Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 N 09АП-17718/2007-АК по делу N А40-44596/07-129-279 Действующее налоговое законодательство предусматривает право налоговых органов истребовать у налогоплательщика не любые документы, а лишь служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2008 г. N 09АП-17718/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2008 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи: Г.,

Судей: О., Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.,

при участии:

от заявителя - З. по дов. от 17.12.2008 N Д-475,

от заинтересованного лица - А. по дов. от 23.10.2007 N 97

рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда г. Москвы имеет дату 30.10.2007, а не 12.12.2007.

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2007,

принятое судьей Ф. по делу N
А40-44596/07-129-279

по заявлению ОАО “НК “РуссНефть“

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании незаконными действий, недействительным требования

установил:

заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действий МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившихся в выставлении незаконного требования о представлении документов от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340; признании недействительным требования МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о представлении документов от 17.08.2007 N 52-22-11/19340. Решением суда первой инстанции суд решил:

признать незаконными как не соответствующие требованиям Налогового кодекса РФ действия Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившиеся в выставлении незаконного требования о представлении документов от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340.

Признать недействительным как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ требование МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о представлении документов от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что как усматривается из содержания оспариваемого требования, в связи с проведением камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за июнь 2007 года, от налогоплательщика требуется представить справку о составе акционеров по состоянию на 17 августа 2007 года.

Какие-либо мотивированные основания необходимости представления указанных сведений в оспариваемом требовании отсутствуют.

В обоснование необходимости представления заявителем справки о составе акционеров заявителя налоговый орган ссылается в отзыве на нормы ст. 247, 248, 250 - 252, 265 и 270 НК РФ, однако не указывает, для проверки каких данных, указанных налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль за июнь 2007 г., истребуется справка о составе акционеров на 17 августа 2007 г.; а также не указывает, на значение каких
конкретно показателей налоговой декларации по налогу на прибыль влияют сведения о составе акционеров налогоплательщика.

Суд считает, что затребованный налоговым органом документ не является документом, влияющим на порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, что истребование такого документа не предусмотрено ст. 88 НК РФ, а действия инспекции, направленные на его получение, превышают полномочия налоговых органов и возлагают на заявителя дополнительные обязанности, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

Такой документ не относится, в том числе к документам, подтверждающим получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов или иным документам, свидетельствующим об осуществлении хозяйственных операций.

С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, 17.08.2007 года заявителем получено требование Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 17.08.07 г. N 52-22-11/19340 о представлении документов, а именно справки о составе акционеров заявителя.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах
от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом (ст. 93 НК РФ), документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

На основании изложенного, суд первой инстанции сделал вывод о том, что в соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика не любые документы, а лишь служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что налоговый орган не имеет право требовать представление информации, указанной в требовании от 17.08.2007 N 52-22-11/19340, о том, что Инспекцией не указано для проверки каких данных налоговой декларации по налогу на прибыль за
июнь 2007 г., истребуется справка о составе акционеров на 17 августа 2007 г., а также не указывает, на значение каких конкретно показателей налоговой декларации по налогу на прибыль влияют сведения о составе акционеров налогоплательщика.

Кроме того, суд первой инстанции при принятии решения исходил из положений ст. 198 АПК РФ в соответствии с которой лицо вправе обратиться с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на заявителя какие-либо обязанности, создает иные препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) суд устанавливает, нарушает ли акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд.

Между тем, исходя из текста решения, не указано какие права, и законные интересы налогоплательщика были нарушены.

Суд апелляционной инстанции повторно рассматривая дело, считает, что оспариваемые заявителем
действия МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, которые выразились в выставлении требования о представлении документов от 17.08.2007 N 52-22-11/19340 и требование МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о представлении документов от 17.08.2007 N 52-22-11/19340, права и законные интересы заявителя не нарушали.

Выводы суда апелляционной инстанции об этих обстоятельствах основаны на следующем.

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Таким образом, ОАО “НК РуссНефть“ представляет отчетность по налогу на прибыль организаций ежемесячно, нарастающим итогом.

В соответствии с представленной ОАО “НК “РуссНефть“ налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за январь - июнь 2007 г. Обществом в данном налоговом периоде была получена прибыль (лист 02 строка 2060), но “Внереализационные расходы“ составили 49 390 726 775 рублей (лист 02 строка 2040).

