Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2008 по делу N А51-6333/2008-4-177 Исковые требования о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворены, поскольку собственник объекта незавершенного строительства обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка, занятого таким объектом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2008 г. по делу N А51-6333/2008-4-177

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в судебном заседании 17 июля 2008 г. заявление Общества с ограниченной ответственностью “Шэлдс“

к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края

о признании незаконным решения и обязании совершить действия.

Общество с ограниченной ответственностью “Шэлдс“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 18 430 кв. м, кадастровый номер 25:28:05 00 89:0036, оформленного письмом от 16.04.2008 N 29/6-20-2601, и об обязании ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения
в законную силу совершить все действия, необходимые для предоставления в собственность заявителю указанного земельного участка, в том числе подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю (с учетом уточнения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение дела было начато 14.07.2008 г. в предварительном заседании, с согласия сторон суд в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершил подготовку дела и открыл судебное заседание в суде первой инстанции. В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.07.2008 г., после которого судебное разбирательство было продолжено в присутствии тех же представителей.

В обоснование заявленных требований ООО “Шэлдс“ указало, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность нарушает исключительное право заявителя как собственника объекта недвижимости на приобретение спорного участка в собственность, что предусмотрено статьей 36 Земельного кодекса РФ. Полагает, что такое право у него возникло, несмотря на то, что принадлежащий ему объект недвижимости - нежилое строение - является объектом незавершенного строительства.

Заявитель пояснил, что первоначально в Департамент было подано заявление о передаче в собственность земельного участка площадью 20000 кв. м, однако впоследствии по результатам межевания площадь участка была уточнена, соответствующие документы сопроводительным письмом направлялись ответчику.

Ответчик требования не признал, ссылаясь на то, что законодательство не предоставляет собственникам объектов недвижимого имущества право на приватизацию земельных участков до завершения строительства здания, строения, сооружения. Ссылается на то, что законодательство выделяет в составе объектов недвижимого имущества здания, строения, сооружения и объекты незавершенного строительства, то есть объекты незавершенного строительства отделены от прочих объектов недвижимости, обладание которыми действительно предоставляет исключительное право
на приватизацию земельных участков под ними. Также считает, что к спорным правоотношениям законодательство о приватизации имущества, на которое ссылается заявитель, не применяется, поскольку Общество ставит вопрос о приобретении земельного участка не в связи с одновременной приватизацией объектов недвижимости.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью “Шэлдс“ зарегистрировано в качестве юридического лица 12.01.1999 г. Администрацией Первореченского района г. Владивостока, о чем Инспекцией МНС России по Первореченскому району г. Владивостока 16.12.2002 г. была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 25 N 02177701.

По договору купли-продажи недвижимости от 29.07.2002 N 20 Общество приобрело у ОАО “Стройтрест N 8“ объект незавершенного строительства - нежилое строение (спальный корпус) готовностью 43% с нежилой пристройкой готовностью 26,2%, расположенный в г. Владивостоке, бухта Лазурная (Уссурийский залив). Право собственности заявителя подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 227281.

26.02.2007 г. ООО “Шэлдс“ обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации Приморского края с заявлением о приватизации земельного участка площадью 20000 кв. м, на котором находится строение. Впоследствии Общество направляло ответчику дополнительные документы с уточнением площади земельного участка - 18 430 кв. м (письмо от 04.02.2008 с отметкой вх. N 29-1094 от 05.02.2008 г.).

Письмом от 16.04.2008 N 29/6-20-2601 ответчик отказал заявителю в предоставлении земли в собственность по мотиву отсутствия у собственников объектов незавершенного строительства права на приватизацию расположенного под этим объектом земельного участка и указал, что Департаментом может быть рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка в аренду для завершения строительства.

Не согласившись с решением Департамента, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Суд, исследовав материалы дела,
пришел к выводу, о том, что заявление Общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края “О регулировании земельных отношений в Приморском крае“ внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный Закон вступил в силу с 01.02.2007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.

Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт,
решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Пункт 6 этой же статьи устанавливает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления соответствующего заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 этого же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Заявитель подал в Департамент имущественных отношений заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 20000 кв. м, так как участок именно такой площади был ему первоначально предоставлен в аренду постановлением администрации г. Владивостока от 29.04.2004 N 992. Согласно выписке из землеустроительного дела по межеванию земельного участка от 07.12.2007 г., кадастровому плану земельного участка от 26.12.2007 N 1/07-4402 его площадь по результатам межевания составила 18430 кв. м, в связи с чем заявитель уточнил площадь участка, испрашиваемого в собственность.

