Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2008 по делу N А51-7155/07-24-249 Так как энергоснабжающая организация не занимает доминирующего положения на рынке и, следовательно, не является субъектом антимонопольного правонарушения, решение антимонопольного органа признано незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. по делу N А51-7155/07-24-249

(извлечение)

Арбитражный суд

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 16 ноября 2007 г. по делу N А51-7155/07-24-249, принятое по заявлению ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, третье лицо: ОАО “Находкинская электросеть“

об оспаривании решения, предписания

установил:

открытое акционерное общество “ДЭК“ (далее по тексту “ОАО “ДЭК“, “общество“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту “УФАС по ПК“, “антимонопольный орган“) о признании недействительными решения от 13.06.2007 N
28 и предписания от 13.06.2007 N 28.

Решением суда от 16.11.2007 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт был мотивирован тем, что ООО “Находкинская электросеть“, обращаясь с заявлением в Управление ФАС по Приморскому краю, выбрало неверный способ защиты своих прав и законных интересов, а антимонопольный орган, принимая оспариваемые решения и предписание, вышел за пределы своих полномочий, неверно определил положение ОАО “ДЭК“, дал неверную квалификацию совершаемых акционерным обществом действий как по неисполнению договора оказания услуг по передаче электрической энергии, так и по спору, возникшему между ОАО “ДЭК“ и ООО “Находкинская электросеть“, в связи с чем оспариваемые решения и предписания антимонопольного органа являются недействительными.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что согласно Федеральному закону “О защите конкуренции“ конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. ОАО “ДЭК“, не являясь транспортирующей организацией, фактически при заключении и исполнении договоров энергоснабжения участвует в отношениях по транспортировке электроэнергии, в одностороннем порядке воздействует на общие условия обращения товара (услуг) на смежном рынке оказания услуг по передаче электроэнергии, то есть имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, что является признаком доминирующего положения. При этом, заявитель жалобы указал, что вывод суда о том, что довод антимонопольного органа о неразрывности деятельности по купле-продаже электроэнергии с деятельностью по оказанию услуг по передаче электроэнергии не основан на
нормах права, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ предусмотрено, что купля-продажа электрической энергии связана с услугами по ее передаче в единую сферу обращения товара (электрической энергии).

Представитель ООО “Находкинская электросеть“ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель ОАО “ДЭК“ с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагает решение суда законным, обоснованным и вынесенным с учетом обстоятельств дела, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.

01 сентября 2006 года между ОАО “Дальэнерго“ (Заказчик) (правопреемник ОАО “ДЭК) и ООО “Находкинская электросеть“ (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче и распределению электрической энергии N 5/2006, в соответствии с которым Исполнитель обязался оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Заказчику, а Заказчик обязался оплачивать услуги Исполнителя в порядке установленном договором.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ принят 26.07.2006, а не 16.07.2007.

В апреле 2007 глава Находкинского городского округа обратился в адрес Президента РФ с заявлением о критической ситуации в сфере энергоснабжения Находкинского городского округа, связанной наряду с другими причинами, с тем, что ОАО “Дальэнерго“ злоупотребляет своим положением на рынке энергоснабжения муниципального образования, нарушает требования ФЗ от 16.07.2007 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ в части злоупотребления доминирующим положением.

Данное обращение было направлено Управлением Президента РФ
по работе с обращениями граждан руководителю Федеральной антимонопольной службы РФ для рассмотрения, которое в свою очередь направило обращение главы Находкинского городского округа в адрес Управления ФАС России по Приморскому краю и просило провести в отношении ОАО “Дальэнерго“ контрольное мероприятие по фактам, изложенным в обращении и сообщить о его результатах в Федеральную антимонопольную службу.

