Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2008 по делу N А40-44551/07-108-256 Заявление о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и начислении недоимки по налогу на добавленную стоимость удовлетворено, так как предоставление обществом своим работникам путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации независимо от размера оплаты не создает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2008 г. по делу N А40-44551/07-108-256

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 7 февраля 2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе:

судьи Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Самотлорнефтегаз“

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании незаконным решения от 25.06.2007 N 52/1187

при участии:

от заявителя: Б., доверенность от 25.12.2007;

от ответчика: Ф., доверенность от 30.01.2008 N 17.

установил:

ОАО “Самотлорнефтегаз“ обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“
от 25 июня 2007 г. N 52/1187. Решением Инспекции ОАО “Самотлорнефтегаз“ привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 15000 руб., Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 4518606 руб.

В обоснование требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.

По результатам камеральной налоговой проверки решением N 52/1187 от 25.06.2007 МИ ФНС России до крупнейшим налогоплательщикам N 1 ОАО “Самотлорнефтегаз“ (далее - ОАО “СНГ“, Общество, налогоплательщик) было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 15000,00 рублей. Обществу также предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 4518606,00 рублей.

Налогоплательщик считает решение налогового органа незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

1. В пункте 2 (стр. 7) мотивировочной части решения N 52/1187 налоговый орган пришел к выводу о неправомерности заявления к вычету сумм НДС в размере 4764371,48 рублей (с учетом возражений налогоплательщика 4368023,22 рубля), поскольку налогоплательщиком документально не подтвержден факт оплаты счетов-фактур, указанных в Таблице N 2 на страницах 7 - 11 решения.

ОАО “Самотлорнефтегаз“ не согласно с доводами инспекции, поскольку при проведении камеральной проверки в ответ на требование N 5643 (исх. N 52-31-11/20379 от 22.12.2006) представило в налоговый орган полные перечни документов, подтверждающих уплату сумм НДС, предъявленных подрядными организациями, с указанием наименования объекта, даты постановки на учет, реестра договоров, с приложением актов ввода в эксплуатацию объектов на 556 листах, а также платежные поручения, подтверждающие оплату счетов-фактур на 454 листах (исх. N Общества 17/2-8-447 от 30.12.2006). Предоставление указанных документов в
налоговый орган подтверждается почтовыми квитанциями, а также указанием МРИ ФНС N 1 по КН о получении указанных документов на странице 3 решения N 52/1187.

Кроме того, в таблице N 2 на странице 7 решения, а также в таблице б/н на странице 20 решения N 52/1187 в третьем столбце указаны даты оплаты соответствующих счетов-фактур, которые совпадают с датами платежных поручений, на основании которых оплачены счета-фактуры подрядчиков. Таким образом, довод налогового органа о неподтверждении налогоплательщиком факта оплаты счетов-фактур необоснован.

2. В пункте 3 (стр. 12) мотивировочной части решения N 52/1187 налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения налоговой льготы в виде освобождения от уплаты НДС за октябрь 2006 года в размере 150583,00 рублей, что привело к неполной уплате НДС за октябрь 2006 года в той же сумме.

ОАО “Самотлорнефтегаз“ не согласно с доводами инспекции, поскольку из содержания пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что освобождению от налогообложения подлежат услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Налогоплательщик не является санаторно-курортной организацией и санаторно-курортные услуги им не оказывались. ОАО “Самотлорнефтегаз“ приобретало путевки для своих работников, которые возмещали 10 процентов стоимости, а остальные 90 процентов стоимости возмещались за счет средств фонда социального страхования. То есть в части предоставления путевок Общество не осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию санаторно-курортных услуг и не получало их. Поэтому положения пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ в данном случае неприменимы, непосредственным получателем санаторно-курортных услуг, оформленных путевками установленного образца, были работники Общества. Передача Обществом своим работникам путевок
независимо от их оплаты полностью или частично Обществом в интересах получающих такие услуги работников не создает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 15664/05 от 03.05.2006, путевка не является самостоятельным объектом реализации, а только удостоверяет право ее получателя на тот перечень услуг, которые оказывают санаторно-курортные, оздоровительные организации и организации отдыха. Непредставление отрывных талонов к путевкам, перечисленным в таблице N 2 акта, а равно предоставление отрывных талонов к ним, перечисленных в таблице N 3 акта, оформленных, по мнению налогового органа, с нарушением положений Приказа Минфина РФ N 90н от 10.12.1999 не имеет для налогоплательщика налоговых последствий, поскольку в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождение операций по оказанию санаторно-курортных, оздоровительных услуг от обложения налогом на добавленную стоимость применяли организации, непосредственно оказывающие данные услуги, а не ОАО “Самотлорнефтегаз“.

Кроме того, довод налогового органа о том, что в отрывных талонах к санаторно-курортным путевкам должны быть заполнены такие пункты как получатель услуг, продолжительность лечения, стоимость путевки прописью, а также подпись получателя услуг не соответствует положениям приказа N 90н от 10.12.1999, поскольку форма 2 путевки (и отрывного талона к ней) не содержит указанных налоговым органом реквизитов. Часть представленных отрывных талонов оформлены именно по форме 2, утвержденной приказом N 90н от 10.12.1999.

