Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 по делу N А41-К2-20314/07 Возврат (возмещение) налогоплательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2008 г. по делу N А41-К2-20314/07
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2008 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ч.
судей Г.В.Г., К.А.
при ведении протокола судебного заседания: С.
при участии в заседании:
от заявителя: Г.В.В. доверенность N 6 от 29.10.07 г.;
от ответчика должника: Т. доверенность N 04-06/1211 от 22.10.07 г.;
от третьих лиц - не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 13 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 года по делу N А41-К2-20314/07, принятого судьей К.В., по иску (заявлению) ОАО “Лобненское ДРСУ“ к МРИ ФНС России N 13 по Московской области
установил:
ОАО “Лобненское ДРСУ“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 Московской области (МРИ ФНС РФ N 13), выразившиеся в отказе возвратить ошибочно перечисленные в УФК г. Москвы денежные средства в сумме 653923,91 руб. и об обязании МРИ ФНС России N 13 Московской области произвести возврат средств, ошибочно перечисленных в УФК г. Москвы, на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ в сумме 653923,91 руб., в соответствии с порядком, предусмотренным Письмами Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 “а“2909 и Федерального казначейства Минфина РФ от 18.10.2006 г. N 42-5.2-10504.
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г. заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия МРИ ФНС России N 13 Московской области, выразившееся в отказе возвратить ошибочно перечисленные в УФК г. Москвы денежные средства в сумме 653 923,91 руб. МРИ ФНС России N 13 Московской области обязана произвести возврат ошибочно перечисленной суммы в размере 653 923,91 руб. на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“. С МРИ ФНС России N 13 Московской области в пользу “Лобненское ДРСУ“ взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Межрайонная инспекция ФНС России N 13 Московской области не согласна с решением Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г., полагает, что оно подлежит отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба и пояснение к ней.
В обоснование жалобы налоговая инспекция указала, что ОАО “Лобненское ДРСУ“ были перечислены транспортный налог, НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд России на общую сумму 653923,91 руб.
Указанные платежи, предназначенные к уплате на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства Московской области (40101810600000010102) были перечислены заявителем на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства г. Москвы (40101810800000010041).
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Эта обязанность считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа,
2) с момента отражения на лицевом счете организации, который открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации,
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства,
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по перечислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агентства,
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Основным требованием об уплате налога является обеспечение поступления денежных средств строго по назначению.
Однако, указанные платежи не были зачислены на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Московской области (40101810600000010102). ОАО “Лобненское ДРСУ“ был нарушен порядок заполнения расчетных документов, обязанность по уплате налога не исполнена.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Письмо Министерства финансов РФ N 03-02-07/2-3 имеет дату 15.01.2007, а не 15.02.2007.
Письма Минфина РФ от 13.09.2006 г., N 03-02-07/1-249; от 19.12.2006 г. N 03-02-07/2-122; от 15.02.2007 г., N 03-02-07/2-3; и Письмо Федеральной налоговой службы от 25 января 2007 г. N САЭ-6-10/39@ разъясняют порядок возврата суммы налога, в случае допущения налогоплательщиком ошибки в номере счета Федерального казначейства.
Следовательно, по мнению Минфина РФ, налогоплательщик имеет право на возврат ему ошибочно уплаченной суммы в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, то есть при наличии недоимки возврат суммы излишне уплаченного налога производится только после погашения недоимки (задолженности).
П. 4 ст. 45 НК РФ; Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2006 г. N 03-02-07/2-122 уточняет положения об обстоятельствах, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной налогоплательщиком, в частности, в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисленные суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно справке МРИ ФНС России N 13 “О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам“ по состоянию на 14.11.2007 г. у ОАО “Лобненское ДРСУ“ имеется задолженность по ЕСН, НДС, транспортному налогу, налогу на имущество.
Письма Минфина РФ от 13.09.2006 г. N 03-02-07/1-249; от 19.12.2006 г. N 03-02-07/2-122; от 15.02.2007 г. N 03-02-07/2-3; и Письмо Федеральной налоговой службы от 25 января 2007 г. N САЭ-6-10/39“ также подтверждают позицию налогового органа в том, что механизм уточнения платежа не распространяется на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после погашения недоимки.
Существующий порядок возврата денежных средств был разъяснен заявителю письмом МРИ ФНС России от 28.09.2007 г. N 11-06 776, до настоящего времени задолженность не погашена.
