Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2008 по делу N А51-11882/2007-13-512/15 Исковые требования о взыскании задолженности за предоставленные льготы по теплоснабжению подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, поскольку задолженность по компенсации образовалась из-за недофинансирования по вине Министерства финансов РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2008 г. по делу N А51-11882/2007-13-512/15

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.08 г., изготовление решения в полном объеме отложено до 15.04.08 г. в порядке ст. 176 АПК РФ.

Арбитражный суд

рассмотрел дело по иску ЖСК “Кавалерово-1“

к Администрации Муниципального образования Кавалеровский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по ПК

о взыскании 207 922 руб 17 коп.,

установил:

жилищно-строительный кооператив “Кавалерово-1“ обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по ПК о взыскании 207 922 рубля 17 копеек
составляющих задолженность за предоставленные льготы по теплоснабжению, по договору на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате услуг теплоснабжения жилого помещения в соответствии с Законом РФ “Об образовании“ в 2004 году.

Администрация МО Кавалеровский район в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд в порядке ст. 156 АПК РФ рассматривает спор в ее отсутствие по имеющимся материалам дела.

Истец в заседании суда заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 164 763 руб 92 коп, в связи с исключением из исковых требований долга за 2002 год.

Ответчики по ходатайству истца не возражают.

Судом ходатайство в порядке ст. 49 АПК РФ удовлетворено, поскольку уменьшение суммы иска является правом истца.

Истец исковые требования в сумме 164 763 руб 92 коп поддержал в полном объеме.

Департамент финансов Администрации Приморского края исковые требования не признает, так как льготы Ф.И.О. Нецелевого использования средств не было. Пояснил, что в исковом заявлении истец указал только период 2004 года.

Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК исковые требования не признает, пояснило, что денежные средства бюджету Приморского края выделялись в 2003 и 2004 году, кроме того пояснило, что истцом пропущен срок исковой давности за 2003 год до ноября 2004 года.

На вопрос суда истец пояснил, что предъявляет ко взысканию услуги по отоплению в период 2003, 2004 года.

Проанализировав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

01 января 2003 года между Отделом народного образования администрации муниципального образования “Кавалеровский район“ и ЖСК “Кавалерово-1“ заключен договор на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате услуг теплоснабжения жилого помещения.

Предметом договора
является возмещение выпадающих доходов от предоставления педагогическим работникам и работникам просвещения, перешедшим на пенсию льгот по оплате теплоснабжения жилого помещения, в соответствии с Порядком возмещения через истца выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии со ст. 55 п. 5 ФЗ “Об образовании“.

На основании указанного договора, в силу норм действующего законодательства, а именно п. 5 ст. 55 ФЗ “Об образовании“, истец оказал услуги по подаче теплоснабжения, которые ответчик не оплатил, в результате чего образовалась задолженность в сумме 207 922 руб. 17 коп, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 111 133 руб 40 коп с Министерства финансов РФ по следующим основаниям.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Как видно из представленной Департаментом финансов Приморского края информации
о распределении средств на 2004 год в краевой бюджет из федерального бюджета для возмещения данных расходов поступило 36 699 тыс. рублей. Все поступившие средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края, Муниципальному образованию Кавалеровский район в 2004 году выделено 1 299 тыс. руб. Таким образом, имело место недофинансирование со стороны Министерства финансов РФ.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как следует из смысла статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Кроме того, в своем постановлении от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ“, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных
полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Необходимые финансовые средства не были переданы Министерством Финансов РФ Администрации Приморского края, и она в свою очередь не имела средств для удовлетворения потребности Администрации Муниципального образования Кавалеровский район по компенсации расходов истца на предоставление льгот.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или
казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.

Факт предоставления льгот истцом в спорный период и их сумма доказаны списками льготной категории жильцов ЖСК-1 с указанием Ф.И.О., суммы льгот, заверенными ЖСК “Кавалерово-1“ (организация осуществляющая учет коммунальных платежей и льгот), актом сверки подписанными ЖСК “Кавалерово-1“ и Отделом народного образования Администрации Кавалеровского муниципального района, счетами-фактурами.

Задолженность по компенсации образовалась из-за недофинансирования по вине Министерства финансов РФ, поэтому исковые требования удовлетворяются за его счет.

Доводы Министерства финансов РФ в лице УФК по ПК относительно пропуска срока исковой давности за 2003 год судом принимаются во внимание по следующим основаниям.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно почтового штемпеля на конверте иск отправлен в Арбитражный суд Приморского края 24.11.2007 года. Следовательно, по 2003 году срок исковой давности с учетом ст. 12 Бюджетного кодекса начал течь по окончании финансового года 01.01.2004 г. и истек 01.01.2007 г.

Таким образом, исковые материалы направлены в суд после истечения срока исковой давности за 2003 год.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 111 133 руб 40 коп по долгу за 2004 год.

Администрацию муниципального образования Кавалеровский район, Департамент финансов Приморского края от ответственности по данному делу освободить.

Поскольку истцу при подаче искового заявления предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, исковые требования судом удовлетворены частично, государственная пошлина подлежит взысканию
с ответчика пропорционально взыскиваемой сумме в доход федерального бюджета в размере 3 024 руб 41 коп; в остальной части государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с истца в размере 2634 руб 03 коп соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Жилищно-строительного кооператива “Кавалерово-1“ 111 133 (сто одиннадцать тысяч сто тридцать три) руб 40 коп компенсации льгот.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3 024 (три тысячи двадцать четыре) руб 41 коп государственной пошлины.

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива “Кавалерово-1“ в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 634 (две тысячи шестьсот тридцать четыре) руб 03 коп.

Администрацию муниципального образования Кавалеровский район, Департамент финансов Приморского края от ответственности по делу освободить.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.