Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2008 по делу N А40-47234/07-106-346 Исковые требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии распорядительного акта о предоставлении в аренду земельного участка, удовлетворены, так как материалами дела не подтверждаются факт оспариваемого бездействия и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а следовательно, отсутствие совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2008 г. по делу N А40-47234/07-106-346

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2008 г.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 29 января 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии

от заявителя: К. (дов. от 19.12.07.),

от ответчика: М. (дов. 1533 исх. от 20.06.07.),

от 3-го лица: Ф. (дов. 33-4-2667/7 от 05.10.07.),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО “Стайлз Компани“

к Префектуре СЗАО г. Москвы

3-е лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы

о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

установил:

ООО “Стайлз Компани“ (ранее имело наименование ООО “Бизнес-Высотка“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с
заявлением, в котором просит в соответствии с заявлением об изменении предмета заявленных требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ признать незаконным бездействие Префектуры СЗАО г. Москвы, выразившееся в непринятии распорядительного акта о предоставлении в аренду ООО “Стайлз Компани“ земельного участка для размещения торгового павильона по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 10, и обязать Префектуру СЗАО г. Москвы принять распорядительный акт о предоставлении ООО “Стайлз Компани“ на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 10, площадью 100 кв. м в литерах “А-Б-В-Г-А“ согласно приложенному ситуационному плану, для размещения торгового павильона сроком на пять лет.

В обоснование требования заявитель, ссылаясь на постановления Правительства Москвы от 27.01.04. N 29-ПП, от 25.04.06. N 274-ПП, указал, что, поскольку выбор и формирование земельного участка под размещение павильона осуществлялись по инициативе и за счет ООО “Стайлз Компани“, место размещения данного объекта было предварительно согласовано, то в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.03 N 27 заявитель имеет право на предоставление в аренду земельного участка по адресу: ул. Таманская, вл. 10 без проведения торгов.

Ответчик против удовлетворения заявленного требования возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая на то, что Префектура СЗАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы. Полномочия Префектуры СЗАО г. Москвы в области земельно-правовых отношений определены ч. 2 ст. 10, ст. 29 Земельного Кодекса РФ и Положением о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 года N 981-ПП. Вопрос о выделении земельного участка ООО “Стайлз Компании“ был рассмотрен на имущественно-земельной комиссии префектуры
СЗАО г. Москвы 06 июня 2007 года, где в удовлетворении просьбы было отказано (протокол N 10). Выписка из протокола была выдана ООО “Стайлз Компани“. Также ответчик указал на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного ст. 198 ч. 4 АПК РФ.

3-е лицо поддержало позицию ответчика, против удовлетворения заявленного требования возражало, по основаниям, изложенным ответчиком.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения участников процесса, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела усматривается, что 06.06.07 г. на заседании окружной имущественно-земельной комиссии при Префектуре СЗАО г. Москвы рассмотрен вопрос о предоставлении ООО “Стайлз Компани“ земельного участка по адресу: Москва, ул. Таманская, вл. 10 для размещения торгового павильона с заключением краткосрочного договора аренды.

По результатам рассмотрения данного вопроса имущественно-земельной комиссией принято решение N 10 от 06.06.07, в соответствии с п. 1 которого ООО “Стайлз Компани“ отказано в предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу; в соответствии с п. 2, решено включить земельный участок по адресу: Москва,
ул. Таманская, вл. 10 в состав конкурсных; в соответствии с п. 3 УГР СЗАО Москомархитектуры подготовить акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта с его последующей реализацией на конкурсной основе. Выписка из протокола была выдана ООО “Стайлз Компани“. Решение комиссии утверждено Префектом.

В соответствии с п. п. 2, 3, 4, 5, 6, 7 Порядка размещения павильонов и киосков на территории г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.01.04 N 29-ПП, оформление земельно-правовых отношений для функционирования павильонов и киосков (заключение договора краткосрочной аренды земельного участка) производится в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, регулирующими имущественно-земельные отношения, после получения положительных решений соответствующих комиссий управы района и префектуры административного округа города Москвы по вопросам потребительского рынка (п. 2).