Согласно разъяснению Федеральной налоговой службы России от 7.03.06 N 19-4-03 000050 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечает понятию налога, закрепленного в ст. 8 НК РФ и не является составной частью единого социального налога. Положения ст. ст. 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Ст. 3 ФЗ от 15.12.01 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездные, обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Конституционный Суд РФ в Определениях от 05.02.04 г. N 28-О и от 04.03.04 г. N 49-О разъясняет следующее: “В отличие от налога, платежи которого не имеются адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионной страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ.
Учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопительных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхованием.
Указанные отличительные признаки налогов и страховых взносов обуславливают их целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, положения ст. 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Положения Закона N 167-ФЗ разграничивают функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - ФНС РФ и ПФ РФ.
П. 13 ст. 78 НК РФ, в редакции НК, действующей до внесения соответствующих изменений в НК РФ Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.06 г. устанавливал, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
Таким образом, данной нормой были определены права и обязанности государственных внебюджетных фондов по возврату излишне уплаченных сумм налога, предусмотренные главой 12 НК РФ для налоговых органов.
Установленные новой редакцией статьи 78 НК РФ правила зачета и возврата налоговых платежей не распространяются на платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды.
Изменения, внесенные в ст. 78 НК РФ Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.06 г. подтверждают правовую позицию о том, что обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не лежит на налоговых органах.
Таким образом, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом отсутствуют, т.к. в действующей редакции ст. 78 НК РФ и в ранее действующей редакции отсутствует норма, обязывающая налоговый орган осуществлять возврат излишне уплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд.
Положения Закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ разграничивает функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом.
В соответствии со ст. 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного фонда в РФ в судебном порядке.
Соответственно, зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из кодов бюджетной классификации доходов бюджетов РФ не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
На основании изложенного, МРИ ФНС России N 13 Московской области просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО “Лобненское ДРСУ“ не согласно с доводами апелляционной жалобы, в судебном заседании в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило свои исковые требования и просит суд апелляционной инстанции:
- признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ N 13 по Московской области, выразившееся в письменном не обращении в УФК по г. Москве с просьбой о возврате ошибочно перечисленных на его счет налогов и страховых взносов в сумме 653923,91 руб. и перечисления указанных средств на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“.
- обязать МРИ ФНС РФ N 13 обратиться в УФК по г. Москве с письменной просьбой произвести возврат средств, которые ошибочно были перечислены ОАО “Лобненское ДРСУ“ на единый казначейский счет УФК по г. Москве платежными поручениями от 23.03.2006 г. и от 07.04.2006 г. в сумме 653923,91 руб., на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ N 40702801600006000060 в АКБ “Традо-Банк“ (ЗАО) г. Москва, БИК 044552118, к/с 3010181050000000018.
В обоснование заявленных уточненных исковых требований ОАО “Лобненское ДРСУ“ указало, что платежными поручениями от 23.03.2006 г. и от 7.04.2006 г. перечислило на балансовый счет УФК по г. Москве транспортный налог, НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд России на общую сумму 653923,91 руб.
Однако указанные платежи, предназначенные к уплате на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Московской области N 40101810600000010102, ошибочно были перечислены на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по г. Москве N 40101810800000010041.
Механизм возврата средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации, Налоговым кодексом не предусмотрен.
Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в период действия в период возникновения спорных правоотношений Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Минфин РФ в Письме от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 “а“2909 разъяснил порядок возврата денежных средств, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации. В соответствии с указанным разъяснением ошибочно перечисленные платежи могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральное казначейство Минфина РФ Письмом от 18.10.2006 г. N 42-5.2-10504 адрес Федеральной налоговой службы РФ сообщило, что возврат средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 УФК по субъекту РФ, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 УФК по другому субъекту РФ, в том числе и налоговых платежей, производится в соответствии с Письмом Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 “а“2909 на основании письменного обращения в УФК по субъекту РФ, в которое платеж был ошибочно перечислен, администратора поступлений в бюджет по субъекту РФ, в который данный платеж должен был поступить, с приложением к нему копии заявления плательщика.
Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ налоговые органы признаны администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации как налогов, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, в рассматриваемом случае для осуществления возврата ошибочно перечисленных налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Московской области, как администратор поступлений в бюджет по Московской области, в который данный платеж должен был поступить, должна письменно обратиться в УФК по г. Москве с приложением копии заявления ОАО “Лобненское ДРСУ“. Аналогичную позицию высказало и Управление Федерального казначейства г. Москвы (письмо от 1.11.2006 г. N 2 02-219931).