13 июня 2007 по результатам рассмотрения дела, УФАС по ПК приняло решение N 28, в соответствии с которыми, действия ОАО “ДЭК“, связанные с созданием дискриминационных условий и препятствованием в доступе на рынок транспортировки электроэнергии признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Предписанием N 28 от 13.06.2007 ОАО “ДЭК“ предписано прекратить нарушение статьи 10 указанного Закона, а именно: соблюдать во взаимоотношениях с ООО “Находкинская электросеть“ требования пп. “б“ п. 14 ПНД в части оплаты услуг ООО “Находкинская электросеть“ по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные действующим договором.

Не согласившись с принятым решением и вынесенным предписанием, ОАО “ДЭК“ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.

Статьей 1 Федерального закона “О конкуренции“ от 26.07.2006 года N 135-ФЗ определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких
хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Статьей 10 Федерального закона “О конкуренции“ установлено, что хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено совершать действия (бездействие), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Исходя из анализа статьи 10 указанного Закона помимо определения действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства, Законом установлены субъекты этих правоотношений. Таковыми являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке и совершающие правонарушения, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на товарном рынке, интересы которых ущемляются противоправными действиями.

Обладание доминирующим положением является необходимым условием для квалификации противоправности действий хозяйствующего субъекта, нарушающего требования статьи 10 Федерального закона “О конкуренции“.

Как установлено судом, рынком, на котором антимонопольный орган установил нарушение, является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, который, в порядке статьи 2 Федерального закона “Об электроэнергетике“ от 26.03.2003 года N 35 является публичным. ОАО “ДЭК“ является гарантирующим поставщиком электрической энергии и в силу пункта 4 Правил недискриминационного к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту “ПНД“) выступает в качестве потребителя услуг
по передаче электрической энергии, заключаемого в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии.

Согласно статье 6 Федерального закона “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается с 1 апреля 2006 года совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Как следует из материалов дела, ОАО “ДЭК“ в итоге завершения реформирования обществ энергетики и электрификации Дальнего Востока перестало иметь на праве собственности или на ином законном основании имущество, используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, общество осуществляет лишь продажу электроэнергии потребителям по договору электроснабжения и купли-продажи.

В порядке пункта 2 статьи 26 Федерального закона “Об электроэнергетике“ и пункта 9 ПНД обязанной стороной публичного договора оказания услуг по передаче электроэнергии является сетевая организация.

Исходя из этого, ОАО “ДЭК“ не является субъектом, занимающим на товарном рынке по передаче электроэнергии доминирующее положение. Таким лицом в рассматриваемом случае является ООО “Находкинская электросеть“, в связи с
чем, довод заявителя жалобы в указанной части является необоснованным.

В статье 3 Федерального закона “Об электроэнергетике“ от 26.03.2003 N 35-ФЗ не содержится прямого указания на неразрывность деятельности по купле-продаже электроэнергии с деятельностью по оказанию услуг по передаче электроэнергии, в связи с чем, вывод суда в указанной части является правомерным, а довод заявителя жалобы - необоснованным.

Споры участников гражданских правоотношений, касающиеся исполнения договорных обязательств, в том числе расчетов по договорам, не относятся к нарушениям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган, предрешив вопрос о неправомерности действия ОАО “ДЭК“ и, расценив их в качестве препятствования в осуществлении деятельности ООО “Находкинская электросеть“, вышел за пределы своей компетенции.

Таким образом, коллегия считает законным вывод суда о том, что Управление ФАС по Приморскому краю, принимая оспариваемые решения и предписание, вышло за пределы своих полномочий, неверно определило положение ОАО “ДЭК“, дало неверную квалификацию совершаемых обществом действий как по неисполнению договора оказания услуг по передаче электрической энергии, так и по спору, возникшему между ОАО “ДЭК“ и ООО “Находкинская электросеть“ относительно распространения сведений о порядке заключения договоров на передачу электроэнергии и договоров купли-продажи электроэнергии.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенных обстоятельств, оснований для отмены вынесенного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный
суд

постановил:

решение от 16.11.2007 г. по делу N А51-7155/2007-24-249 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.