Как следует из Положения “Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, устанавливающего порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, бланк строгой отчетности должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) сведения об утверждении формы бланка;

б) наименование, шестизначный номер и серия;

в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) вид услуг;

ж) единица измерения оказания услуг;

з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

и) дата осуществления расчета;

к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Как следует из содержания отрывных талонов, указанных в таблице N 4 решения, они соответствуют бланкам строгой отчетности (подлежат специальному учету в регистрационных книгах на основе регистрационных номеров), формы которых утверждены Приказом Минфина N 90н от 10.12.1999, содержат все обязательные реквизиты, установленные Постановлением Правительства N 171 от 31.03.2005, позволяющие определить организацию, которая выдала путевку, круг лиц, их получивших, сроки предоставления услуг и их стоимость.

3. Согласно Положению об учетной политике ОАО “Самотлорнефтегаз“ для целей налогового учета на 2006 год, утвержденного Приказом N 587 от 30.12.2005 (далее - Учетная политика), признание доходов (п. 3.3) и расходов (п. 3.5) в Обществе осуществляется по методу начисления и в том отчетном (налоговом) периоде, котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. В соответствии с п.
5.1 Учетной политики датой признания расходов по выполненным работам, оказанным услугам сторонних организаций производственного характера является дата подписания акта приема-передачи услуг (работ) заказчиком.

Дата принятия товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет отражается службами ОАО Самотлорнефтегаз“ в регистрах бухгалтерского учета, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ “О бухгалтерском учете“ N 129-ФЗ от 21.11.1996 регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В представленных в ходе проведения камеральной налоговой проверки регистрах бухгалтерского учета по счету 60* дата принятия на учет соответствует дате получения счета-фактуры и дате составления первичного документа, о чем в решении налогового органа сделан I соответствующий вывод. Таким образом, в соответствии с Учетной политикой налогоплательщика датой признания расходов в указанном периоде принята дата составления первичного бухгалтерского документа (дата составления акта приема-передачи), которая фактически совпадает с датой получения счета-фактуры, то есть август 2006 года.

В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ взыскание штрафа в размере 15000 рублей является следствием грубого нарушения налогоплательщиком правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они совершены в течение более одного налогового периода. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. ОАО
“Самотлорнефтегаз“ товары (работы, услуги) отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ФЗ “О бухгалтерском учете“ N 129-ФЗ от 21.11.1996, Положения об учетной политике ОАО “Самотлорнефтегаз“ для целей налогового учета на 2006 год, утвержденного Приказом N 587 от 30.12.2005.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В акте налоговой проверки, который составляется по результатам проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Кроме того, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. В нарушение указанных положений налогового законодательства акт камеральной проверки N 52/603 от 12.04.2007 не содержит указаний о несоблюдении ОАО “Самотлорнефтегаз“ положений НК РФ и законодательства о бухгалтерском учете, за которые предусмотрена ответственность по ст. 120 НК РФ, что не позволило налогоплательщику реализовать свое право на предоставление письменных возражений и дополнительных документов.

По
мнению налогового органа, Обществом неправомерно заявлены к вычету суммы НДС по объектам капитального строительства, так как в нарушение п. 2 ст. 3 ФЗ N 119-ФЗ документально не подтвержден факт оплаты счетов-фактур, указанных в таблице N 2.

Указанные в акте сверки платежные поручения не приняты налоговым органом в связи с расхождениями между датой оплаты в книге покупок и датой, указанной в платежных поручениях. Указанные расхождения возникли из-за специфики работы программы SAP R/3 - в отчет “Книга покупок“ заложена логистика стандартной программы SAP R/3 переноса НДС по вторичным событиям, где сумма НДС в документе возмещения определяется из общей суммы оплаченного НДС (независимо от количества оплат). В поле “Присвоение/дата оплаты“ дата документа заносится автоматически. И если оплат было несколько, то заносится дата последней оплаты. Таким образом, в отчет “Книга покупок“ при формировании проводок для переноса НДС на 68* балансовый счет автоматически выводятся данные о последней оплате.

В качестве замечаний в акте сверки налоговым органом указано:

- по счет-фактуре N 678 от 30.06.2005 (ОАО “НижневартовскНИПИнефть“) на сумму НДС 2250,00 рублей отсутствует платежное поручение. По данному счет-фактуре оплата произведена 13.07.2005 п/п N 2842 на сумму 141600,00 (НДС 21600,00) и 05.10.2006 п/п N 5985 на сумму 35400,00 (НДС 5400,00). Платежного поручения на сумму 2250,00 по данному счет-фактуре не существует. Сумма 2250,00 рублей это 1/12 от общей суммы НДС - 27000,00 рублей - указанной в счет-фактуре N 678. По данному счет-фактуре были корректировки в сентябре 2006 года и, соответственно, оформлялись дополнительные листы книги покупок в июле и августе 2006 года.

Также оформлялись уточненные налоговые декларации с учетом изменений по данному счет-фактуре:

-
по счет-фактуре N 1610 от 29.12.2004 (ОАО “НижневартовскНИПИнефть“) заявлена к вычету сумма НДС в размере 66600,00 рублей, в то время как согласно представленному платежному поручению N 1163 от 07.02.2006 налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС в размере 1210,91 рублей. Данный счет-фактура налогоплательщиком оплачены п/п N 00309 от 21.01.2005, 00310 от 21.01.2005, 1163 от 07.02.2006 в полном объеме. Сумма НДС возмещается при вводе объекта в эксплуатацию (ФЗ N 119-ФЗ). Поскольку объект введен в эксплуатацию в октябре 2006 года (акт ввода объекта прилагается), то сумма НДС в полном объеме заявлена к возмещению в декларации за октябрь 2006 года. Инспекция необоснованно полагает, что возмещению подлежит сумма НДС в размере 1210,00 рублей, поскольку эта сумма составляет 1/12 часть от суммы НДС, оплаченной последним платежным поручением N 1163 от 07.02.2007;

- по счет-фактуре N NF 2005.374/1 от 30.11.2005 сумма НДС налоговым органом указана 63647,62. Данная сумм указана инспекцией указана ошибочно и состоит из двух: 33904,37 (1/12 от общей суммы НДС, указанной в счет-фактуре) и 29743,25. Последняя сумма - сумма по счету N 374/10 (платежное поручение прилагается) и включена налоговым органом ошибочно.

