Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу N А43-5275/2008-43-140 В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Ространснадзора об обязании заявителя создать собственное формирование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и провести аттестацию заявителя в соответствии с законодательством РФ отказано правомерно, так как оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2008 г. по делу N А43-5275/2008-43-140

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2008.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.

при участии представителей

от заявителя: Орловой Е.В., доверенность от 04.03.2008 N 52-01/282213,

от заинтересованного лица: Калетурина Н.В., доверенность от 05.09.2008 N 14/1,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

общества с ограниченной ответственностью “В.Ф. Танкер“

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008,

принятое судьей Степановой С.Н., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008,

принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,

по делу N А43-5275/2008-43-140

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “В.Ф. Танкер“

о признании
недействительным предписания Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “В.Ф. Танкер“ (далее - ООО “В.Ф. Танкер“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 14.03.2008 N 1/Е.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена саморегулируемая организация “Ассоциация судоходных компаний“ (далее - Ассоциация).

Решением суда от 15.07.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 29.09.2008 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“, Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 (далее - Правила), приложение N 5 к Квалификационным требованиям и методическим рекомендациям по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденным на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол от 18.12.1997 N 4), и не применили подлежащее применению Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794. Общество указывает на то, что суды при рассмотрении спора неправомерно руководствовались Правилами, поскольку в настоящее
время в сфере водного транспорта отсутствует утвержденный в установленном порядке отраслевой перечень организаций, на которые распространяется действие Правил. Суды необоснованно отнесли Общество к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, так как деятельность, связанная с проектированием, ремонтом и эксплуатацией судов, не регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“; ведомственные нормативные акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не относят суда к категории опасных производственных объектов. У Общества имеются службы - экипажи судов, которые не относятся к аварийно-спасательным формированиям и вправе проводить работы по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, не являющихся аварийно-спасательными. Оспариваемое предписание возлагает на Общество не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности, для выполнения которых требуются дополнительные затраты, в связи с чем нарушаются права и законные интересы ООО “В.Ф. Танкер“.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Управление в отзыве и представитель в судебном заседании возразил против доводов жалобы и просил оставить ее без удовлетворения.

Ассоциация отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления от 28.12.2007 N 42-р/01-07 “О проведении мероприятий по контролю за исполнением законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте“ в январе-феврале 2008 года проведена проверка соблюдения ООО
“В.Ф.Танкер“ нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте.

В ходе проверки установлено, что Общество имеет в собственности 40 судов, осуществляет деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Однако в целях обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не имеет собственных аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке, или заключенных с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоров.

Результаты проверки отражены в акте комиссионной проверки деятельности судовладельческого предприятия по вопросам обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации от 04-08.02.2008 N Б 1Кон/2008, на основании которого Управление вынесло предписание от 14.03.2008 N 1/Е, которым обязало ООО “В.Ф. Танкер“ создать собственное формирование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, провести его аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснастить специальными техническими средствами или заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием, выполняющим работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющим соответствующую лицензию и (или) аттестованным в установленном порядке.

Общество обжаловало вынесенное предписание в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктами 6 и 7 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“, статьей 7, пунктами 1 и 3 статьи 9, статьей 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований и спасателей, утвержденными на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол от 18.12.1997 N 4), Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводам, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право должностных лиц Управления давать юридическим лицам, осуществляющим перевозочную и иную связанную с транспортом деятельность, обязательные для исполнения предписания
по устранению нарушений требований законодательства в области морского (речного) транспорта, предусмотрено статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Положением о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.02.2007 N ГК-66ФС.

Общество не оспаривает, что обжалуемое предписание принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7 Федерального закона N 68-ФЗ). Обязанность планирования и осуществления необходимых мер в области защиты объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций возложена, в том числе, на организации (статья 14 Федерального
закона N 68-ФЗ).

В соответствии со статьей 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна. Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения внутренних водных путей с судов сточными водами и нефтью. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, к полномочиям которых относится обеспечение экологической безопасности.

Требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, устанавливают Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240.

Правилами предусмотрено, что организация мероприятий производится, в том числе, организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - организации).

Из приведенных норм следует, что действие Правил распространяется на организации, осуществляющие деятельность, связанную с транспортировкой, хранением нефти, ликвидацией негативных последствий соответствующих аварий.

Кроме этого, обязанность планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии в силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных
производственных объектов“ (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) возложена на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 116-ФЗ).

В соответствии с пунктом “в“ приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Исходя из норм приведенных нормативных актов, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил, суды пришли к обоснованному выводу, что Общество, осуществляющее транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (деятельность, связанную с эксплуатаций опасных производственных объектов), обязано соблюдать требования Правил и выполнять мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Суды правильно указали, что невключение ООО “В.Ф.Танкер“ в реестр опасных производственных объектов в данном случае не может расцениваться как отсутствие оснований для осуществления мероприятий в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.

В пункте 4 Правил предусмотрена обязанность организаций создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Факт
нарушения Обществом пункта 4 Правил установлен судами и подтверждается материалами дела.

Доводы ООО “В.Ф.Танкер“ о том, что экипажи его судов состоят из работников, обученных способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, и это исключает обязанность иметь в качестве сил постоянной готовности аварийно-спасательные формирования, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации, осуществляющие транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, помимо создания профессиональных аварийно-спасательных формирований обязаны обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и снижение масштабов опасности их последствий.

Ссылка заявителя на то, что действующее законодательство не устанавливает обязанность аттестации аварийно-спасательных формирований для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, правомерно отклонена судами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“ (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Статьей 7 данного Закона предусмотрено создание профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организации собственных аварийно-спасательных служб
или аварийно-спасательных формирований.

Во исполнение Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“ постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 утверждены Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Основные положения).

Пунктом 2 Основных положений Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 507, предписано утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

Во исполнение этого требования на заседании Межведомственной комиссии от 18.12.1997 (протокол N 4) утверждены Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Квалификационные требования).

Согласно пункту 30 приложения N 5 к Квалификационным требованиям в перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями в зонах чрезвычайной ситуации, включены: ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335, от 03.10.2006 N 600) готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

Из смысла приведенных норм следует, что в результате разлива нефти и нефтепродуктов создается угроза жизни и здоровью людей, наносится ущерб окружающей природной среде. Для ликвидации таких чрезвычайных ситуаций необходимо привлечение профессиональных аварийно-спасательных формирований, аттестованных и подготовленных на проведение аварийно-спасательных работ.

Поскольку создание собственных формирований (подразделений) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, прошедших аттестацию, является законодательно предусмотренной обязанностью предприятий, осуществляющих транспортировку, хранение нефти (в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов), требование предписания Управления об аттестации таких аварийно-спасательных формирований правомерно.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей относятся на Общество.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А43-5275/2008-43-140 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “В.Ф. Танкер“ - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью “В.Ф. Танкер“.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

О.П.МАСЛОВА

Т.В.ШУТИКОВА