Решения и определения судов

Постановление президиума Московского областного суда от 20.02.2008 N 126 Денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины МРОТ, указанной в ст. 1 ФЗ “О минимальном размера оплаты труда“, а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2008 г. N 126

Суд: Нестерова Т.А.

Судебная коллегия: Рустамова А.В., Романовский С.В.

Докладчик Орлова Т.М.

Президиум Московского областного суда в составе:

Председателя президиума - Волошина В.М.,

членов президиума - Борисенковой В.Н., Николаевой О.В., Никоновой Е.А., Омельченко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании переданное по надзорной жалобе Б. на решение Протвинского городского суда Московской области от 5 апреля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 июня 2007 года дело по иску Б. к Министерству социальной защиты населения Московской области, Министерству финансов РФ, Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Московской области, ГУ “Центр занятости населения Серпуховского
района“, Управлению федеральной государственной службы занятости населения по Московской области об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности,

заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Московской области М. (доверенность N 8-129 от 28.01.2008, N 47 от 09.01.2008),

установил:

Б. обратился в суд с иском к ответчикам об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 250 руб. 47 коп. с 01.07.00 по 31.12.06 с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, ростом прожиточного минимума в субъекте РФ Московской области и с учетом инфляции, устанавливаемой Федеральным законом. Истец просил применить коэффициенты 1,581; 1,515; 1,759; 1,246; 1,182; 1,11; 1,085, обязать ответчиков составить списки на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на взыскание единовременной задолженности, обязать УФГ по Московской области производить ему выплату компенсации с 01.01.07 в размере 1871 руб. 78 коп. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией, а также взыскать с ответчиков задолженность по указанным выплатам в сумме 78844 руб. 96 коп.

Представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали.

Решением Протвинского городского суда Московской области от 5 апреля 2007 года исковые требования удовлетворены частично.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 июня 2007 года решение суда оставлено без изменения, резолютивная часть решения изложена в новой редакции, установленные судом суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров взысканы с Министерства социальной защиты населения Московской области за счет средств казны РФ.

В надзорной жалобе Б. просит отменить судебные постановления в части.

Определением судьи Московского областного суда К. от 26 января
2008 года надзорная жалоба Б. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 390 ГПК РФ правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривающими данное дело, в пределах доводов надзорной жалобы Б., президиум не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела усматривается, что Б. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и инвалидом 2 группы.

В соответствии с п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ от 15.05.91 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ истцу производились выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров с 2000 г. по 2006 г.

В надзорной жалобе Б. утверждает, что индексация денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров должна быть произведена за весь период времени, начиная с 1 июля 2000 года, по правилам индексации, установленным для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью.

Однако данные доводы жалобы являются несостоятельными.

Согласно части 3 статьи 5 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ), размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в
соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ “О порядке становления размеров стипендии и социальных выплат в Российской Федерации“. В соответствии с этим Федеральным законом в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ были внесены изменения, предусматривающие гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“ и от 7 августа 2000 года “О порядке установления размеров и социальных выплат в Российской Федерации“ в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев“ (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не
противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. В частности, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ разъяснено, что денежные
компенсации гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размера оплаты труда“, а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ не была признана неконституционной.

Таким образом, оснований для удовлетворения надзорной жалобы Б. не имеется.

Поэтому судебные постановления, проверенные в пределах доводов надзорной жалобы, подлежат оставлению без изменения, а надзорная жалоба Б. - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум Московского областного суда

постановил:

решение Протвинского городского суда Московской области от 5 апреля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 июня 2007 года оставить без изменения, а надзорную жалобу Б. о пересмотре в порядке надзора дела по иску Б. к Министерству социальной защиты населения Московской области, Министерству финансов РФ, Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Московской области, ГУ “Центр занятости населения Серпуховского района“, Управлению Федеральной государственной службы занятости населения по Московской области об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности - без удовлетворения.

Председатель президиума

В.М.ВОЛОШИН