В прилагаемой к настоящим объяснениям таблице указаны счета-фактуры и платежные поручения, не принятые налоговым органом, подтверждающие оплату спорных счетов-фактур и, следовательно, право ОАО “Самотлорнефтегаз“ на вычет.

В пункте 3 (стр. 12) мотивировочной части решения N 52/1187 налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения налоговой льготы в виде освобождения от уплаты НДС за октябрь 2006 года в размере 150583,00 рублей, что привело к неполной уплате НДС за октябрь 2006 года в той же сумме.

ОАО “Самотлорнефтегаз“ не согласно
с доводами инспекции, поскольку из содержания пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что освобождению от налогообложения подлежат услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Налогоплательщик не является санаторно-курортной организацией и санаторно-курортные услуги им не оказывались. ОАО “Самотлорнефтегаз“ приобретало путевки для своих работников, которые возмещали 10 процентов стоимости, а остальные 90 процентов стоимости возмещались за счет средств фонда социального страхования. То есть в части предоставления путевок Общество не осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию санаторно-курортных услуг и не получало их. Поэтому положения пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ в данном случае неприменимы. Непосредственным получателем санаторно-курортных услуг, оформленных путевками установленного образца, были работники Общества. Передача Обществом своим работникам путевок независимо от их оплаты полностью или частично Обществом в интересах получающих такие услуги работников не создает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 15664/05 от 03.05.2006, путевка не является самостоятельным объектом реализации, а только удостоверяет право ее получателя на тот перечень услуг, которые оказывают санаторно-курортные, оздоровительные организации и организации отдыха. Непредставление отрывных талонов к путевкам, перечисленным в таблице N 2 акта, а равно предоставление отрывных талонов к ним, перечисленных в таблице N 3 акта, оформленных, по мнению налогового органа, с нарушением положений Приказа Минфина РФ N 90н от 10.12.1999 не имеет для налогоплательщика налоговых последствий, поскольку в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождение операций по оказанию санаторно-курортных, оздоровительных услуг от обложения налогом на добавленную стоимость применяли организации, непосредственно оказывающие данные услуги, а не ОАО “Самотлорнефтегаз“.

Указанная позиция налогоплательщика подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-2244/2005 (10541-А67-14) от 25.04.2005; Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу А56-26935/2006 от 05.07.2007; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-6175/2005 (14992-А27-15) от 21.09.2005; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-9124/2005 (18047-А27-34) от 21.12.2005; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-3386/2006 (23325-А27-31) от 13.06.2006; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-6717/2006 (27418-А67-42) от 23.10.2006.

По счет-фактуре N 1610 от 29.12.2004 (ОАО “НижневартовскНИПИнефть“).

Данный счет-фактура налогоплательщиком оплачен п/п N 00309 от 21.01.2005, 00310 от 21.01.05, N 1163 от 07.02.06 в полном объеме (сумма НДС по счет-фактуре и платежному поручению составляет 66600,00). В декларации за октябрь 2006 года, а также в книге покупок за октябрь 2006 года, к вычету заявлен НДС в сумме 66600,00 на основании п. 3 ст. 3 ФЗ N 119-ФЗ, согласно которого суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Таким образом, не принятый к вычету до 01.01.2005 НДС по счет-фактуре от 29.12.2004, был заявлен к вычету после введения объекта в эксплуатацию в октябре 2006 года правомерно.

По счет-фактуре N 678 от 30.06.2005 (ОАО “НижневартовскНИПИнефть).

В декларации за октябрь 2006 года, а также в книге покупок за октябрь 2006 года, к вычету заявлен НДС в сумме 1800,00 рублей. Записи книги покупок на сумму НДС 1800,00 рублей и 2250,00 рублей являются корректирующими по отношению к дополнительному листу книги покупок за август 2006 года (указанный НДС, ошибочно исключенный из книги покупок августа - 1800,00 и 2250,00 - был возмещен на основании уточненной декларации за август (корректировка N 3) 2006 г. НДС по счет-фактуре N 678 был заявлен к вычету в следующих периодах:

--------------T----------T----------¬

¦Книга покупок¦Сумма НДС ¦Примечание¦

+-------------+----------+----------+

¦Январь ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Февраль ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Март ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Апрель ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Май ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+-------- ¦

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Июнь ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Июль ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Июль (доп.) ¦- 2250 ¦Сторно ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦- 1800 ¦Сторно ¦

+-------------+----------+----------+

¦Август ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Август (доп.)¦- 2250 ¦Сторно ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦- 1800 ¦Сторно ¦

+-------------+----------+----------+

¦Октябрь ¦2250 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦ ¦1800 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Декабрь ¦900 ¦ ¦

+-------------+----------+----------+

¦Итого ¦27000 руб.¦ ¦

L-------------+----------+-----------

Таким образом“ ОАО “Самотлорнефтегаз“ по данным декларации за октябрь не возмещало НДС в размере большем, чем это предусмотрено законодательством. Факт оплаты счет-фактуры N 678 подтверждается платежными поручениями 13.07.2005 п/п N 2842 на сумму 141600,03 (НДС 21600,00) и 05.10.2006 п/п N 5985 на сумму 35400,00 (НДС 5400,00).

