Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2008 по делу N А40-34140/07-98-226 Заявление об обязании возвратить излишне взысканные суммы штрафа удовлетворено, так как заявителем в установленном ст. 79 НК РФ порядке подтверждено право на возврат излишне уплаченного штрафа по налогу на прибыль в заявленном размере.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 января 2008 г. по делу N А40-34140/07-98-226

Решение в полном объеме изготовлено 09.01.2008.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи К.

при ведении протокола судебного заседания судьей К.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ЗАО “Компания ТрансТелеКом“

к МИ ФНС России по КН N 7

об обязании возвратить излишне взысканные суммы штрафа в размере 4778839 руб. и 2172199,6 руб.

с участием:

от заявителя: Ч., дов. от 02.03.2007

от инспекции: М., дов. от 02.07.2007

установил:

закрытое акционерное общество “Компания ТрансТелеКом“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (т. 1 л.д. 138), к Межрегиональной
инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - налоговый орган, инспекция) об обязании возвратить излишне взысканные суммы штрафа в размере 4778839 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, а также в размере 2172199,6 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет РФ.

В обоснование своих требований заявитель указал, что суммы штрафа уплачены им по требованиям налогового органа, признанным арбитражным судом незаконными; в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ при наличии излишне взысканных сумм штрафа налоговый орган обязан возвратить обществу указанную переплату.

Инспекция заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в представленном отзыве (т. 1 л.д. 108), указав, что ст. 79 Налогового кодекса РФ (в редакции действовавшей до 1 января 2007 года) не предусматривает порядок возврата излишне взысканных сумм штрафа, а только порядок возврата сумм налога и пени, у налогового органа отсутствуют правовые основания для осуществления возврата штрафа.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С 29.05.2006 заявитель поставлен на налоговый учет в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (т. 1 л.д. 27). До указанного момента, общество состояло на учете в ИФНС России N 9 по г. Москве.

Инспекцией ФНС России N 9 по г. Москве по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2002 год 26.10.2005 в отношении ЗАО “Компания ТрансТелеКом“ вынесено решение N 18-04/1517 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ (т. 1 л.д. 11 - 13), в соответствии с которым общество привлечено
к ответственности за неуплату налога на прибыль по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 6951038 руб., в том числе в федеральный бюджет в размере 2172199,6 руб., в бюджет субъекта РФ в размере 4778839 руб.

На основании указанного решения Инспекция ФНС России N 9 выставила заявителю требования об уплате налоговых санкций N 6496/3087 от 26.10.2005 в размере 2172199,6 руб. и N 6498/3087 от 26.10.2005 в размере 4778839 руб. (т. 1 л.д. 14 - 15).

Заявитель платежным поручением N 12955 от 09.12.2005 перечислил в федеральный бюджет в оплату штрафа по налогу на прибыль сумму в размере 2172199,6 руб., а по платежному поручению N 12957 от 09.12.2005 - в городской бюджет в оплату штрафа по налогу на прибыль сумму в размере 4778839 руб. (т. 1 л.д. 16 - 17).

Считая решение и требования ИФНС России N 9 по г. Москве незаконными, нарушающими права и охраняемые законом интересы заявителя, ЗАО “Компания ТрансТелеКом“ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения налогового органа от 26.10.2005 N 18-04/1517 и требований от 26.10.2005 N 6496/3087, N 6498/3087.

Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7197/06-99-55 от 13.06.2006 (т. 1 л.д. 121 - 124), оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2006 (т. 1 л.д. 21 - 23) и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.12.2006 (т. 1 л.д. 24 - 26), заявленные требования удовлетворены, решение ИФНС России N 9 по г. Москве от 26.10.2005 N 18-04/1517 и требования от 26.10.2005 N 6496/3087, N 6498/3087 признаны недействительными, не соответствующими Налогового кодексу Российской Федерации.

В
соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд согласен с позицией заявителя, что в данной ситуации уплата налоговых санкций по требованию инспекции носит характер взыскания по следующим основаниям.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога, сбора, штрафов.

Следует иметь в виду, что взыскание налога, штрафа - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом в порядке ст. ст. 69, 70, 101 Налогового кодекса РФ направляется налогоплательщику требование об уплате налоговой санкции с предложением в установленный срок уплатить суммы начисленных налоговых санкций. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату начисленных решением налогового органа штрафов и выставленных в соответствующих требованиях носит характер взыскания налоговым органом штрафов.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29.03.2005 N 13592/04.

Также, указанные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 27.12.2005 N 503-О, согласно которой если зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе
производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога, в данном случае имеет место излишнее взыскание налога.

Таким образом, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.

Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

21.03.2007 заявитель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате переплаты штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 4778839 руб. с КБК 18210101012023000110 (исх. 2489) и о возврате переплаты штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 2172199,6 руб. с КБК 18210101011013000110 (исх. 2490) (т. 1 л.д. 28 - 29).

В ответ на указанные заявления налоговый орган письмом N 58-14-11/4555 от 28.03.2007 сообщил обществу о невозможности произвести возврат переплаты штрафов по налогу
на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 4778839 руб. и переплаты штрафа по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2172199,6 руб. в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2.6 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России N САЭ-3-19/446 от 15 сентября 2005 года) сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику на основании его письменного заявления по решению суда о возврате излишне уплаченной суммы штрафа.

Суд считает отказ налогового органа в возврате излишне взысканных сумм штрафа незаконным по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Согласно п. 5 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Налоговый кодекс РФ в редакции действовавшей до 01.01.2007 не содержал норм, регулирующих порядок возврата излишне взысканных сумм штрафа.

Вместе с тем, суд считает, что нормы ст. 79 Налогового кодекса РФ (в ред. до 01.01.2007) подлежат применению и в отношении возврата излишне взысканных сумм штрафов по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. При этом согласно п. 2 ст. 22 Налогового кодекса РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Согласно пп. 5 п.
1 ст. 32 Налогового кодекса РФ (в ред. до 01.01.2007) налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Статья 79 Налогового кодекса РФ (в ред. до 01.01.2007) регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне взысканных налога и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Следовательно, данное правило применимо и в отношении зачета или возврата излишне взысканного сумм штрафа.

Из представленной заявителем Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22.11.2007 (т. 1 л.д. 141 - 143) судом установлено отсутствие недоимки по налоговым обязательствам, при этом сумма в размере 2172199,60 числится в качестве переплаты по налоговым санкциям налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, а сумма в размере 4778839 руб. - по налоговым санкциям налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, требование заявителя об обязании налогового органа возвратить излишне взысканные суммы штрафа в размере 6951038 руб. подлежат удовлетворению.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина в размере 46255,16 руб., подлежит взысканию с инспекции на основании ст. 110 Кодекса с учетом позиции, изложенной в п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать МИ ФНС России по КН N 7 возвратить ЗАО “Компания ТрансТелеКом“ суммы
излишне взысканного штрафа в размере: 4778839 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 2172199,6 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации.

Взыскать с МИ ФНС России по КН N 7 в пользу ЗАО “Компания ТрансТелеКом“ госпошлину в размере 46255,19 руб.

Возвратить ЗАО “Компания ТрансТелеКом“ излишне уплаченную госпошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.