Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2008 по делу N А17-96/2008 Во взыскании сумм налогов в государственные социальные внебюджетные фонды отказано правомерно, так как налоговым органом пропущен пресекательный срок для принудительного взыскания недоимки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2008 г. по делу N А17-96/2008

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2008.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Евтеевой М.Ю., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заявителя: Румянцева А.С., доверенность от 15.09.2008 N 04-22/22106,

от заинтересованного лица: Котлиной М.В., доверенность от 26.02.2008 N 22,

Яковлевой И.В., доверенность от 04.02.2008 N 9,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2008 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008

по делу N А17-96/2008,

принятые судьями Борисовой В.Н.,

Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

по
заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области

к муниципальному учреждению культуры “Шуйский городской социально-культурный комплекс“

о взыскании 1 661 746 рублей 88 копеек налогов и пеней

и

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения культуры “Шуйский городской социально-культурный комплекс“ (далее - Учреждение, МУК “ШГСКК“) 1 661 746 рублей 88 копеек.

Решением суда от 15.05.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 30.07.2008 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды не применили статью 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2007, их выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Инспекция считает, что после 01.01.2007 срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами налоговой проверки, исчисляется со дня фактического выявления недоимки, а не с даты наступления срока уплаты налога. Согласно документу о выявлении недоимки от 07.11.2007 N 77901 последняя выявлена в 2007 году. Налоговый орган при вынесении требования от 07.11.2007 N 6910 не нарушил сроки, установленные статьями 45, 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и подтверждены представителем в судебном заседании.

Учреждение в отзыве и представители в судебном заседании возразили против доводов жалобы и просили оставить ее без изменения.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284
и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07.11.2007 Инспекция составила документ о выявлении недоимки по налогу с владельцев транспортных средств, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и пеням по указанным налогу и взносам в общей сумме 1 661 746 рублей 88 копеек и направила Учреждению требование от 07.11.2007 N 6910 об уплате указанной суммы в срок до 17.11.2007. Письмом от 15.11.2007 налоговый орган сообщил МУК “ШГСКК“ о продлении срока уплаты до 27.11.2007.

В установленный срок Учреждение требование не исполнило, поэтому Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм недоимки.

Руководствуясь частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 45, пунктами 3 и 10 статьи 48, пунктом 1 статьи 69, статьей 70 и пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“, пунктами 12 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, Информационным письмом Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 “Обзор практик разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания сумм недоимки.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции, действовавшей в 2001 году) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункты 1 и 3 статьи 75 Кодекса).

В пункте 1 статьи 46 Кодекса установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования
об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Положения названной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).

Таким образом, применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставленное налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения (статья 70 Кодекса).

Названная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Иных сроков для направления требования о взыскании пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

В пункте 3 статьи 46 Кодекса не установлен срок, в течение которого налоговый орган, утративший право на внесудебное взыскание недоимки с должника, вправе обратиться за ее взысканием в судебном порядке.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, заявление о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке, может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев с момента, с которого
налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки во внесудебном порядке. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Таким образом, при определении предельного срока обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов (взносов) и пеней необходимо учитывать шестимесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Кодекса, шестидесятидневный срок для бесспорного взыскания налогов и пеней в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также трехмесячный срок, предусмотренный в статье 70 Кодекса. При этом в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки, на которую начислены пени, последние с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Как следует из материалов дела и установили суды, согласно сведениям, переданным в Инспекцию по актам сверок с государственными внебюджетными фондами, за Учреждением по состоянию на 01.01.2001 числилась задолженность во внебюджетные фонды, а именно: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 214 188 рублей взносов и 858 377 рублей пеней; в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 11 787 рублей 11 копеек взносов и 26 934 рубля 66 копеек пеней; в Фонд социального страхования Российской Федерации - 10 821 рубль взносов и 13 147 рублей пеней; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 816 рублей 64 копейки взносов и 9 447 рублей 82 копейки пеней; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 16 258 рублей 21 копейка взносов и 17 212 рублей 40
копеек пеней; в Территориальный дорожный фонд задолженность по налогу с владельцев транспортных средств составила 60 копеек и 10 рублей 02 копейки пеней. Данная задолженность по взносам, налогу и пеням принята налоговым органом в январе 2001 года и с этого момента отражалась в лицевых счетах Учреждения.

Материалы дела свидетельствуют, что в требование от 07.11.2007 N 6910 от 07.11.2007 Инспекция включила имеющуюся у Учреждения по состоянию на 01.01.2001 задолженность по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, налогу с владельцев транспортных средств и пеням за их несвоевременную уплату, а также пени, начисленные за 2005 - 2007 годы на суммы задолженности по состоянию на 01.01.2001. В арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности налоговый орган обратился 15.01.2008.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, и обоснованно отказали Инспекции в удовлетворении заявленного требования.

Ссылка Инспекции на документ о выявлении рассматриваемой недоимки от 07.11.2007 и исчисление сроков направления требования об уплате налогов и пеней с этого дня фактического выявления недоимки отклоняется в силу следующего.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) внесены изменения в части первую и вторую Кодекса.

В соответствии со статьей 70 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей
статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона), Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела видно, что сроки для взыскания спорной задолженности истекли до 31.12.2006. Задолженность Учреждения перед внебюджетными фондами Инспекция первоначально выявила в 2001 году при принятии задолженности от внебюджетных фондов по актам сверок, затем в апреле 2005 года, в момент возврата инкассовых поручений из картотеки Шуйского отделения Сбербанка Российской Федерации N 1573.

Следовательно, как правильно указали суды, исчисление сроков взыскания налогов и пеней не может производиться в порядке, действующем со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых
судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 по делу N А17-96/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА