Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2008 по делу N А31-5175/2007-13 Обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне либо ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2008 г. по делу N А31-5175/2007-13

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителей

от третьего лица: Дружковой Ю.Н., доверенность от 01.02.2008,

Тихомирова Н.С., доверенность от 01.01.2008,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме

на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.11.2007

по делу N А31-5175/2007-13,

принятое судьей Стрельниковой О.А.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме и об обязании произвести возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов

и

установил:

индивидуальный предприниматель Горулев Александр Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд
Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.11.2006 N 2845 и об обязании произвести возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области (далее - Управление).

Решением суда от 19.11.2007 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. По мнению налогового органа, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данные взносы не подпадают под понятие налогов. Инспекция считает, что на налоговые органы возложен только контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Предприниматель не представил отзыв на кассационную жалобу.

Управление в отзыве и представители в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, указав на законность оспариваемого решения суда.

Предприниматель и Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Предприниматель квитанциями от 14.12.2005 N 277 и 278
ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 600 рублей и на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 300 рублей, в связи с чем обратился в Инспекцию с заявлением о возврате указанных сумм.

Налоговый орган решением от 10.11.2006 N 2845 отказал в возврате со ссылкой на отсутствие у него таких полномочий.

Не согласившись с данным решением, Предприниматель обратился в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктами 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктом 1 статьи 13 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и пунктами 18 и 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что обязанность по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения
территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне
(ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Предприниматель ошибочно уплатил 900 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (600 рублей - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 300 рублей на финансирование накопительной части трудовой пенсии). Данный факт Инспекция не оспаривает.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Инспекции и возложил на нее обязанность по возврату указанной суммы.

Арбитражный суд Костромской области правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 19.11.2007 по делу N А31-5175/2007-13 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы.

Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