Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А56-28832/2008 Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость в зависимость от рентабельности заключенных сделок, среднесписочной численности работников, отсутствия складских помещений, управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов и транспортных средств.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 г. по делу N А56-28832/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.П.Загараевой

судей О.В.Горбачевой, В.А.Семиглазова

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-11479/2008, 13АП-11861/2008) ООО “Кентавр“ и Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 г. по делу N А56-28832/2008 (судья С.П.Рыбаков), принятое

по иску (заявлению) ООО “Кентавр“

к Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу

о признании недействительными решений

при участии:

от истца (заявителя): Д.Ю.Варкентин, доверенность от 22.09.2008
г.;

от ответчика (должника): В.П.Васильева, доверенность от 26.12.2007 г. N 13/19270; Ю.А.Шаркова, доверенность от 08.09.2008 г. N 13/17913;

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Кентавр“ (далее - ООО “Кентавр“, общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 22 по СПб, ответчик) о признании недействительными решений N 130, 131, 132, 134, 346, 347, 348, 349 от 25.07.2008 г. и обязании возвратить НДС за август - ноябрь 2007 г. в размере 141046018 руб. на расчетный счет Общества.

Решением суда первой инстанции от 20.10.2008 г. требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, соответствующий по форме требованиям действующего законодательства Российской Федерации, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.

В судебном заседании апелляционного суда Обществом в соответствии с пунктом 1 статьи 265 АПК РФ заявлено ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе Общества в связи с отказом от апелляционной жалобы.

Учитывая, что заявленный ООО “Кентавр“ отказ не противоречит закону и не нарушает права лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ от апелляционной жалобы.

Производство по апелляционной жалобе ООО “Кентавр“ подлежит прекращению.

В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 22 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по НДС
за август - ноябрь 2007 г. налоговым органом были вынесены оспариваемые решения, которыми Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, Обществу отказано в возмещении сумм НДС, предложено уплатить недоимку, пени, штрафы.

05.08.2008 г. Общество в порядке статьи 176 НК РФ направило в налоговый орган заявление о возврате НДС в сумме 141046018 руб., оставленное Инспекцией без рассмотрения.

Налоговый орган полагает, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, ссылается на недобросовестность контрагентов Общества, низкую среднесписочную численность персонала, отсутствие Общества по указанному в учредительных документах адресу, уставный капитал в размере 25000 руб., отсутствие у Общества основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, отсутствие у Общества сведений о местонахождении нереализованного товара. Инспекция считает, что договор комиссии является притворной сделкой, прикрывающей отношения по договору купли-продажи, Общество скрывает факт реализации товаров.

Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа в связи со следующими обстоятельствами.

Как следует из материалов дела, ООО “Кентавр“ заключило контракт N 01 от 16.05.2007 г. с фирмой “Weton Impex Ltd“ (Белиз), по которому осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации ООО “Кентавр“ в составе таможенных платежей произвело уплату НДС.

Имеющимися в материалах дела копиями грузовых таможенных деклараций с отметками таможни о выпуске товара в свободное обращение, платежных поручений с отметками таможни о списании таможенных платежей, выписками банков, счетами-фактурами, товарными накладными, книгами покупок, книгами продаж, журналами учета выставленных и полученных счетов-фактур,
карточками счетов подтверждаются ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, уплата ООО “Кентавр“ сумм НДС таможенным органам при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и принятие товаров к учету.

Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации и поступление в бюджет сумм налога налоговым органом не оспариваются.

Ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары приобретены ООО “Кентавр“ в целях перепродажи и переданы на реализацию комиссионеру ООО “Транс-Ойл“ по договору комиссии N 02-07/К от 09.06.2007 г. На основании товарных накладных о передаче товаров конечному покупателю и отчетов комиссионера ООО “Транс-Ойл“ о продаже переданных на комиссию товаров со стоимости переданных покупателю товаров заявителем исчислен НДС с реализации.

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у Общества в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные ООО “Кентавр“ в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в течение спорных налоговых периодов.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том
числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Порядок исчисления налога определен статьей 166 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные положениями данной статьи налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления (свободного обращения), приобретение которых производится для осуществления признаваемых объектами обложения НДС операций, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога,
восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

Условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС являются предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров, работ, услуг либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления (свободного обращения) в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Как усматривается из материалов дела, Общество выполнило все условия, необходимые для принятия вычетов по НДС и возмещения налога из бюджета.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы оспариваемых решений о сокрытии заявителем фактической реализации товаров и занижении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

Операции, признаваемые объектом налогообложения по НДС, определены статьей 146 НК РФ. К числу таких операций относится реализация товаров на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а
в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, передача товаров от комитента комиссионеру не является реализацией товаров и операцией, признаваемой объектом налогообложения по НДС. Моментом определения налоговой базы по НДС в данном случае является дата передачи товара от продавца в адрес покупателей.

Кроме того, в судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа пояснил, что конкретных доказательств, указывающих на сокрытие Обществом реализации, у Инспекции не имеется.

Списание Обществом товарно-материальных ценностей со счета 41 “Товары“ в дебет счета 45 “Товары отгруженные“ не свидетельствует о реализации товаров заявителем.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (далее - План), утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 “Товары“ в дебет счета 90 “Продажи“, если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 “Товары отгруженные“. Планом установлено, что на счете 45 “Товары отгруженные“ учитываются товарно-материальные ценности, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. При этом принятые на учет по счету 45 “Товары отгруженные“ суммы списываются в дебет счета 90 “Продажи“ одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.

