Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2008 по делу N А40-3457/07-121-24 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в регистрации права собственности на недвижимое имущество отказано, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ для государственной регистрации прав, а также имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 февраля 2008 г. по делу N А40-3457/07-121-24

Резолютивная часть объявлена 06 февраля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: Д.

членов суда: единолично

при ведении протокола судьей Д.

с участием:

от заявителя: С.Д. дов. N Д-07/1564 от 28.12.07.,

от ответчика: С.О. дов. N 88 от 18.07.07.,

от 3-го лица: С.Н. дов. N 21 от 18.01.08.

рассмотрел дело по заявлению: Департамента имущества города Москвы (Центральное территориальное агентство)

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве

3-е лицо: Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького

о признании незаконным оформленного письмом от 16.10.2006 г. N 11/049/2006-637 решения УФРС по Москве об отказе в
регистрации права собственности г. Москвы на недвижимое имущество (здание) общей площадью 6 254, 6 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 и об обязании УФРС по Москве произвести государственную регистрацию права собственности города Москвы на указанное недвижимое имущество.

установил:

Постановлением Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 30.07.07. N КГ-А40/6857-07 решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.07. по делу N А40-3457/07-121-24 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Департамент имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным оформленного письмом от 16.10.2006 г. N 11/049/2006-637 решения УФРС по Москве об отказе в регистрации права собственности г. Москвы на недвижимое имущество (здание) общей площадью 6254, 6 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 и об обязании УФРС по Москве произвести государственную регистрацию права собственности города Москвы на указанное недвижимое имущество.

Заявленные требования мотивированы тем, что объект недвижимости, расположенный по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45, общей площадью 6 254,5 кв. м является собственностью города Москвы, внесен в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы, включен в Перечень предприятий и учреждений, имущественный комплекс которых относится к городской и муниципальной собственности Москвы, утвержденный постановлением Мосгордумы от 10.11.99. N 118, при этом часть здания площадью 4 664,50 кв. м учитывается на балансе Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. Заявитель ссылается на заключенный на основании постановления Правительства Москвы от 26.06.01. N 572-ПП между Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы (правопреемником которого является
Департамент имущества г. Москвы) и Центральным парком культуры и отдыха им. М. Горького контракт N 00-02309/01 от 22.10.01, согласно которому право оперативного управления на указанный объект передано Центральному парку культуры и отдыха им. Горького, право оперативного управления зарегистрировано в Мосрегистрации, в Единый государственный реестр прав внесена запись о государственной регистрации с последующей выдачей свидетельства. Заявитель полагает, что, зарегистрировав право оперативного управление на недвижимое имущество площадью 4664,5 кв. м, ответчик тем самым подтвердил право собственности г. Москвы на данную часть здания, поскольку право оперативного управления производно от права собственности, для государственной регистрации права ответчику были представлены все необходимые документы.

Ответчик представил пакет правоустанавливающих документов N 161047 по регистрации права собственности г. Москвы на нежилые помещения по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45, регистрационное дело N 77-01-06001-000-4301546 по регистрации права оперативного управления ЦПКиО им. М. Горького на объект недвижимости по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45, указал, что Департаментом имущества г. Москвы заявлено к регистрации право собственности г. Москвы на здание общей площадью 6254,6 кв. м, расположенное по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45, между тем, по сведениям, содержащимся в ЕГРП, 16.04.02. зарегистрировано право оперативного управления ЦПКиО им. М. Горького на указанное здание общей площадью 4664,5 кв. м. Ответчик считает, что поскольку при передаче объекта в оперативное управление собственник сформировал объект недвижимого имущества, необходимо представить документы, свидетельствующие об основаниях произведенных изменений на основании Постановления Правительства РФ от 18.02.98. N 219, однако, такие документы представлены не были.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.

Департамент имущества г. Москвы (Центральное территориальное агентство) обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением о регистрации права собственности г. Москвы на объект недвижимого имущества - здания общей площадью 6254,6 кв. м, расположенного по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45.

Управление Федеральной регистрационной службы по Москве письмом N 11/049/2006-637 от 16.10.2006 г. сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 на основании абз. 10, 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Отказ мотивирован тем, что к регистрации заявлено право собственности г. Москвы на здание общей площадью 6254,6 кв. м, расположенное по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45, по сведениям, содержащимся в ЕГРП, 16.04.02. зарегистрировано право оперативного управления ЦПКиО им. М. Горького на указанное здание общей площадью 4664,5 кв. м. Поскольку при передаче объекта в оперативное управление собственник сформировал объект недвижимого имущества, необходимо представить документы, свидетельствующие об основаниях произведенных изменений, что необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998. N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о госрегистрации), согласно абз. 10 п. 1 которой в госрегистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены
документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а согласно абз. 11 п. 1 - в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Заявитель ссылается на то, что объект недвижимости (здание) по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 общей площадью 6254,5 кв. м является собственностью города Москвы, т.к. внесен в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, и включен в Перечень предприятий и учреждений, имущественный комплекс которых относится к городской муниципальной собственности города Москвы, утв. постановлением Московской городской Думы от 10.11.99. N 118 (т. 1 л.д. 29, 47 - 48).

