Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.08.2008 по делу N А29-438/2008 Отказ Фонда социального страхования в принятии к зачету денежных средств по родовым сертификатам является незаконным, так как материалами дела не доказан факт оказания медицинским учреждением предоставляемых по родовым сертификатам платных услуг медицинской помощи в период родов и в послеродовой период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2008 г. по делу N А29-438/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Масловой О.П.

без участия представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2008 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008

по делу N А29-438/2008,

принятые судьями Елькиным С.К.,

Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

по заявлению государственного учреждения здравоохранения “Ухтинский межтерриториальный родильный дом“

о признании недействительным решения филиала N 5 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
от 14.12.2007 N 21

и

установил:

государственное учреждение здравоохранения “Ухтинский межтерриториальный родильный дом“ (далее - ГУЗ “УМРД“, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения филиала N 5 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 14.12.2007 N 21 в части отказа в принятии к зачету 1 890 000 рублей по родовым сертификатам.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы считает, что не подлежат оплате региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации талоны родовых сертификатов в случае оказания пациенткам учреждением здравоохранения любых платных услуг, в том числе дополнительных и сервисных. Фонд указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции об осуществлении Фондом контроля за целевым использованием денежных средств обязательного социального страхования, так как в данном случае проверка Учреждения проведена по вопросу организации учета и хранения родовых сертификатов, обоснованности их выдачи и финансирования. В обоснование своей позиции Фонд ссылается на пункты 17, 19 Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период
беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.01.2007 N 33 (далее - Приказ N 33); пункты 9, 11 Правил финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 869 (далее - Правила финансирования); пункт 16 Порядка обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.11.2005 N 701; Порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденные приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.01.2007 N 50.

ГУЗ “УМРД“ в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Фонда, указав на законность принятых судебных актов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения
и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Учреждения по вопросу организации учета и хранения родовых сертификатов, обоснованности выдачи и финансирования за период с 01.07 по 26.11.2007 и установил, что ГУЗ “УМРД“ в нарушение пункта 17 Приказа N 33 необоснованно предъявило к оплате, в том числе 315 талонов родовых сертификатов в общей сумме 1 890 000 рублей.

По результатам проверки директор Фонда принял решение от 14.12.2007 N 21 о непринятии, в том числе указанной суммы по родовым сертификатам в счет средств, полученных от Фонда.

Учреждение обжаловало решение Фонда в указанной части в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“, статьями 19, 20 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“, пунктами 5, 8, 12 Правил финансирования, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Фонд не наделен полномочиями по осуществлению контроля за целевым использованием средств на оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.

Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, при этом исходил из того, что оказание платных дополнительных и сервисных услуг является дополнительной услугой немедицинского характера и не входит в стоимость медицинской помощи,
оказываемой по родовым сертификатам. Фонд не представил доказательств того, что Учреждение взимало с пациенток плату за оказание таких услуг.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, в соответствии с положениями которой стационарная помощь при родах предоставляется бесплатно.

В силу статьи 19 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“ оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовом периоде, осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 6 000 рублей за каждую женщину, получившую такую услугу.

Согласно пункту 7 Правил финансирования оплата услуг по медицинской помощи осуществляется региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на основании талонов родового сертификата (в частности оплата услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовом периоде, осуществляется на основании талона N 2 родового сертификата).

В пункте 17 Приказа N 33 указано, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации талоны родовых сертификатов за услуги,
оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования.

Таким образом, не подлежат оплате Фондом социального страхования Российской Федерации оказанные учреждением здравоохранения женщинам на платной основе услуги медицинской помощи в период родов и в послеродовой период.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ГУЗ “УМРД“ в проверяемом периоде оказывало услуги медицинской помощи 315 женщинам в период родов и в послеродовой период, которые во время лечения находились в платных и сервисных палатах.

Оказание Учреждением дополнительных платных услуг немедицинского характера, в частности предоставление платных и сервисных палат, не противоречит законодательству Российской Федерации и не входит в стоимость медицинских услуг, оказываемых Учреждением по родовым сертификатам.

Во исполнение заключенного между Фондом и Учреждением договора от 16.01.2007 N 2 об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, ГУЗ “УМРД“ предъявило для оплаты в Фонд талоны N 2 по 315 родовым сертификатам за оказанные услуги медицинской помощи из расчета 6 000 рублей на каждую пациентку.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Учреждение в проверяемом периоде оказало 315 пациенткам платные услуги медицинской помощи в период родов и в послеродовой период, предоставляемой по родовым сертификатам, Фонд в материалы дела не представил.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о необоснованном отказе Учреждению Фондом в принятии к зачету родовых сертификатов в сумме 1 890 000 рублей и правомерно удовлетворили заявленное ГУЗ “УМРД“ требование.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом
случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Фонд.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А29-438/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

О.П.МАСЛОВА