Касательно передачи путевок работникам, в которой указана общая стоимость, уплаченная ОАО “Самотлорнефтегаз“ санаторно-курортным организациям за приобретенные путевки, а также сумма, удержанная из заработных плат работников на основании их заявлений.

Путевки передаются работниками ОАО “Самотлорнефтегаз“ на основании Коллективного договора (с приложениями) за 10% от их общей стоимости. По отдельным социальным показателям путевки выделяются за 5% стоимости либо бесплатно. Оплата работниками происходит путем удержания из заработной платы на основании личного заявления каждого работника. Передача путевки оформляется накладной на передачу путевки.

--------------T----------------T--------------------T--------------¬

¦ФИО ¦Полная стоимость¦Процент от стоимости¦Сумма путевки,¦

¦ ¦путевки ¦путевки, за который ¦оплаченная ¦

¦ ¦ ¦она передана ¦работником ¦

¦ ¦ ¦работнику ¦(удержанная по¦

¦ ¦ ¦ ¦заявлениям) ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Якимчук ¦25935,00 ¦10% ¦2593,50 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Абрамова ¦25935,00 ¦10% ¦2593,50 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Пасюков ¦23520,00 ¦10% ¦2352,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Чалов ¦25056,00 ¦5% ¦1176,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Ракаева ¦25056,00 ¦10% ¦2505,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Фурник ¦25056,00 ¦0% ¦0,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Ильин ¦25056,00 ¦10% ¦2505,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Титаренко ¦25056,00 ¦10% ¦2505,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Абдулхакова ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Байназаров ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Коринная ¦20000,00 ¦10% ¦2000,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Коринная ¦40000,00 ¦5% ¦2000,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Буренкова ¦25056,00 ¦10% ¦2505,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Воронов ¦25256,00 ¦10% ¦2505,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Щербина ¦25056,00 ¦10% ¦2505,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Сухоцкая ¦23796,00 ¦10% ¦2379,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Воронцов ¦23796,00 ¦10% ¦2379,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Сухабатдинов ¦24372,00 ¦10% ¦2437,20 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Галимов ¦24372,00 ¦10% ¦2437,20 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Кузенков ¦24372,00 ¦5% ¦1218,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Зинова ¦24372,00 ¦10% ¦2437,20 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Кузенкова ¦24372,00 ¦510% ¦1218,60 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Ширинов ¦24372,00 ¦10% ¦2437,20 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Поляков ¦29442,00 ¦10% ¦2944,20 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Сидоров ¦29442,00 ¦10% ¦2944,20 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Абубакаров ¦34293,00 ¦10% ¦3429,30 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Султанова ¦25935,00 ¦10% ¦2593,50 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Гурбанов ¦8840,00 ¦10% ¦884,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Подмарев ¦8840,00 ¦10% ¦884,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Ломовская ¦8840,00 ¦10% ¦884,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Клоков ¦8840,00 ¦10% ¦884,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Талипова ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Швец ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Ведерникова ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Гринюк ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Кокшарова ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Кульманбетова¦8840,00 ¦10% ¦884,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Маратов ¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Кожевникова ¦11000,00 ¦10% ¦1100,00 ¦

+-------------+----------------+--------------------+--------------+

¦Куснимарданов¦12120,00 ¦10% ¦1212,00 ¦

L-------------+----------------+--------------------+---------------

Ответчик требований не признал. В обоснование возражений привел суду следующие доводы:

В п. 1 Искового заявления Общество указывает на то что “в таблице N 2 на странице 7 решения, а также в таблице б/н на странице 20 решения N 52/1187 в третьем столбце указаны даты оплаты соответствующих счетов-фактур, которые совпадают с датами платежных поручений, на основании которых оплачены счета-фактуры подрядчиков при проведении камеральной проверки в ответ на требование N 5643 (исх. N 52-31-11/20379 от 22.12.2006) представило в налоговый орган полные перечни документов, подтверждающих уплату сумм НДС, предъявленных подрядными организациями, с указанием наименования объекта, даты постановки на учет, реестра договоров, с приложением актов ввода в эксплуатацию объектов на 556 листах, а также платежные поручения, подтверждающие оплату счетов-фактур на 454 листах (исх. N Общества 17/2-8-447 от 30.12.2006).

Предоставление указанных документов в налоговый орган подтверждается почтовыми квитанциями, а также указанием МРИ ФНС N 1 по КН о получении документов на странице 3 решения N 52/1187“.

Доводы Общества не доказывают получения налоговым органом недостающих платежных поручений к счетам-фактурам указанным в таблице N 2, так как почтовые квитанции не содержат перечня документов и подтверждают лишь отправку в адрес налогового органа каких-либо документов, указание МИ ФНС N 1 по КН о получении документов говорит лишь о получении платежных поручений не касающихся счетов-фактур указанных в таблице б/н стр. 20 обжалуемого решения. Указание Общества на совпадение дат оплаты счетов-фактур указанных в таблицах N 2 (стр. 3 решения), и б/н (стр. 20 решения) и дат указанных в платежных поручениях, не дает основания полагать о наличии у налогового органа данных платежных поручений, так как эти данные взяты из книги покупок за октябрь 2006 г.

ОАО “Самотлорнефтегаз“ не согласно с довода“и инспекции, поскольку из содержания пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что освобождению от налогообложения подлежат услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Налогоплательщик не является санаторно-курортной организацией и санаторно-курортные услуги им не оказывались. ОАО “Самотлорнефтегаз“ приобретало путевки для своих работников, которые возмещали 10 процентов стоимости, а остальные 90 процентов стоимости возмещались за счет средств фонда социального страхования. То есть в части предоставления путевок Общество не деятельность по оказанию санаторно-курортных услуг и не получало их.