Пунктом 2 Распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы от 03.01.2002 г. N 27-р “Об утверждении порядка регистрации права собственности города Москвы на объекты нежилого фонда“ установлен перечень документов, необходимых для регистрации прав собственности г. Москвы, согласно которому, для регистрации права собственности Москвы на объект недвижимого имущества необходимо представить следующие документы:

- технического (кадастрового) учета;

- правоустанавливающего характера - постановления, решения, акты и так далее;

- выписку из Реестра недвижимости;

- заявление на государственную регистрацию;

- о произведенной оплате за государственную регистрацию.

С учетом указаний Федерального Арбитражного Суда Московского округа судом исследованы обстоятельства по государственной регистрации права оперативного управления ЦПКиО им. М. Горького на объект недвижимости по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 4.

На основании постановления Правительства Москвы от 26.06.01. N 572-ПП “О передаче Центральному парку культуры и отдыха им. М. Горького зданий и сооружений, размещенных на его территории“ 3-му лицу - ЦПКиО им. М. Горького переданы в оперативное управление здания и сооружения, размещенные
на его территории, в том числе здание по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45 площадью 4664,5 кв. м (здание дирекции) (т. 1 л.д. 45 - 46).

На основании данного постановления N 572-ПП между Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы (правопреемником которого является Департамент имущества города Москвы) и Центральным парком культуры и отдыха им. Горького заключен контракт N 0-2309/01 от 22.10.01, согласно которому ЦПКиО им. М. Горького в оперативное управление передано здание по ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 общей площадью 4664,5 кв. м (т. 1 л.д. 37 - 39).

20.06.03. между Департаментом имущества города Москвы и ЦПКиО им. М. Горького подписано Дополнительное соглашение к контракту N 0-2309 от 22.10.01, согласно п. 2 которого стороны исключили п. 3.1 контракта на право оперативного управления, учитывая, что нежилые помещения находятся на балансе Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького с 01 января 1931 г. (т. 1 л.д. 44).

Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правопреемником которого является ответчик, 16.04.2002. зарегистрировано право оперативного управления ЦПКиО им. М. Горького на все здание по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 площадью 4664,5 кв. м, о чем 16.04.02. в ЕГРП сделана запись регистрации N 77-01/30-190/2002-302 (л.д. 43).

Также с учетом указаний суда кассационной инстанции судом исследованы вопросы площади всего здания. Из представленного ответчиком регистрационного дела N 77-01-06001-000-4301546 по регистрации права оперативного управления ЦПКиО им. М. Горького, следует, что при регистрации указанного права в регистрирующий орган была представлена выписка из технического паспорта, экспликации, поэтажные планы на
здание (строение) N дела 1246/17 по форме 1а, выданные Территориальным БТИ “Центральное“ по состоянию на 17.12.1998., согласно которым общая площадь нежилого здания по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45, 1931 г. постройки, составляет 4664,5 кв. м.

Однако, при обращении к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на здание по адресу: ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45, заявителем были представлены выписка из Техпаспорта на здание (строение) по форме 1а N дела 1246/17, по состоянию на 18.09.03., экспликация, поэтажные планы, выданные Территориальным БТИ Центральное ТБТИ, из которых следует, что общая площадь указанного здания (строения) составляет 6254,6 кв. м (т. 1 л.д. 76 - 92).

При изменении площади объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998. N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в отношении ранее сформированного объекта необходимо представить основания о произведенных изменениях.

Между тем, заявителем такие документы в регистрирующий орган представлены не были.

Об обстоятельствах, препятствующих регистрации, Департаменту имущества города Москвы было сообщено письмом о приостановлении государственной регистрации N 11/049/2006-637 от 18.05.06. (т. 1 л.д. 67).

В статье 13 Закона о госрегистрации установлен порядок проведения государственной регистрации прав.

Согласно п. 1. данной статьи Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа
или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план данного земельного
участка. Представление указанных планов не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

На основании заявления представителя Департамента имущества города Москвы, полученного ответчиком 16.06.06., государственная регистрация была приостановлена на 3 месяца, о чем заявителю было сообщено письмом от 16.06.06. N 11/049/2006-637 (т. 1 л.д. 63 - 66). По истечении указанного срока ответчиком были возобновлены регистрационные действия, необходимые доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации в регистрирующий орган не поступили.

Постановление Правительства Москвы от 26.06.01. N 572-ПП, в соответствии с которым ЦПКиО им. М. Горького в оперативное управление передано все здание дирекции по адресу: Крымский вал, д. 9, стр. 45, площадью 4664,5 кв. м, не оспорено, не признано незаконным, не отменено. Также в данное постановление не внесено никаких изменений, в том числе, в части указания площади указанного объекта недвижимости. Не внесены изменения и в контракт на право оперативного управления N 0-2309 от 22.10.01.

Суд приходит к выводу, что для государственной регистрации права собственности города Москвы на недвижимое имущество (здание) общей площадью 6254, 6 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 в регистрирующий орган (ответчику) не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, а также имеются противоречия между
заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

При указанных обстоятельствах суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании ст. ст. 2, 4, 13, 16, 18, 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 200, 201, 289 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Департамента имущества г. Москвы о признании незаконным решения УФРС по Москве от 16.10.06. N 11/049/2006-637 об отказе в регистрации права собственности г. Москвы на недвижимое имущество (здание) общей площадью 6254, 6 кв. м, расположенного по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 и об обязании УФРС по Москве зарегистрировать право собственности г. Москвы на здание площадью 6.254,6 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 45 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом Арбитражном апелляционном суде.