Следовательно, отражение Обществом реализации товаров на основании отчетов комиссионера ООО “Транс-Ойл“ правомерно.

Отраженная в книгах продаж и налоговых декларациях, представленных Обществом, реализация товаров соответствует данным отчетов
комиссионера, которые, в свою очередь, содержат информацию о реализации товаров покупателю.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что переданные комиссионеру ООО “Транс-Ойл“ товары, стоимость которых не списана Обществом со счета 45 в дебет счета 90, отгружены (переданы) комиссионером покупателям.

О наличии хранящихся у комиссионера нереализованных остатков товара свидетельствуют двусторонние акты сверки.

Налоговый орган ссылается на направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Нормами НК РФ право налогоплательщика на применение налоговых вычетов не ставится в зависимость от рентабельности заключенных сделок, среднесписочной численности работников, отсутствия складских помещений, управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов и транспортных средств. Уставный капитал Общества соответствует требованиям законодательства Российской Федерации к размеру уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью.

Ссылка налогового органа в обоснование своей позиции на отсутствие Общества по адресу, указанному в учредительных документах, отклоняется апелляционным судом, поскольку необнаружение при осмотре помещений представителей Общества не свидетельствует о неосуществлении этим Обществом деятельности.

Инспекцией не представлены доказательства невозможности реального осуществления заявителем хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества и отсутствия для этого необходимых условий.

Условиями заключенных Обществом договоров не предусмотрено выполнение им обязанностей по доставке импортируемых товаров на территорию Российской Федерации, комиссионеру или конечному покупателю, данные обязанности возложены на контрагентов Общества, в связи с чем заявитель не несет обязанности и расходов по перевозке и хранению импортированного товара.

Поступление денежных средств на банковский счет комиссионера от третьих лиц, а не только от субкомиссионера и покупателя не противоречит гражданскому законодательству, которое предусматривает, что исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность
должника исполнить обязательство лично (статья 313 ГК РФ).

Недобросовестность Общества, на которую указывает налоговый орган, предполагает наличие прямого умысла, направленного на достижение противоправного результата как его конечной цели.

Налоговый орган обязан доказать, какую цель преследовала организация (ее должностные лица), в чем именно состоял их прямой умысел при совершении действий, квалифицируемых налоговым органом как недобросовестные.

В силу прямого указания пункта 3 статьи 32 НК РФ налоговый орган при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязан в десятидневный срок со дня выявления подобных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В полном соответствии с указанной нормой материалы проверки были направлены в следственные органы.

Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 05.11.2008 г. установлено, что действия руководителя Общества не носили преступного характера, оснований для возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица ООО “Кентавр“ не имеется.

Апелляционный суд полагает, что в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела налогоплательщику не может быть вменена недобросовестность. Иное (применительно к организации) означало бы вменение недобросовестности юридическому лицу, когда его должностные лица недобросовестными не признаны. Вменение недобросовестности юридическому лицу без доказательств прямого умысла его должностных лиц является неправомерным.

Доводы налогового органа в обоснование получения Обществом необоснованной налоговой выгоды, касающиеся деятельности контрагентов Общества, являются несостоятельными.

ВАС РФ в пункте 10 Постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ разъяснил, что “факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть
признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей“.

Налоговым органом не предоставлено доказательств того, что деятельность Общества направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей и являющимися недобросовестными налогоплательщиками. Также налоговым органом не предоставлено доказательств наличия сговора между налогоплательщиком и его контрагентами.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики“ как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Договор комиссии от 09.06.2007 г. N 02-07/К между ООО “Кентавр“ и ООО “Транс-Ойл“, который налоговый орган считает органом притворной сделкой, оформлен надлежащим образом. Намерения сторон по заключению договора подтверждаются исполнением обязанностей по данному договору. Факт передачи товара Обществом комиссионеру в рамках договора комиссии подтверждается товарными накладными, счетами-фактурами и отчетами комиссионера с приложениями, а также актами сверки. Комиссионер частично реализовал товар конечному покупателю. Оплата поступила на расчетный счет Общества, Общество оплатило комиссионеру комиссионное вознаграждение, что подтверждается банковскими выписками, и не опровергается налоговым органом. Таким образом, доводы Инспекции о том, что стороны, заключая договор комиссии, желали создать только видимость отношений по договору комиссии, являются необоснованными.

Суд первой инстанции в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства. Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции системного толкования норм НК РФ не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Инспекция ссылается на то, что суд первой инстанции в решении не указал мотивы, по которым признал недоказанными обстоятельства, на которые ссылается Инспекция.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.

Ряд изложенных налоговым органом обстоятельств не подтвержден надлежащими доказательствами, на что указано в обжалуемом решении.

Довод Инспекции о том, что судом первой инстанции удовлетворены материальные требования Общества без проверки их обоснованности и доказанности не соответствует действительности, поскольку признание незаконными оспариваемых решений означает неправомерность доначисления НДС и отказ Обществу в возмещении НДС.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 265, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

принять отказ ООО “Кентавр“ от апелляционной жалобы.

Производство по апелляционной жалобе ООО “Кентавр“ прекратить.

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 по делу N А56-28832/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ООО “Кентавр“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.