Поэтому положения пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ в данном случае неприменимы.

Непосредственным получателем санаторно-курортных услуг, оформленных путевками установленного образца, были работники Общества. Передача Обществом своим работникам путевок независимо от их оплаты полностью или частично Обществом в интересах получающих такие услуги работников не создает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, довод налогового органа о том, что в отрывных талонах к санаторно-курортным путевкам должны быть заполнены такие пункты как получатель услуг, продолжительность лечения, стоимость путевки прописью, а также подпись получателя услуг не соответствует положениям приказа N 90н от 10.12.1999, поскольку форма 2 путевки (и отрывного талона к ней) не содержит указанных налоговым органом реквизитов. Часть представленных отрывных талонов оформлены именно по форме 2, утвержденной приказом N 90н от 10.12.1999“.

В соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. При этом под санаторно-курортным и оздоровительным учреждением и учреждением отдыха, расположенном на территории Российской Федерации, реализующим путевки (курсовки), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при условии, что учреждению присвоены соответствующие коды Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на осуществление такой деятельности.

Таким образом, для получения права на освобождение операций по реализации на территории Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость необходимо соблюдение следующих условий:

- наличие у организации-налогоплательщика соответствующих лицензий на осуществление деятельности;

- присвоение организации-налогоплательщику соответствующих кодов Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на осуществление определенного вида деятельности;

- наличие бланков строгой отчетности (санаторно-курортные путевки, отрывные талоны к путевкам), на основании которых осуществлялась реализация работ (услуг).

ОАО “Самотлорнефтегаз“ в Разделе 4 уточненной налоговой декларации за октябрь 2006 г. (корректировка N 1) по коду 1010295 (реализация путевок) указана сумма 787830 руб. Согласно кассовой книге за период с 01.10.2006 по 31.10.2006 реализованы санаторно-курортные путевки на сумму 836574 руб., в указанную сумму включены санаторно-курортные путевки, к которым не представлены отрывные талоны (указанные в таблице N 3 решения).

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В акте налоговой проверки, который составляется по результатам проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Кроме того, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. В нарушение указанных положений налогового законодательства акт камеральной проверки N 52/603 от 12.04.2007 не содержит указаний о несоблюдении ОАО “Самотлорнефтегаз“ положений НК РФ и законодательства о бухгалтерском учете, за которые предусмотрена ответственность по ст. 120 НК РФ, что не позволило налогоплательщику реализовать свое право на предоставление письменных возражений и дополнительных документов.

По данному вопросу Инспекция руководствуется положениями ст. ст. 100, 100 прим. 1, и ст. 101 НК РФ, согласно которым акт камеральной налоговой проверки выносится должностным лицом, проводившим камеральную проверку. На основании положений п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель, заместитель руководителя налогового органа выносит решение, таким образом руководитель (заместитель руководителя) принимая ненормативный правовой акт налогового органа вправе включать установленные налоговым органом правонарушения, независимо от момента их обнаружения. Также если расценивать данное обстоятельство как нарушение налоговым органом норм действующего законодательства Постановление Пленума ВАС РФ N 5 от 28 февраля 2001 г. в котором указано: “По смыслу п. 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность, и обоснованность вынесенного налоговым органом решения“. Инспекция считает необоснованным довод Общества касательно неотражения в акте камеральной проверки, документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, так как акт N 52/603 от 12.04.2007 полностью раскрывает суть правонарушений со ссылками на нормы права и конкретным указанием на документы, которые были положены в основу акта и решения.

В порядке ст. 81 АПК РФ Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция) представила письменные пояснения.

По мнению Инспекции, ОАО “Самотлорнефтегаз“ неправомерно заявлены к вычету суммы НДС по объектам капитального строительства, так как в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - 19-ФЗ):

1) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

В п. 1 письменных объяснений ОАО “Самотлорнефтегаз“ указывает, что расхождения между датой оплаты, указанной в книге покупок, и датой, указанной в платежном поручении, возникли из-за специфики работы программы SAH R/3. Данные пояснения даны в отношении счетов-фактур, указанных в таблице Акта сверки.

Налоговый орган не согласен с доводами налогоплательщика на основании следующего:

1) суммы НДС к вычету по счетам-фактурам N 660 от 30.11.2005 и N 661 от 30.11.2005, поставщик ОАО “Нефтьстройинвест“, заявлены неправомерно, так как счет-фактура N 660 оплачен платежными поручениями N 00249 от 16.01.2006, N 278 от 16.01.2006 и N 07979 от 27.12.2005, таким образом, налоговые вычеты по данному счету-фактуре следует заявлять следующим образом: по сроку оплаты 16.01.2006 - на сумму НДС 293517,67 руб.; по сроку оплаты 27.12.2005 - на сумму НДС 127118,64 руб. (данный порядок заявления налоговых вычетов представлен в книге покупок за март 2006 года, копия листа книги покупок прилагается), счет-фактура N 661 оплачен платежным поручением N 00248 от 16.01.2006, таким образом, налоговые вычеты по данному счету-фактуре следует заявлять следующим образом: по сроку оплаты 16.01.2006 - на сумму НДС 528198 руб. (данный порядок заявления налоговых вычетов представлен в книге покупок за март 2006 года, копия листа книги покупок прилагается).

