Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 по делу N А29-8441/2004а Заявление Фонда обязательного медицинского страхования о процессуальном правопреемстве в виде замены должника - администрации муниципального образования на администрацию муниципального образования городского округа удовлетворено правомерно, так как администрация городского округа в соответствии с действующим законодательством обеспечивает исполнение местного бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2008 г. по делу N А29-8441/2004а

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

администрации муниципального образования городского округа “Сыктывкар“

на определение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2008 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008

по делу N А29-8441/2004а,

принятые судьями Борлаковой Р.А.,

Караваевой А.В., Ольковой Т.М., Буториной Г.Г.,

по заявлению Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми

о взыскании с администрации муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“ задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пеней

третье лицо - Финансовое управление Министерства
финансов Республики Коми,

и

установил:

решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2004 по делу N А29-8441/2004а из бюджета муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“ в пользу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - Фонд) взысканы 4 623 000 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и 739 985 рублей 77 копеек пеней за их несвоевременную уплату.

После вступления данного судебного акта в законную силу (03.02.2005) выдан исполнительный лист на взыскание недоимки и пеней.

По состоянию на 18.12.2007 остаток задолженности составил 739 985,77 рубля.

Фонд 25.12.2007 обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о замене должника - администрации муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“ (далее - администрация МО “Эжвинский район г. Сыктывкара“) на правопреемника - администрацию муниципального образования городского округа “Сыктывкар“ (далее - администрация МО ГО “Сыктывкар“) в связи с упразднением с 01.01.2006 внутригородского муниципального образования “Эжвинский район“ с его органами местного самоуправления.

Участие в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, принимает Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми.

Определением суда от 31.01.2008 заявление Фонда удовлетворено на основании статьи 193 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ “О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми“, постановления главы администрации МО “Город Сыктывкар“ от 15.12.2005 N 12/4201 “О мероприятиях по реализации положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ “О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми“, части 1 статьи 44 Устава МО ГО “Сыктывкар“. При этом суд исходил из того, что решение суда от
25.11.2004 в полном объеме не исполнено, срок предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Администрация МО ГО “Сыктывкар“ не согласилась с данными судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что правопреемником администрации МО “Эжвинский район г. Сыктывкара“ является администрация Эжвинского района МО ГО “Сыктывкар“, которая является юридическим лицом, Уставом МО ГО “Сыктывкар“ наделена статусом “иного органа местного самоуправления МО ГО “Сыктывкар“ и обладает в своих границах всеми полномочиями, предусмотренными для исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. По мнению заявителя, суд не учел, что администрация Эжвинского района МО ГО “Сыктывкар“, как и администрация МО ГО “Сыктывкар“, является бюджетным учреждением, финансируемым из местного бюджета, поэтому при определении должником администрации Эжвинского района МО ГО “Сыктывкар“ оплата задолженности была бы произведена из бюджета МО ГО “Сыктывкар“, так как администрация Эжвинского района МО ГО “Сыктывкар“ не имеет иных источников финансирования. Кроме того, администрация Эжвинского района МО ГО “Сыктывкар“ признала себя надлежащим должником перед Фондом. В связи с этим заявитель просит определение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Фонд и Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми не представили отзывы на кассационную жалобу в суд.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, проверив законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, не нашел оснований для их отмены.

Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 и пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пунктом 3 статьи 193 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ “О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми“ внутригородское муниципальное образование “Эжвинский район города Сыктывкара“ и его органы упразднены с 1 января 2006 года. Правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“ являются органы местного самоуправления муниципального образования “Город Сыктывкар“.

В постановлении главы администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“ от 15.12.2005 N 12/4201 “О мероприятиях по реализации положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ “О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми“ правопреемником администрации внутригородского муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“ названа администрация муниципального образования “Город Сыктывкар“. В этом же постановлении предписано внести изменения в структуру администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“ путем включения в ее структуру администрации муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“, одновременно переименовав последнюю в администрацию Эжвинского района города Сыктывкара. Кроме того, была утверждена комиссия по
составлению передаточного акта с целью обеспечения правопреемства органов местного самоуправления муниципального образования “Город Сыктывкар“ по правам и обязанностям органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования “Эжвинский район города Сыктывкара“ и Временное (сроком до завершения реорганизационных процедур, связанных с приведением структуры и системы управления муниципальным образованием в соответствие с положениями Устава муниципального образования городского округа “Сыктывкар“) положение об администрации Эжвинского района города Сыктывкара.

Согласно частям 1, 4 статьи 5 Устава МО ГО “Сыктывкар“ муниципальное образование городского округа “Сыктывкар“ является самостоятельным муниципальным образованием в составе Республики Коми.

В соответствии со статьей 44 Устава МО ГО “Сыктывкар“ исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми является администрация городского округа, которая в силу пункта 3 части 6 данной статьи в числе других полномочий обеспечивает исполнение местного бюджета.

Эжвинский район муниципального образования городского округа “Сыктывкар“ в силу статей 53, 54 Устава МО ГО “Сыктывкар“ является частью территории города, выделенной в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в муниципальном образовании к населению. Администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия и несет ответственность за осуществление своих полномочий в пределах средств, предусмотренных сметой доходов и расходов Эжвинского района, утверждаемой в порядке, установленном настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами, и собственного бюджета не имеет.

Таким образом, правопреемником администрации МО “Эжвинский район г. Сыктывкара“ в силу прямого указания закона является администрация МО ГО “Сыктывкар“, в
связи с чем Арбитражный суд Республики Коми правомерно произвел замену должника на администрацию МО ГО “Сыктывкар“ в целях исполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2004 по настоящему делу и, соответственно, взыскания в пользу Фонда оставшейся недоимки по страховых взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и пеней за их неуплату в установленный законом срок.

Доводы заявителя жалобы со ссылкой на соглашение о погашении задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 26.12.2006 о том, что надлежащим должником является администрация Эжвинского района г. Сыктывкара, а администрация МО ГО “Сыктывкар“ выступает в качестве субсидиарного должника по обязательствам перед Фондом, судом кассационной инстанции отклоняются, так как указанное не следует из содержания названного соглашения. Напротив, в пункте 4 данного соглашения установлено, что Фонд предоставляет рассрочку по уплате страховых взносов именно администрации МО ГО “Сыктывкар“. Кроме того, в смете доходов и расходов Эжвинского района не предусмотрены средства на погашение задолженности перед Фондом. Доказательств обратного администрация МО ГО “Сыктывкар“ в дело не представила.

Остальные доводы заявителя жалобы во внимание также не принимаются, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства и не имеют документального подтверждения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не часть 4 статьи 286.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому
кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу N А29-8441/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа “Сыктывкар“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

А.И.ЧИГРАКОВ