Префектура СЗАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы. Полномочия Префектуры СЗАО г. Москвы в области земельно-правовых отношений определены ч. 2 ст. 10, ст. 29 Земельного Кодекса РФ и Положением о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 года N 981-ПП.

Префектуру возглавляет Префект, который в соответствии с п. 4.3.14 Положения об административном округе, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 года N 981-ПП организует работу комиссий префектуры административного округа.

В соответствии с распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 10.08.2005 года N 2938рп для оперативного решения вопросов в области имущественно-земельных отношений, размещения и строительства (реконструкции и реставрации) объектов на территории СЗАО г. Москвы в префектуре создана и действует имущественно-земельная комиссия.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ст. ст. 11, 29 ЗК РФ Префект административного округа г. Москвы обладает полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой ее оборот допускается законом, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Принятие уполномоченным органом муниципального образования решения о предоставлении земельного участка в аренду является составной частью процедуры предоставления земельных участков в аренду, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ, основанием возникновения права аренды является договор.

Обязанность заключения гражданско-правового договора возникает только в случаях, предусмотренных ст. 445 ГК РФ, когда такая обязанность установлена Гражданским кодексом РФ или законом. Поскольку такая обязанность законодательно не установлена, то п. 4 ст. 445 ГК РФ не распространяется на спорные отношения, и суд не вправе обязать орган муниципального образования, уполномоченный распоряжаться земельными участками, принять решение о заключении договора аренды в силу наличия решения межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка и услуг при префектуре СЗАО г. Москвы от 16.05.06. (протокол N 2), которым признано целесообразным размещение объекта общественного питания по указанному адресу при условии оформления документации в установленном порядке.

Ситуационный план, согласования по которому продлялись последний раз в 2006 году (л.д. 10), вопреки утверждениям заявителя, также не является безусловным основанием для оформления земельно-правовых отношений, поскольку для оформления таких отношений необходимо распоряжение Префекта о предоставлении земельного участка. Мнение заявителя о
том, что при наличии данных документов префект обязан издать распорядительный акт о предоставлении земельного участка не основано на законе, поскольку предоставление земельного участка является правом, а не обязанностью.

Заявитель не имеет преимущественного права на заключение договора аренды в соответствии со ст. 621 ГК РФ, поскольку ранее земельный участок ему в аренду не предоставлялся. Заявитель занимал временно земельный участок под сезонное использование территории под размещение летнего кафе без возведения какого-либо стационарного объекта. На земельном участке не производились землеустроительные работы и кадастровый учет.

Статья 34 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, производится в порядке, установленном органами местного самоуправления, с соблюдением принципов публичности, справедливости, прозрачности таких процедур.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 “О землепользовании и застройке в городе Москве“ решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.

Ссылка заявителя на п. 4 ст. 14 Закона г. Москвы “О землепользовании и застройке в городе Москве“ не может быть принята судом во внимание, поскольку решение о предоставлении земельного участка исполнительным органом
государственной власти в порядке, установленном ст. 32 ЗК РФ, не принято.

Кроме того, заявитель изменил предмет спора и оспаривает бездействие Префектуры, выразившееся в непринятии распорядительного акта о предоставлении заявителю земельного участка, однако, как указывалось выше, обязанность издания такого акта у Префектуры отсутствует, бездействие с ее стороны также, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка Комиссией Префектуры рассмотрен, по нему принято решение комиссии об отказе в предоставлении земельного участка. Данное решение утверждено в установленном порядке Префектом СЗАО г. Москвы.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.04.2004 года N 255-ПП “О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов“ объекты мелкорозничной сети размещаются на конкурсной основе.

Согласно п. п. 3, 4 Закона города Москвы N 27 от 14.05.03. “О землепользовании и застройке в городе Москве“ договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Договор аренды заключается без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды при предоставлении земельных участков:

а) занятых капитальными зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования (эксплуатации) собственникам таких зданий, строений, сооружений. Площадь и границы земельных участков при отсутствии сведений о них в государственном земельном кадастре города Москвы или изменении установленного разрешенного использования этих земельных участков устанавливаются на основании проектов градостроительного межевания территории, разрабатываемых на территорию не менее квартала или его планировочно обособленной части в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы;

б) для
целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;

в) для целей реализации государственных целевых программ города Москвы;

г) при создании особо социально значимых объектов по решению Правительства Москвы;

д) для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, выбор и формирование которого осуществлялись по инициативе и за счет инвестора, в соответствии с решением Правительства Москвы.