Следовательно, налоговые вычеты по счетам-фактурам N 660 и 661, отраженные в книге покупок за октябрь 2006 г. на сумму НДС 202959,47 руб. и 219960,00 руб. соответственно, по сроку уплаты 31.10.2006, не могут быть подтверждены вышеуказанными платежными поручениями не только из-за несоответствия даты оплаты счетов-фактур, но и несоответствия налоговых вычетов;

2) по счету-фактуре N 678 от 30.06.2005, поставщик ОАО “НижневартовскНИПИнефть“ исправительные записи сторно в дополнительных листах, на которые ссылается налогоплательщик, отсутствуют. Следовательно, сумма НДС по данному счету-фактуре в размере 2250,00 руб. заявлена неправомерно.

В п. 2 письменных объяснений ОАО “Самотлорнефтегаз“ указывает, Общество приобретало путевки для своих работников, которые возмещали 10% стоимости, а остальные 90% возмещались за счет средств Фонда социального страхования. Данные утверждения не соответствуют действительности, так как по данным ведомости 4-ФСС на санаторно-курортные услуги за 9 месяцев 2006 года было выделено около 3 млн. руб., в то время как за этот же период ОАО “Самотлорнефтегаз“ приобретено путевок на сумму значительно большую: около 29 млн. руб.

Кроме того, установлено, что реализация санаторно-курортных путевок осуществлялась не только за 10% от номинальной стоимости, но также за 5% и 100%.

Ссылки налогоплательщика на Постановление Президиума ВАС РФ N 15664/05 от 03.05.2006, по мнению налогового органа, несостоятельны, так как правовая ситуация, рассматриваемая в указанном Постановлении, принципиально отличается от ситуации, рассматриваемой в настоящем процессе.

Принципиальные отличия, по мнению налогового органа, состоят в том, что ОАО “Самотлорнефтегаз“ отражает операции по реализации путевок санаторно-курортных организаций как собственные операции по реализации с отражением на счетах бухгалтерского учета, участвующих в формировании налоговой отчетности по налогу на прибыль организации, а также отражают данные операции в Разделе 4 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, по мнению налогового органа, ОАО “Самотлорнефтегаз“ неправомерно отразил данные операции в бухгалтерском и налоговом учете, а также неправомерно применил налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения от уплаты НДС за октябрь 2006 г. в размере 150583,00 руб.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения непосредственно исследованных и проверенных в ходе судебного разбирательства с участием представителей заявителя и ответчика и признанных судом достоверными, применительно к требованиям ст. ст. 10, 65, 67 АПК РФ нашли подтверждение следующие обстоятельства.

По мнению налогового органа, Обществом неправомерно заявлены к вычету суммы НДС по объектам капитального строительства, так как в нарушение п. 2 ст. 3 ФЗ N 119-ФЗ документально не подтвержден факт оплаты счетов-фактур, указанных в таблице N 2. В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ N 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Указанные в акте сверки платежные поручения не приняты налоговым органом в связи с расхождениями между датой оплаты в книге покупок и датой, указанной в платежных поручениях. Указанные расхождения возникли из-за специфики работы программы SAP R/3 - в отчет “Книга покупок“ заложена логистика стандартной программы SAP R/3 переноса НДС по вторичным событиям, где сумма НДС в документе возмещения определяется из общей суммы оплаченного НДС (независимо от количества оплат). В поле “Присвоение/дата оплаты“ дата документа заносится автоматически. И если оплат было несколько, то заносится дата последней оплаты. Таким образом, в отчет “Книга покупок“ при формировании проводок для переноса НДС на 68* балансовый счет автоматически выводятся данные о последней оплате.

Факт оплаты спорных счетов-фактур, указанных в акте сверки, подтверждается платежными поручениями, приведенными в таблице.

-------------T----------T--------------------T----------T------T----------T----------¬

¦N с/ф ¦Дата с/ф ¦Контрагент ¦Сумма НДС ¦N п/п ¦Дата п/п ¦Сумма НДС ¦

¦ ¦ ¦ ¦по с/ф ¦ ¦ ¦по п/п ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦660 ¦30.11.2005¦Нефтьстройинвест ¦5047635,78¦079079¦27.12.2005¦1525423,73¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦249 ¦16.01.2006¦610169,49 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦278 ¦16.01.2006¦2912042,56¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦661 ¦30.11.2005¦Нефтьстройинвест ¦6338376,00¦248 ¦16.01.2006¦6338376,00¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦191 ¦30.11.2004¦Тюменьнефтегазпроект¦505762,20 ¦02630 ¦03.08.2006¦88704,00 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦247 ¦14.01.2005¦121382,85 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦00123 ¦14.01.2005¦70806,66 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦00122 ¦14.01.2005¦30345,71 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦262 ¦31.05.2005¦Нефтьстройинвест ¦82859,22 ¦01305 ¦27.06.2005¦40506,30 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/1¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦406852,31 ¦00193 ¦26.01.2006¦406852,31 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/2¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦453284,10 ¦00192 ¦26.01.2006¦453284,10 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/3¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦494895,24 ¦00188 ¦26.01.2006¦494895,24 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/4¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦411672,96 ¦00189 ¦26.01.2006¦411672,96 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/5¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦481752,31 ¦00195 ¦26.01.2006¦481752,31 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/6¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦295161,83 ¦00183 ¦26.01.2006¦295161,83 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/7¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦340274,48 ¦00184 ¦26.01.2006¦340161,83 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/8¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦598263,48 ¦00185 ¦26.01.2006¦598263,48 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005/374/9¦30.11.2005¦HALLIBURTON ¦303484,03 ¦00187 ¦26.01.2006¦303484,03 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005.407 ¦31.12.2005¦HALLIBURTON ¦348596,69 ¦00194 ¦26.01.2006¦348596,69 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005.408 ¦31.12.2005¦HALLIBURTON ¦440141,17 ¦00191 ¦26.01.2006¦440141,17 ¦

