Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.08.2008 по делу N А82-11880/2007-28 Требование об обязании налогового органа и Пенсионного фонда РФ произвести зачет суммы пеней в счет страховых взносов удовлетворено правомерно, так как у налогоплательщика имелась переплата по пеням, начисленным за просрочку уплаты авансовых платежей по взносам на пенсионное страхование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2008 г. по делу N А82-11880/2007-28

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Башевой Н.Ю., Тютина Д.В.

при участии представителя

от заявителя: Буйневич Т.А. (доверенность от 04.09.2007 N 7/1)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.03.2008 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008

по делу N А82-11880/2007-28,

принятые судьями Глызиной А.В.,

Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Черных Л.И.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Завод объемно-модульных зданий“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области,

государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
в городе Переславль-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области

об обязании произвести зачет суммы пеней в счет страховых взносов

и

установил:

с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований общество с ограниченной ответственностью “Завод объемно-модульных зданий“ (далее - ООО “ЗОМЗ“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) и государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Переславль-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) об обязании Инспекции произвести зачет суммы пеней в счет страховых взносов.

Решением суда первой инстанции от 21.03.2008 заявленное требование удовлетворено. Суд обязал Инспекцию произвести зачет излишне уплаченных пеней на авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 404 рублей 49 копеек в счет уплаты страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.

Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, а именно: статьи 75, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 29, статьи 49 и 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По его мнению, факт излишне уплаченных пеней Обществом не доказан и судом не исследован.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов
заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Налоговый и пенсионный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, в соответствии с представленной налоговым органом справкой от 16.08.2007 N 1617 у ООО “ЗОМЗ“ числилась задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 404 рублей 49 копеек, в том числе в части выплаты страховой части трудовой пенсии - 148 363 рубля, в части выплаты накопительной части трудовой пенсии - 29 040 рублей 69 копеек.

Ввиду необходимости получения справки об отсутствии задолженности в бюджет и внебюджетные фонды Общество уплатило в бюджет названную сумму пеней, о чем свидетельствуют платежные поручения от 21.08.2007 N 781 и 782.

Согласно представленной Пенсионным фондом справке по состоянию на 20.08.2007 у налогоплательщика отсутствовала задолженность по пеням.

Общество 21.08.2007 обратилось в Инспекцию с просьбой объяснить причины расхождения данных по размеру пеней по данным налогового органа и Пенсионного фонда.

Налоговый орган в ответе от 04.09.2007 на письмо ООО “ЗОМЗ“ указал, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начисляются согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Общество установило, что задолженность по пеням образовалась по причине их доначисления на ежемесячные авансовые платежи страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Посчитав, что налоговый орган необоснованно начислил пени на ежемесячные
авансовые платежи по страховым взносам в размере 177 404 рублей 49 копеек, Общество обратилось в суд с заявлением о возврате или зачете излишне взысканных пеней.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “... руководствуясь пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации...“.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь пунктом 1 статьи 78, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации в Российской Федерации“, пунктами 18 и 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, удовлетворил заявленное требование. При этом он исходил из того, что налоговое законодательство не предусматривает начисления пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также сделал вывод о том, что при осуществлении функции администрирования страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд, налоговые органы должны производить зачет (возврат) излишне уплаченных платежей в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по
уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В силу статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами
авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

На основании статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов возможно только с определенного момента - по итогам отчетного периода и с учетом порядка, установленного приведенными выше нормами. Начисление пеней по ежемесячным авансовым платежам не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

Из материалов дела видно, что Инспекция вопреки положениям перечисленных норм права, начислила ООО “ЗОМЗ“ пени в сумме 177 404 рублей 49 копеек в период с 16.03.2004 по 16.05.2007 за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

Ссылка Инспекции на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 47 “О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование“ необоснованна, поскольку к рассматриваемым правоотношениям относится пункт 3 названного постановления, согласно которому в отличие от регулирования, установленного Кодексом, Федеральный закон N 167-ФЗ не
предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 статьи 26 Закона N 167-ФЗ определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали начисление указанных пеней незаконным.

Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы
12 Кодекса.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором
поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что у Общества имелась переплата по пеням, начисленным за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в сумме 177 404 рублей 49 копеек.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно удовлетворил заявленное требование налогоплательщика и обязал Инспекцию произвести зачет излишне уплаченных пеней на авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в счет страховых взносов.

Ссылка Инспекции на то, что рассмотрение дела состоялось по измененному предмету спора с вновь открывшимся основанием, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В данном случае заявитель воспользовался своим правом на уточнение первоначально заявленных требований, при этом основание иска Обществом не изменялось.

Остальные доводы Инспекции отклоняются, как несостоятельные.

С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 110, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.03.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А82-11880/2007-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

Д.В.ТЮТИН