Заявитель полагает, что ссылка налоговой инспекции на положения ст. 45 НК РФ несостоятельна, т.к. ссылки даны на редакцию указанной статьи, которая в период возникновения спорных отношений не существовала.
Ссылка на ст. 78 НК РФ по мнению заявителя также не состоятельна, т.к. в данном случае рассматривается вопрос о порядке не излишне уплаченной суммы налогов и сборов, а средств, ошибочно перечисленных в бюджет другого субъекта РФ.
ОАО “Лобненское ДРСУ“ полагает, что действия МРИ ФНС России N 13 по Московской области как администратора налоговых и страховых платежей, носят незаконный характер, поскольку не соответствуют действующему порядку возврата ошибочно перечисленных платежей, препятствуют возврату этих платежей, и тем, самым, нарушают права и законные интересы ОАО “Лобненское ДРСУ“.
На основании изложенного, ОАО “Лобненское ДРСУ“ просит суд апелляционной инстанции заявленные уточненные исковые требования удовлетворить.
ОАО “Лобненское ДРСУ“ считает выводы налогового органа необоснованными по следующим основаниям.
В вышеуказанных Письмах Минфина РФ даются разъяснения отдельных положений статей 45 и 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ.
Положения Кодекса в редакции данного Федерального закона вступают в силу с 01.01.2007 г. и применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г.
В данном случае спорные правоотношения возникли 23.03.2006 г. и 07.04.2006 г., то есть до 31.12.2006 г., поэтому применение положений Писем Минфина РФ от 13.09.2006 г. N 03-02-07/1-249, от 19.12.2006 г. N 03-02-07/2-122 и от 15.02.2007 г. N 03-02-07/2-3, а также положений Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ для разрешения настоящего спора неправомерно.
Денежные средства по спорным платежным поручениям не являются для ОАО “Лобненское ДРСУ“ излишне уплаченным, а зачислены на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по г. Москве ошибочно.
При это наименование банка получателя указано правильно.
Перечисление средств на счет иного территориального органа Федерального казначейства произошло из-за технической ошибки в указании реквизитов счета, допущенной вследствие невыполнения налоговой инспекцией обязанности по доведению сведений о реквизитах соответствующего счета Федерального казначейства до налогоплательщиков (в частности, до ОАО “Лобненское ДРСУ“).
Такая обязанность возложена на администраторов поступлений в бюджет пунктами 2 и 3 “Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации“, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н.
Поскольку денежные средства по спорным платежным поручениям не являются излишне уплаченными, то применение для их возврата порядка, предусмотренного статьей 78 НК РФ при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога (сбора, пени), является неправомерным.
Возврат ошибочно перечисленных средств производится в ином порядке.
Минфин РФ Письмом от 24 октября 2005 г. N 02-14-10а/229 дал официальное разъяснение механизма возврата средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации.
Согласно этому разъяснению ошибочно перечисленные платежи могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральное казначейство Письмом от 31.10.2005 г. N 42-7-01/5.2-303 довело до территориальных органов Федерального казначейства для сведения и использования в работе указанное Письмо Минфина РФ.
Механизм возврата ошибочно перечисленных платежей, указанный в Письме Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10а/2909, действует на практике. Подтверждением являются Письмо Федерального казначейства от 18.10.2006 г. N 42-5.2- от 01.11.2006 г. N 02-21/9931 в адрес Управления ФНС России по г. Москве.
Указанные порядок возврата ошибочно перечисленных платежей не связывает возврат денежных средств с наличием задолженности по налогам и страховым взносам.
В этой связи требование налоговой инспекции о необходимости погасить задолженность по всем налогам и сборам в качестве обязательного условия для возврата ошибочно перечисленных средств в другой бюджет, является необоснованным.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства финансов РФ N 116н имеет дату 16.12.2004, а не 06.12.2004.
Согласно п. 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6.12.2004 г. N 116н, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документов о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Таким образом, на налоговую инспекцию возложена обязанность по предоставлению в органы Федерального казначейства документов о возврате (зачете) плательщиками излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей.
В отношении порядка возврата излишне уплаченных страховых взносов в государственный пенсионный фонд Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.09.2006 г. N 4240/06 изложил следующую правовую позицию.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда РФ) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В данном случае страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечислены за конкретных застрахованных лиц. При таких обстоятельства проведение органами Пенсионного фонда РФ возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не предусмотрено.