+------------+----------+--------------------+----------+------+----------+----------+

¦NF2005.409 ¦31.12.2005¦HALLIBURTON ¦419995,21 ¦00190 ¦26.01.2006¦419995,21 ¦

L------------+----------+--------------------+----------+------+----------+-----------

В качестве замечаний в акте сверки налоговым органом указано:

по счет-фактуре N 678 от 30.06.2005 (ОАО “НижневартовскНИПИнефть“) на сумму НДС 2250,00 рублей отсутствует платежное поручение.

По данному счет-фактуре оплата произведена 13.07.2005 п/п N 2842 на сумму 141600,00 (НДС 21600,00) и 05.10.2006 п/п N 5985 на сумму 35400,00 (НДС 5400,00). Платежного поручения на сумму 2250,00 по данному счет-фактуре не существует. Сумма 2250,00 рублей это 1/12 от общей суммы НДС - 27000,00 рублей - указанной в счет-фактуре N 678. По данному счет-фактуре были корректировки в сентябре 2006 года и, соответственно, оформлялись дополнительные листы книги покупок в июле и августе 2006 года. Также оформлялись уточненные налоговые декларации с учетом изменений по данному счет-фактуре. В декларации за октябрь 2006 года, а также в книге покупок за октябрь 2006 года, к вычету заявлен НДС в сумме 1800,00 рублей. Записи книги покупок на сумму НДС 1800,00 рублей и 2250,00 рублей являются корректирующими по отношению к дополнительному листу книги покупок за август 2006 года (указанный НДС, ошибочно исключенный из книги покупок августа - 1800,00 и 2250,00 - был возмещен на основании уточненной декларации за август (корректировка N 3) 2006 года). НДС по счет-фактуре N 678 был заявлен к вычету в следующих периодах:

--------------T---------T----------¬

¦Книга покупок¦Сумма НДС¦Примечание¦

+-------------+---------+----------+

¦январь ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦февраль ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦март ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦апрель ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦май ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦июнь ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦июль ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦июль (доп.) ¦- 2250,00¦сторно ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦- 1800,00¦сторно ¦

+-------------+---------+----------+

¦август ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦август (доп.)¦- 2250,00¦сторно ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦- 1800,00¦сторно ¦

+-------------+---------+----------+

¦октябрь ¦2250,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ ¦1800,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦декабрь ¦900,00 ¦ ¦

+-------------+---------+----------+

¦ИТОГО ¦27000,00 ¦ ¦

L-------------+---------+-----------

Таким образом, ОАО “Самотлорнефтегаз“ по данным декларации за октябрь не возмещало НДС в размере большем, чем это предусмотрено законодательством. Факт оплаты счет-фактуры N 678 подтверждается платежными поручениями 13.07.2005 п/п N 2842 на сумму 141600,00 (НДС 21600,00) и 05.10.2006 п/п N 5985 на сумму 35400,00 (НДС 5400,00).

По счет-фактуре N 1610 от 29.12.2004 (ОАО “НижневартовскНИПИнефть“) заявлена к вычету сумма НДС в размере 66600,00 рублей, в то время как согласно представленному платежному поручению N 1163 от 07.02.2006 налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС в размере 1210,91 рублей.

Данный счет-фактура налогоплательщиком оплачены п/п N 00309 от 21.01.2005, 00310 от 21.01.2005, 1163 от 07.02.2006 в полном объеме. Сумма НДС возмещается при вводе объекта в эксплуатацию (ФЗ N 119-ФЗ). Поскольку объект введен в эксплуатацию в октябре 2006 года (акт ввода объекта прилагается), то сумма НДС в полном объеме заявлена к возмещению в декларации за октябрь 2006 года. Инспекция обоснованно полагает, что возмещению подлежит сумма НДС в размере 1210,00 рублей, поскольку эта сумма составляет 1/12 часть от суммы НДС, оплаченной последним платежным поручением N 1163 от 07.02.2007.

По счет-фактуре N NF 2005.374/1 от 30.11.2005 сумма НДС налоговым органом указана 63647,62.

Данная сумма указана инспекцией указана ошибочно и состоит из двух: 33904,37 (1/12 от общей суммы НДС, указанной в счет-фактуре) и 29743,25. Последняя сумма - сумма по счету N 374/10 (платежное поручение прилагается) и включена налоговым органом ошибочно.

В пункте 3 (стр. 12) мотивировочной части решения N 52/1187 налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения налоговой льготы в виде освобождения от уплаты НДС за октябрь 2006 года в размере 150583,00 рублей, что привело к неполной уплате НДС за октябрь 2006 года в той же сумме.