С целью проверки расчета полученной прибыли налоговым органом было выставлено требование N 9908 о представлении документов - налоговых регистров и иных документов, свидетельствующих о правомерности заявленной суммы полученной прибыли.

ОАО “НК “РуссНефть“ письмом от 29.08.2007 N ОГ-8974 представило сводный аналитический регистр налогового, бухгалтерского учета за январь - июнь 2007 года и оборотно-сальдовую ведомость за январь - июнь 2007 года.

На основании сводного аналитического регистра налогового учета за январь - июнь 2007 года установлено, что в состав внереализационных расходов (которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль) входят проценты по долговым
обязательствам по займам. Исходя из информации содержащейся в сводном аналитическом регистре налогового учета (строка “проценты к уплате“), невозможно установить, что за займы и от кого были получены.

При сдаче налоговой декларации по налогу на прибыль за январь 2007 г. ОАО “НК “РуссНефть“ получен убыток (лист 02 строка 2060), в связи с чем налоговым органом при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций выставило требование N 7315 о представлении документов, объясняющих причину превышения расходов над доходами, учитываемых в целях налогообложения, а также представить налоговые регистры и иные документы, подтверждающие сумму полученного убытка.

26.03.2007 г. Налогоплательщиком письмом N ОП-2971, запрашиваемые регистры налогового учета, подтверждающие сумму полученного убытка были направлены в Инспекцию.

Из представленных регистров учета внереализационных расходов текущего периода видно, что в состав внереализационных расходов (которые увеличивают себестоимость, а следовательно уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль) входят проценты по долговым обязательствам по займам от иностранного юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ установлены особые правила отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.

Если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность перед иностранной
организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее в целях применения настоящего пункта - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов (строка 2040 налоговой декларации), с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.

Таким образом, для определения предельного размера процентов, подлежащих включению в состав внереализационных расходов, необходимо определить сколько процентов уставного (складчатого) капитала (фонда) российской организации прямо или косвенно владеет иностранная организация.

Таким образом, для определения предельного размера процентов, подлежащих включению в состав внереализационных расходов, необходимо определить, количество процентов уставного (складчатого) капитала (фонда) российской организации, которым прямо или косвенно владеет иностранная организация.

На основании вышеизложенного, действия налогового органа по выставлению требования и само требование Инспекции от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340 о представлении информации о составе акционеров, законны и обоснованны, т.к. у налогового органа была необходимость и правовые основания для установления факта наличия, либо отсутствия акционеров - иностранных организаций, в целях проверки расчета внереализационных расходов понесенных Обществом за проверяемый период и данные действия налогового органа не возлагали на налогоплательщика дополнительных обязанностей и не нарушали его прав и законных интересов.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами
местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом (ст. 93 НК РФ), а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, у налоговых органов есть право требовать документы служащие основанием для исчисления, уплаты; подтверждающие правильность исчисления, своевременность уплаты налогов.

На налоговые органы возложена обязанность вести учет организаций и физических лиц.

У налогоплательщиков есть встречная обязанность представлять документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. вышеуказанные документы.

На основании вышеизложенного, Налоговым кодексом Российской Федерации прямо предусмотрены как право, так и обязанность налоговых органов требовать информацию о составе акционеров Общества, а у налогоплательщика обязанность предоставления такой информации.

В соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ в случае, если российская организация - налоговый агент выплачивает дивиденды иностранной организации и (или) физическому лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации, налоговая база налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяется ставка, установленная соответственно пп. 2
п. 3 ст. 284 НК РФ или п. 3 ст. 224 НК РФ.

Следовательно, при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль Инспекция могла запросить информацию о составе акционеров, т.к. в случае в составе акционеров российской организации имеется иностранная организация, то первая является налоговым агентом.

В соответствии с вышесказанным, вывод суда о том, что налоговый орган не имеет право требовать представление информации, указанной в требовании от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340, является неправомерным.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворении требований ОАО НК “РуссНефть“, а потому решение суда первой инстанции от 12 декабря 2007 года подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2007 по делу N А40-44596/07-129-279 отменить.

Отказать в удовлетворении требований ОАО НК “РуссНефть“ о признании незаконными действий МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившееся в выставлении требования о предоставлении документов от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340.

Отказать в удовлетворении требований ОАО НК “РуссНефть“ о признании незаконным требования о предоставлении документов от 17.08.2007 г. N 52-22-11/19340.

Взыскать с ОАО НК “РуссНефть“ 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе в доход бюджета.