Таким образом, правовых оснований для отказа в зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налоговой инспекции не имеется.
В связи с изложенным ОАО “Лобненское ДРСУ“ полагает, что бездействие МРИ ФНС РФ N 13, как администратора налоговых и страховых платежей, не соответствует положению пункта 30 “Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему...“, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н, и Письму Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10а/2909 в отношении письменного обращения в УФК по г. Москве о возврате ОАО “Лобненское ДРСУ“ ошибочно перечисленных в бюджет платежей.
Это бездействие препятствует возврату ошибочно перечисленных платежей, последующему внесению их в бюджеты во исполнение обязанности по уплате налогов и страховых взносов и, тем самым, нарушает права и законные интересы ОАО “Лобненское ДРСУ“.
УФК по г. Москве представило отзыв на заявление ОАО “Лобненское ДРСУ“ в котором в обоснование своих доводов указал следующее.
Как орган исполнительной власти УФК по г. Москве действует исключительно в рамках тех законодательных и нормативно-правовых актах, которые регламентируют функции органов Федерального казначейства как единой структуры органов Федерального казначейства. Так функции органов Федерального казначейства регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 703 “О Федеральном казначействе“ и Положением об Управлении Федерального казначейства по г. Москве, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2004 г. N 33н в отношении УФК по г. Москве.
“Положением об Управлении Федерального казначейства по г. Москве“, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. N 33н установлено, что основной задачей УФК по г. Москве является кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации (г. Москвы) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с соответствующими соглашениями, заключенными УФК по г. Москве с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, полномочиями в сфере налогового дела и страхового дела УФК по г. Москве не наделено.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Перечень источников доходов и главных администраторов соответствующих платежей приведен в Приложении N 6 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.
Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет, урегулировано Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 г. N 116н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“.
Так Приказом Министерство финансов Российской Федерации от 16.12.04 г. N 116н установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений администраторов на возврат (возмещение) сумм, поступивших в доход федерального бюджета.
Таким образом, в том случае если суд установит право ОАО “Лобненское ДРСУ“ на возврат из доходов федерального бюджета заявленной суммы, возмещение средств в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 г. N 116н возможно на основании распоряжения и платежного поручения соответствующего администратора платежа.
Обязанность УФК по г. Москве исполнить решение администратора о возврате поступлений из федерального бюджета в том случае если такое решение будет принято органом администратора, предусмотрена законодательством Российской Федерации и не требует специального рассмотрения судом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Согласно пунктами 6, 7, 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Таким образом, обязанность УФК по г. Москве исполнить решение налогового органа о возврате поступлений из федерального бюджета в том случае, если такое решение будет принято, предусмотрена законодательством Российской Федерации и не требует специального рассмотрения судом.
Выслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит заявленные требования ОАО “Лобненское ДРСУ“ подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что во исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, предусмотренной ст. 45 НК РФ, ОАО “Лобненское ДРСУ“ платежными поручениями от 23.03.2006 г. N 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 78, 80, и от 7.04.2006 г. N 100, 101, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 113 перечислило транспортный налог, НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, страховые взносы (л.д. 7 - 31 т. 1).
При оформлении платежных поручений ОАО “Лобненское ДРСУ“ была допущена ошибка, вместо указания единого счета УФК Московской области N 40101810600000010102 был указан счет УФК г. Москвы N 401018108000000010041, в результате чего указанные платежи, предназначенные к уплате на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Московской области N 40101810600000010102, ошибочно были перечислены на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства г. Москвы N 40101810800000010041.
10.07.2006 г. ОАО “Лобненское ДРСУ“ обратилось в МРИ ФНС России N 13 Московской области, в Управление Федерального казначейства г. Москвы с заявлениями о перечислении указанных платежей в Управление Федерального казначейства Московской области, на расчетный счет N 40101810600000010102, либо на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ (л.д. 32, 33 т. 1).
С аналогичными заявлениями ОАО “Лобненское ДРСУ“ обращ“лось в УФНС РФ г. Москвы (письмо N 48 от 8.08.06.), в УФНС РФ Московской области (письмо N 80 от 13.12.06) (л.д. 34, 35 т. 1).