Суд не соглашается с доводами инспекции, поскольку из содержания пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что освобождению от налогообложения подлежат услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Налогоплательщик не является санаторно-курортной организацией и санаторно-курортные услуги им не оказывались. ОАО “Самотлорнефтегаз“ приобретало путевки для своих работников, которые возмещали 10 процентов стоимости, а остальные 90 процентов стоимости возмещались за счет средств фонда социального страхования. То есть в части предоставления путевок Общество не осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию санаторно-курортных услуг и не получало их. Поэтому положения пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ в данном случае неприменимы. Непосредственным получателем санаторно-курортных услуг, оформленных путевками установленного образца, были работники Общества. Передача Обществом своим работникам путевок независимо от их оплаты полностью или частично Обществом в интересах получающих такие услуги работников не создает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 15664/05 от 03.05.2006, путевка не является самостоятельным объектом реализации, а только удостоверяет право ее получателя на тот перечень услуг, которые оказывают санаторно-курортные, оздоровительные организации и организации отдыха. Непредставление отрывных талонов к путевкам, перечисленным в таблице N 2 акта, а равно предоставление отрывных талонов к ним, перечисленных в таблице N 3 акта, оформленных, по мнению налогового органа, с нарушением положений Приказа Минфина РФ N 90н от 10.12.1999 не имеет для налогоплательщика налоговых последствий, поскольку в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождение операций по оказанию санаторно-курортных, оздоровительных услуг от обложения налогом на добавленную стоимость применяли организации, непосредственно оказывающие данные услуги, а не ОАО “Самотлорнефтегаз“. Указанная позиция налогоплательщика подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-2244/2005 (10541-А67-14) от 25.04.2005; Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу А56-26935/2006 от 05.07.2007; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-6175/2005 (14992-А27-15) от 21.09.2005; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-9124/2005 (18047-А27-34) от 21.12.2005; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-3386/2006 (23325-А27-31) от 13.06.2006; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу Ф04-6717/2006 (27418-А67-42) от 23.10.2006.

В соответствии со ст. 9 ФЗ “О бухгалтерском учете“, п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее - Положение) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В соответствии с п. 15 Положения создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии утвержденным в организации графиком документооборота. Законодательство о бухгалтерском учета, а также законодательство о налогах и сборах не содержит требований об отражении первичных учетных (бухгалтерских) документов на счетах бухгалтерского учета в течение какого-либо конкретного срока. Напротив, сроки предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности позволяют накапливать соответствующие документы в течение отчетного периода с последующим отражением всех документов в регистрах бухгалтерского учета единовременно при формировании отчетности. Кроме того, первичные бухгалтерские документы поступают в ОАО “Самотлорнефтегаз“ одновременно со счет-фактурами. Журнал входящих счетов-фактур ОАО “Самотлорнефтегаз“ ведется в соответствии с Постановлением N 914. Таким образом, отражение на счетах бухгалтерского учета первичных документов в октябре обусловлено получением данных документов именно в этом периоде.

Кроме того, нормы законодательства, которые нарушены, по мнению налогового органа, ОАО “Самотлорнефтегаз“, и которые влекут ответственность по ст. 120 НК РФ налоговым органом также не приведены. Глава 1 (“Общие положения“) и глава 2 (“Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация“) не содержат требований к срокам отражения первичных бухгалтерских документов на счетах бухгалтерского учета и налогоплательщиком не нарушены.

Доводы ответчика судом отклоняются, как не соответствующие перечисленным нормам НК РФ и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя, признанными судом соответствующими действительности в связи с изложенными выше.

При этом суд учитывает также и то, что согласно Положению об учетной политике ОАО “Самотлорнефтегаз“ для целей налогового учета на 2006 год, утвержденного Приказом N 587 от 30.12.2005 (далее - Учетная политика), признание доходов (п. 3.3) и расходов (п. 3.5) в Обществе осуществляется по методу начисления и в том отчетном (налоговом) периоде, котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. В соответствии с п. 5.1 Учетной политики датой признания расходов по выполненным работам, оказанным услугам сторонних организаций производственного характера является дата подписания акта приема-передачи услуг (работ) заказчиком.

Дата принятия товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет отражается службами ОАО Самотлорнефтегаз“ в регистрах бухгалтерского учета, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ “О бухгалтерском учете“ N 129-ФЗ от 21.11.1996 регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В представленных в ходе проведения камеральной налоговой проверки регистрах бухгалтерского учета по счету 60* дата принятия на учет соответствует дате получения счет-фактуры и дате составления первичного документа, о чем в решении налогового органа сделан I соответствующий вывод. Таким образом, в соответствии с Учетной политикой налогоплательщика датой признания расходов в указанном периоде принята дата составления первичного бухгалтерского документа (дата составления акта приема-передачи), которая фактически совпадает с датой получения счет-фактуры, то есть август 2006 года.

В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ взыскание штрафа в размере 15000 рублей является следствием грубого нарушения налогоплательщиком правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они совершены в течение более одного налогового периода. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. ОАО “Самотлорнефтегаз“ товары (работы, услуги) отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ФЗ “О бухгалтерском учете“ N 129-ФЗ от 21.11.1996, Положения “б учетной политике ОАО “Самотлорнефтегаз“ для целей налогового учета на 2006 год, утвержденного Приказом N 587 от 30.12.2005.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В акте налоговой проверки, который составляется по результатам проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Кроме того, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. В нарушение указанных положений налогового законодательства акт камеральной проверки N 52/603 от 12.04.2007 не содержит указаний о несоблюдении ОАО “Самотлорнефтегаз“ положений НК РФ и законодательства о бухгалтерском учете, за которые предусмотрена ответственность по ст. 120 НК РФ.

Указанные документы приняты судом и оценены согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 - 13 ГК РФ, ст. ст. 2, 10, 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 АПК РФ, ст. ст. 100 - 101, 137 - 138, 142 НК РФ, суд

решил:

признать незаконным проверенное на соответствие НК РФ решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 25.06.2007 N 52/1187.

Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО “Самотлорнефтегаз“ 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлине.

Решение может быть обжаловано в 9-й апелляционный суд в течение месяца.