась не в 2005 году, а в 2006 году. При этом государственной программой приватизации на 2006 год приватизация данного государственного имущества не предусматривалась.

В соответствии с постановлениями Правительства республики от 14.04.2003 г. N 102 “Об утверждении правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“, N 103 от 14.04.2003 г. “Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“, действовавшего в тот период, в случае аннулирования результатов аукциона по продаже государственного имущества, при невозможности внести изменения в прогнозный план приватизации на текущий год, оно должно быть
включено в план приватизации на следующий календарный год.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, пунктом 1 статьи 14 Закона РСО-Алания “О приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“ предусмотрено, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.

Поручение Правительство Республики РСО-Алания ответчику продолжить в 2006 г. приватизацию объектов, включенных в программу приватизации на 2005 г., не может отменить необходимость включения объекта в программу приватизации на следующий год (т. 2 л.д. 1)

Министерство не обеспечило публикацию перечисленных сведений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона N 178-ФЗ, пунктом 3 статьи 18 Закона РСО-Алания N 33-РЗ и условиями договора купли-продажи от 28.09.2006 г. погашение задолженности по налогам является необходимым условием перехода права собственности на имущественный комплекс государственного унитарного предприятия к покупателю.

Предприниматель Гокоев О.Е. по условиям договора должен был погасить долги ГУП “Алан“ в сумме 84 тыс. 600 рублей. Гокоев О.Е. не выполнил условия договора и не погасил кредиторскую задолженность ГУП “Алан“ в установленный срок. Об этом свидетельствуют справки МРИ ФНС РФ N 1 по г. Владикавказу от 16.07.2007 г. N 54854, от 12.10.2007 г. N 3269.

Следовательно, Министерство, подписав передаточный акт от 19.10.2006 г. до погашения Гокоевым О.Е, задолженности ГУП “Алан“ перед внебюджетными фондами и бюджетом в сумме 84 600 рублей, нарушило требования вышеуказанных норм законов.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного
и муниципального имущества“ начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ предусмотрена обязательность проведения оценки при определении стоимости объекта оценки, принадлежащего субъекту Российской Федерации, в целях его приватизации. При этом итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки прошло не более 6 месяцев (п. 20 Стандартов оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519).

Как следует из материалов дела, отчет об оценке рыночной стоимости ГУП “Алан“, заказчиком которого являлось Министерство имущественных отношений республики, составлен 30 июня 2005 года. Отчуждение объекта приватизации произведено 28 сентября 2006 года, то есть по истечении более одного года.

Таким образом, Министерство имущественных отношений республики в нарушение Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, применив на момент отчуждения не действующую нормативную цену объекта приватизации, реализовало объект приватизации по явно заниженной цене, что причинило ущерб государственным интересам.

Процесс приватизации имущественных комплексов государственных предприятий определен законодательством, как период от утверждения Прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия (п. 3 ст. 14 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, п. 3 ст. 13 Закона “О приватизации государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания“). Следовательно, нарушения законодательства о приватизации, допущенные в этот период, будь то в “управлении“ имуществом, либо - непосредственно при его передаче в собственность физических, юридических лиц, если они повлияли, либо могли повлиять на результат приватизации, являются основаниями для признания приватизации недействительной по признаку ничтожности.

Вышеуказанные обстоятельства являются достаточными основаниями для признания сделки приватизации имущественного комплекса ГУП “Алан“ недействительной по признаку ничтожности в соответствии со статьей 168 ГК РФ.

Таким образом ссылка ответчика на пропуск срока исковой давности необоснованна.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-853/08-3 от 16.10.08 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу N б/н от 14.11.2008 г. Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

Е.В.ЖУКОВ

Н.В.ВИНОКУРОВА