1.11.2006 г. Управление Федерального казначейства г. Москвы в ответ на письмо ОАО “Лобненское ДРСУ“ сообщило, что в соответствии с Письмами Минфина России от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 “а“2909 и Федерального казначейства от 18 октября 2006 г. N 42-52-10504 указанные поступления могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального казначейства г. Москвы на основании письменного обращения в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в которое платеж был ошибочно перечислен, администратора поступлений в бюджеты по субъекту Российской Федерации, в который данный платеж должен был поступить, с приложением к нему копии заявления плательщика. (л.д. 41).
Управление Федеральной налоговой службы Московской области в ответ на заявление ОАО “Лобненское ДРСУ“ сообщило в письме от 26.12.2006 г., что принятие решений (распоряжений) подготовка обращений в органы казначейства о возврате поступлений осуществляется администратором поступлений (его территориальным органом) на основании заявления плательщика по месту зачисления платежа, т.е. налоговым органом, осуществляющим в установленном порядке взаимодействие с УФК по субъекту, на балансовый счет 40101 которого, зачислены администрируемые налоговыми органами платежи. (л.д. 42 т. 1).
19.01.2007 г., 13.07.2007 г. ОАО “Лобненское ДРСУ“ обратилось в МРИ ФНС России N 13 Московской области с заявлением о письменном обращении в Управление Федерального казначейства г. Москвы с просьбой возвратить ошибочно перечисленные на единый казначейский счет Управления налоги и сборы в сумме 653923,91 руб. и зачислить указанную сумму на казначейский счет Управления Федерального казначейства Московской области N 4010181810800000010041 и зачесть возвращенные суммы налогов и страховых взносов в счет погашения недоимки ОАО “Лобненское ДРСУ“ по указанным налогам и взносам. (л.д. 38, 40 т. 1).
28.09.2007 г. Межрайонная инспекция ФНС России N 13 Московской области в ответ на обращения ОАО “Лобненское ДРСУ“ сообщило, что по причине неправильного оформления платежных документов, за ОАО “Лобненское ДРСУ“ значится неисполненная обязанность по уплате налогов. Для возврата денежных средств МРИ ФНС N 13 Московской области предложило уплатить числящуюся задолженность по налогам и сборам. (л.д. 45 т. 1).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Перечень источников доходов и главных администраторов соответствующих платежей приведен в Приложении N 6 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.
Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет, урегулировано Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 г. N 116н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“.
Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 18 октября 2006 г. N 42-5.2-10504 разъяснило, что возврат средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации, в том числе и налоговых платежей, производится в соответствии с Письмом Минфина России от 24 октября 2005 г. N 02-14-10“а“2909, на основании письменного обращения в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в которое платеж был ошибочно перечислен, администратора поступлений в бюджет по субъекту Российской Федерации, в который данный платеж должен был поступить с приложением к нему копии заявления налогоплательщика (л.д. 81 т. 1).
Согласно Письму Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 “а“2909 платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства на территории по субъекту Российской Федерации учитываются как неклассифицированные платежи и могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. К обращению администратора платежа должна быть приложена копия заявления плательщика.
Возврат плательщику указанных средств производится Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня обращения администратора платежа в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Ссылка налогового органа на ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 г. несостоятельна так как указанная норма вступает в силу с 01.01.2007 г., а перечисление денежных средств было произведено 23.03.2006 г.
По указанным основаниям не принимается ссылка Инспекции на Письма Минфина РФ от 13.09.2006 г. N 03-02-07/1-249, от 19.12.2006 г. N 03-02-07/2-122 и от 15.02.2007 г. 03-02-07/2-3.
Доводы налогового органа о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов должен производить Пенсионный фонд РФ апелляционный суд признает также необоснованными.
В силу пункта 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда РФ) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В данном случае страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечислены за конкретных застрахованных лиц. При таких обстоятельства проведение органами Пенсионного фонда РФ возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не предусмотрено.
Таким образом, правовых оснований для отказа в зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налоговой инспекции не имеется.
Ссылку налогового органа об имеющейся на счете ОАО “Лобненское ДРСУ“ недоимки по налогам, пеням по состоянию на 22.02.2008 г. в связи с чем МРИ ФНС РФ N 13 не обращается в УФК по г. Москве с заявление о перечислении на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ ошибочно уплаченных денежных средств в сумме 653 923, 91 руб. апелляционный суд находит необоснованной.
В обоснование своих доводов Инспекция представила акты сверки расчетов по состоянию на 22.02.2008 г., 28.02.2008 г. (л.д. 82 - 93 т. 2). Налоговый орган также указал, что за ОАО “Лобненское ДРСУ“ числится задолженность по НДС в сумме 1 264 019 на основании решения ИФНС России по г. Лобня Московской области от 21.06.04 г. N 06/4640 (л.д. 62 - 72 т. 2).
