Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2008 по делу N А11-2310/2008-К2-18/104 Ответственность за осуществление хозяйственной деятельности без проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на размещение (захоронение, складирование), прием, передачу и использование отходов производства и потребления установлена в статье 8.2, а не 8.1 КоАП РФ, поэтому в привлечении к административной ответственности отказано правомерно в связи с неправильной квалификацией административным органом совершенного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 г. по делу N А11-2310/2008-К2-18/104

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2008.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.07.2008 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008

по делу N А11-2310/2008-К2-18/104,

принятые судьями Кульпиной М.В.,

Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Предприятие “Артель“

о признании незаконными и об отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды
администрации Владимирской области

о привлечении к административной ответственности

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Предприятие “Артель“ (далее - ООО “Предприятие “Артель“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент, административный орган) от 27.03.2008 N 04-08/117 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения Департамента от 25.04.2008 N 04-07/1.

Решением суда от 10.07.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 14.08.2008 решение суда оставлено без изменения.

Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает ошибочными выводы судов о необходимости квалификации действий Общества по статье 8.2, а не 8.1 КоАП РФ, а также что в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный открытым акционерным обществом “ГТК “Заря“ (далее - ОАО “ГТК “Заря“) как арендодателем, вошли отходы Общества - арендатора. Административный орган полагает, что ООО “Предприятие “Артель“ является самостоятельным хозяйствующим субъектом и должно разработать и иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве возразило против доводов жалобы и просило оставить ее без удовлетворения.

Департамент заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

ООО “Предприятие “Артель“, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274,
284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратура города Владимира провела проверку соблюдения ООО “Предприятие “Артель“ природоохранного законодательства, в ходе которой выявила нарушения пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“. Проверяющие установили, что Общество использует помещение, расположенное по адресу: город Владимир, улица Студеная гора, дом 36а, на основании договора субаренды от 01.12.2007 N 46-В, заключенного с ОАО “ГТК “Заря“, и осуществляет хозяйственную деятельность без проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на размещение (захоронение, складирование), прием, передачу и использование отходов производства и потребления.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2008 и направил материалы проверки на рассмотрение в Департамент.

Рассмотрев материалы дела, должностное лицо Департамента вынесло постановление от 27.03.2008 N 04-08/117 о назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

ООО “Предприятие “Артель“ обжаловало вынесенное постановление вышестоящему должностному лицу, которое решением от 25.04.2008 N 04-07/1 оставило постановление без изменения.

Общество не согласилось с постановлением и решением и обжаловало их в арбитражный суд.

Руководствуясь частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8.1 и 8.2 КоАП РФ, статьями 1 и 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, пунктом 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10
“О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу о неправильной квалификации Департаментом совершенного Обществом правонарушения.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.

Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (в том числе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов) конкретизированы в статьях 35 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Обществу вменено в вину совершение правонарушения, выразившееся в отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Правовые основы обращения с отходами определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Из положений названного Закона (статей 11 и 18) следует, что при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

При этом под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).

Административная
ответственность за нарушение требований при обращении с отходами установлена в статье 8.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что в результате хозяйственной деятельности ООО “Предприятие “Артель“ образуются отходы (бытовые, пищевые), следовательно, оно является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, регулируемых Федеральным законом N 89-ФЗ, и обязано соблюдать его требования. Действия Общества, выразившееся в осуществлении деятельности без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о неверной квалификации Департаментом выявленного правонарушения и обоснованно удовлетворили требования ООО “Предприятие “Артель“, признав незаконными и отменив постановление и решение Управления.

С учетом изложенного доводы, приведенные в кассационной жалобе, признаны судом несостоятельными.

Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.07.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по делу N А11-2310/2008-К2-18/104 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

А.И.ЧИГРАКОВ