Свое право на приобретение земли в собственность заявитель основывает на пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения,
сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

По смыслу указанных норм права собственники зданий, строений, сооружений - объектов недвижимости, являющихся таковыми в силу их прочной связи с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, занятых такими объектами и необходимых для их использования.

Не завершенным строительством объектом может являться как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания (строительства), а сам процесс создания (строительства) объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого (строящегося) объекта.

В связи с этим Федеральным законом N 213-ФЗ от 30.12.2004 в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ были внесены изменения: объект незавершенного строительства был отнесен к объектам недвижимости в силу прочной связи с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2005, поэтому на момент введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 года) в законодательстве не содержалось нормы, относящей объекты незавершенного строительства к объектам недвижимости.

Кроме этого, статьей 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ прямо предусмотрена приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, строительство которых не завершено. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи
3 данного Закона его действие распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.

Из изложенного следует, что собственник объекта незавершенного строительства обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования, в силу чего судом не принимается довод ответчика о том, что на собственников объектов незавершенного строительства не распространяется исключительное право на приватизацию земельных участков.

Понятие объекта капитального строительства, содержащееся в статье 1 Градостроительного кодекса РФ, на который ссылается ответчик, не имеет отношения к существу спора. Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости“, вступивший в силу к моменту принятия оспариваемого решения, не регулирует спорные правоотношения в области предоставления земельных участков и возникновения прав на землю, так как в соответствии с его статьей 1 его действие распространяется на отношения, возникающие в связи с введением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Следовательно, дифференциация объектов недвижимого имущества, данная в пункте 5 статьи 1 и пункте 1 статьи 7 этого Закона, не меняет существа выводов о наличии у собственников объектов незавершенного строительства исключительного права на приобретение соответствующих земельных участков в собственность или аренду.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством
существования зарегистрированного права. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 14 этого же Закона).

В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА N 227281, выданное 04.11.2002 г., на объект: нежилое строение (спальный корпус) готовностью 43% с нежилой пристройкой готовностью 26,2%, расположенный в г. Владивостоке, бухта Лазурная (Уссурийский залив). Данное свидетельство содержит сведения о субъекте и об объекте зарегистрированного права.

Несмотря на то, что земельный участок ранее был предоставлен ООО “Шэлдс“ в аренду, договор аренды земельного участка заключен не был, следовательно, заявитель не реализовал свое исключительное право, предусмотренное пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах заявитель вправе претендовать на получение в собственность земельного участка площадью 18 430 кв. м, на котором расположен объект недвижимости и который необходим для его использования, в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или общественных нужд.

В своем отказе от 16.04.2008 N 29/6-20-2601 ответчик не ссылается на наличие каких-либо обстоятельств, названных в данной норме. В материалах дела также не имеется документов, подтверждающих изъятие спорного земельного участка из оборота (статья 27 Земельного кодекса РФ), установление запрета на его приватизацию или резервирование для государственных (муниципальных) нужд. Из кадастрового плана земельного участка N 25:28:05 00 89:0036 видно, что он входит в состав земель населенных пунктов, имеет
разрешенное использование для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации оздоровительного комплекса, нахождение его в водоохранной зоне и на землях рекреационного назначения также допускает его выкуп.

Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует реализации им своего права на получение в собственность земельного участка, а потому признается судом незаконным.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд обязывает соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Заявитель просит обязать ответчика совершить все действия, необходимые для предоставления в собственность заявителю указанного земельного участка, в том числе подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.

Ответчик располагает всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, для подготовки проекта договора купли-продажи, кадастровый план земельного участка Общество ему направило сопроводительным письмом от 19.01.2008 г. (входящий N 29-534 от 22.01.2008 г.). Поэтому в данной части требование заявителя также удовлетворяется с учетом требований статей 169, 170 АПК РФ о четком и понятном изложении решения. Срок для устранения допущенных нарушений устанавливается ответчику в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края об отказе в предоставлении ООО “Шэлдс“ в собственность земельного участка площадью 18 430 кв. м, кадастровый номер 25:28:05 00 89:0036, оформленное письмом
от 16.04.2008 N 29/6-20-2601, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 18 430 кв. м, кадастровый номер 25:28:05 00 89:0036, и направить его ООО “Шэлдс“ в двухнедельный срок.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Шэлдс“ 2000 руб. (Две тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.