Перечисленные ОАО “Лобненское ДРСУ“ денежные средства в счет уплаты налогов на счет УФК по г. Москве не являются излишне уплаченными и их перечисление на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ должно производиться не в порядке ст. 78 НК РФ а в порядке, определенном Письмом Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 “а“2909 и Письмом Минфина РФ от 21 июля 2005 г. N 02-05-03/2221.
Согласно представленного ОАО “Лобненское ДРСУ“ расчета по уплате налогов и страховых взносов на 31 декабря 2007 г., сальдо расчета составляет 241 504, 68 руб. без учета суммы 653 923, 91 руб. ошибочно перечисленной в УФК по г. Москве. С учетом указанной суммы сальдо расчета налогоплательщика составляет 895 428, 59 руб. По данным МРИ ФНС РФ N 13 сальдо расчета на 31.12.2007 г. составляет - 1 666 110, 1 руб.
В подтверждение доводов об отсутствии недоимки и в подтверждение своих расчетов по уплате налогов на добавленную стоимость, налога на прибыль, ЕСН в федеральный бюджет, ЕСН в ФСС, ЕСН в ФФОМС, ЕСН в ТФОМС, налог на имущество, транспортный налог, пенсионные взносы ОАО “Лобненское ДРСУ“ представлены налоговые декларации и платежные поручения в подтверждение сумм уплаченных налогов, взносов.
Довод налогового органа об имеющейся за ОАО “Лобненское ДРСУ“ недоимке по НДС в сумме 1 264 019 руб. согласно решения ИФНС России по г. Лобня Московской области от 21.06.04 г. N 06/4640 (л.д. 62 - 72 т. 2) апелляционным судом не принимается по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании указанного решения МРИ ФНС РФ N 13 было направлено требование N 891 по состоянию на 08.02.2005 г. об уплате ОАО “Лобненское ДРСУ“ НДС в сумме 1 258 368, 11 (л.д. 55 т. 2).
На основании указанного требования МРИ ФНС РФ N 13 было вынесено решение N 11 от 31 марта 2006 г. и постановление N 11 от 31 марта 2006 г. о взыскании с ОАО “Лобненское ДРСУ“ в общей сумме 1 690 427 руб. 74 коп. задолженность по налогам и сборам за счет имущества налогоплательщика (л.д. 53 - 54 т. 2).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2006 г. дело N А41-К2-12230/06 указанные ненормативные акты налогового органа признаны недействительными (л.д. 41 - 43 т. 2).
Решением суда установлено что налоговым органом пропущен 60-дневный срок, предусмотренные ст. 46 НК РФ за принудительного взыскания налогов и пени.
Налоговым органом не представлено доказательств о взыскании указанной суммы налога с ОАО “Лобненское ДРСУ“ в судебном порядке.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что довод Инспекции считаются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не пункт 5.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 201, 181 п. 5, 266, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
заявленные ОАО “Лобненское ДРСУ“ требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МРИ ФНС России N 13 Московской области выразившейся в отказе письменно обратиться в УФК г. Москвы с заявлением о возврате ошибочно перечисленных ОАО “Лобненское ДРСУ“ в счет уплаты налогов и сборов денежных средств в сумме 653923, 91 руб. на единый казначейский счет Управления N 40101810800000010041 и перечислении указанной суммы на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ N 40702810600006000060 в АКБ “Традо-Банк“ г. Москвы БК 044552118 корреспондентский счет 3010181050000000018.
Обязать МРИ ФНС РФ N 13 обратиться в УФК по г. Москве с письменным заявлением произвести возврат средств, которые ошибочно были перечислены ОАО “Лобненское ДРСУ“ на единый казначейский счет УФК по г. Москве платежными поручениями от 23.03.2006 г. и от 07.04.2006 г. в сумме 653923,91 руб., на расчетный счет ОАО “Лобненское ДРСУ“ N 40702801600006000060 в АКБ “Традо-Банк“ (ЗАО) г. Москва, БИК 044552118, к/с 3010181050000000018.
Взыскать с МРИ ФНС России N 13 Московской области в пользу ОАО “Лобненское ДРСУ“ расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Взыскать с МРИ ФНС России N 13 Московской области госпошлину в сумме 1000 руб. в доход бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы.