Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2008 по делу N А29-7641/2007 Представление в налоговый орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2008 г. по делу N А29-7641/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Поповой Г.Г.,

судей Апряткиной Г.С., Князевой Г.А.

в отсутствие участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -


общества с ограниченной ответственностью “Центр альтернативной медицины и реабилитации“

на решение от 14.01.2008

по делу N А29-7641/2007 Арбитражного суда Республики Коми,

принятое судьей Шипиловой Э.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Центр альтернативной медицины и реабилитации“

о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми

и

установил:


общество с ограниченной ответственностью “Центр альтернативной медицины и реабилитации“ (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее Инспекция) от 14.08.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов.

Требование основано на статьях 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 21 и 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ и мотивировано тем, что Инспекция незаконно отказала Обществу в государственной регистрации его ликвидации, так как в Инспекцию был представлен весь необходимый пакет документов, в том числе ликвидационный баланс.

Сославшись на статьи 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“, решением от 14.01.2008 суд отказал в удовлетворении заявления.

При этом суд исходил из того, что у Инспекции отсутствовали основания для принятия решения о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ввиду представления в Инспекцию ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения.

В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.


Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя, суд не учел, что Инспекция не наделена полномочиями по правовой экспертизе представленных документов на предмет их достоверности (сведений, указанных в них), поэтому Инспекция при наличии полного пакета документов должна была осуществить указанные регистрационные действия. Кроме того, наличие задолженности по налогам и сборам не может являться основополагающим доводом при отказе в осуществлении государственной регистрации.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.


Как усматривается из материалов дела и установил суд, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 07.08.2007 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и приложило к заявлению ликвидационный баланс Общества.

Руководствуясь статьями 21 и 23 (пунктом 1) Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“, Инспекция решением от 14.08.2007 отказала в осуществлении испрашиваемого регистрационного действия ввиду непредставления Обществом ликвидационного баланса.

Общество посчитало, что это решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из части 3 статьи 22 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“, документы, предусмотренные статьей 21 данного Закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации. Процедура ликвидации завершается составлением ликвидационного баланса.


В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица подтверждает, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и завершены расчеты с его кредиторами.

Из статьи 21 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ следует, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Суд установил, что по состоянию на 04.08.2007 у Общества имеется задолженность перед бюджетами по единому социальному налогу, по налогу на имущество, по налогу на пользователей автомобильных дорог, по земельному налогу, по целевым сборам с граждан, предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, задолженность в Пенсионный фонд и иные фонды.

Из материалов дела следует и заявитель не оспаривает, что в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе сведения о наличии задолженности перед бюджетами не отражены.


Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не считается достоверным, поэтому Инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ввиду непредставления достоверного ликвидационного баланса.

При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Определение третьей инстанции от 13.05.2008 в части предоставления Обществу отсрочки уплаты государственной пошлины следует считать утратившим силу.


Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.01.2008 по делу N А29-7641/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Центр альтернативной медицины и реабилитации“ - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Центр альтернативной медицины и реабилитации“ в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины. Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

Г.Г.ПОПОВА

Судьи

Г.С.АПРЯТКИНА

Г.А.КНЯЗЕВА