Заявитель не просит предоставления земельного участка на условиях, установленных ситуационным планом, т.е. для размещения сезонного объекта (летнего кафе), для размещения которого согласно нормативно-правовых актов не требуется заключения договора. Заявитель обратился за заключением договора аренды земельного участка под размещение павильона, то есть иного объекта, чем согласовывался ранее.

Формирование земельного участка заявителем не производилось (участок не прошел кадастровый учет), исходно-разрешительная документация на павильон, под размещение которого заявитель просит предоставить в аренду земельный участок, не разрабатывалась и не утверждалась, во всяком случае такую документацию заявитель не представлял ни в Префектуру, ни в судебное заседание.

Земельный участок находится в особо охраняемой природной территории регионального значения “Памятник природы Серебряный бор“. Письмом от 04.05.06. N 05-02-10046 Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сообщил на обращение ООО “Бизнес-Высотка-2000“, что в соответствии с действующим порядком размещения объектов, определенным распоряжением Мэра Москвы от 11.04.00. N 378-РМ, постановлением Правительства Москвы от 28.09.04. N 671-ПП “Об обеспечении реализации Закона г. Москвы от 09.07.03. N 50 “О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве“, заявителю необходимо обратиться с заявлением в префектуру СЗАО для оформления соответствующей документации (АРИ).

Доказательств такого обращения и разработки и
утверждения разрешительной документации заявителем не представлено.

Таким образом, указанные в п. “д“ Закона города Москвы N 27 от 14.05.03. условия в данном случае отсутствуют, вопреки утверждениям заявителя.

В соответствии со ст. ст. 34, 29, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, префект вправе свободно, по своему усмотрению с учетом целей и задач перед ним поставленных распоряжаться земельными участками и в данном случае Префектурой принято решение о включении данного участка в состав конкурсных, что Префектура была вправе сделать, исходя из своих полномочий.

Заявитель не лишен возможности участия в конкурсе и, соответственно, реализовать свои права наравне с другими потенциальными равноправными участниками.

Таким образом, оспариваемое бездействие Префектуры СЗАО г. Москвы отсутствует, не нарушает прав и интересов заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 4 ч. 1 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 197 - 198 АПК РФ, суд может признать незаконным бездействие государственного органа или органа местного самоуправления, если установит, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы заявителя.

В данном случае суд не установил несоответствия в бездействии Префектуры, выразившемся в непринятии распоряжения о предоставлении заявителю земельного участка, нарушения законов и иных нормативных правовых актов и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, признание незаконным оспариваемого бездействия и обязание принять распорядительный акт о предоставлении заявителю в аренду указанного земельного участка сроком на пять лет под размещение торгового павильона означало бы принуждение Префекта СЗАО г.
Москвы и Департамента земельных ресурсов к заключению договора с истцом, что противоречило бы принципу свободы договора, установленного в ст. 421 ГК РФ, поскольку Префектура имеет намерение распорядиться земельным участком иным образом.

Что касается ссылок ответчика и 3-го лица на пропуск срока, установленного ст. 198 ч. 4 АПК РФ, то суд не считает возможным его применить, поскольку заявителем оспаривается бездействие, которое, по его мнению, продолжает длиться и по настоящее время.

Госпошлина относится на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. 29 Земельного Кодекса РФ и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, суд

решил:

ООО “Стайлз Компани“ в удовлетворении требований к Префектуре СЗАО г. Москвы о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы, выразившееся в непринятии распорядительного акта о предоставлении в аренду ООО “Стайлз Компани“ земельного участка для размещения торгового павильона по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 10 и обязании Префектуры СЗАО г. Москвы принять распорядительный акт о предоставлении ООО “Стайлз Компани“ на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 10, площадью 100 кв. м в литерах “А-Б-В-Г-А“ в соответствии с ситуационным планом для размещения торгового павильона сроком на пять лет отказать.

Проверено на соответствие ЗК РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия.