Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А56-15549/2008 Действия таможенного органа, выразившиеся в списании денежных средств по таможенной расписке в счет обеспечения уплаты таможенных платежей по грузовой таможенной декларации, совершенные с нарушением требований статьи 350 Таможенного кодекса РФ, подлежат признанию незаконными.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. по делу N А56-15549/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б.Семеновой

судей Т.И.Петренко, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11427/2008) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2008 по делу N А56-15549/2008 (судья М.Н.Ульянова), принятое

по иску (заявлению) ООО “Магистральстройсервис“

к Балтийской таможне

о признании незаконными действий таможни

при участии:

от истца (заявителя): представителей А.В.Савченко (доверенность от 16.04.08 N 23), А.А.Клюевой (доверенность от 09.01.08 N 02)

от ответчика (должника): представителя М.С.Тихановской (доверенность от 29.12.07
N 04-19/1060)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Магистральстройсервис“ (далее - Общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в списании денежных средств по таможенной расписке N 3214918, и восстановлении нарушенных прав Общества путем зачета денежных средств в сумме 472393 руб. 93 коп., списанных по вышеуказанной таможенной расписке, в счет уплаты будущих таможенных платежей.

Решением от 15.09.2008 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Балтийская таможня просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с нарушением судом норм материального права при его вынесении. По мнению подателя жалобы, действия таможни по списанию таможенных платежей законны и обоснованны.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество предъявило к таможенному оформлению по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216110/260308/П013291 товары “профили фасонные из ПВХ“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ N 5003-1 принят 21.05.1993, а не 21.05.1995.

Таможенная стоимость товаров была определена декларантом по цене сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1995 N 5003-1 “О таможенном тарифе“. В подтверждение заявленной таможенной стоимости Общество представило в таможню одновременно с ГТД комплект документов, предусмотренных Приказом ФТС РФ N 536 от 25.04.2007 (л.д. 16 - 17).

Таможня не согласилась с заявленной декларантом таможенной стоимостью товара и направила 02.04.2008 в адрес Общества требование о предоставлении дополнительных документов в
срок до 10.05.2008: экспортной декларации, прайс-листа производителя, договоров с третьими лицами, банковских платежных документов по предыдущим поставкам, ценовой информации мирового и внутреннего рынка по идентичным/однородным поставкам, учредительных документов, пояснений по условиям продажи (л.д. 14).

Письмом от 02.04.2008 N 02/04-07/19 Общество направило в таможенный орган дополнительные документы и разъяснение относительно не представленных им документов или представленных ранее (л.д. 15).

Таможенный орган на основании самостоятельно произведенной оценки таможенной стоимости товара списал денежные средства в сумме 472393 руб. 93 коп. с авансовых платежей Общества в счет обеспечения таможенных платежей, с оформлением таможенной расписки ТР-3214918 (л.д. 18).

Считая такие действия таможни незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия таможни по списанию авансовых платежей в отсутствие распоряжения Общества не соответствуют положениям таможенного законодательства Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает жалобу таможенного органа не подлежащей удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Согласно пункту 4 приведенной статьи в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В пункте 2 статьи 323 ТК РФ определено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Пунктом 3 статьи 323
ТК РФ предусмотрено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные названным Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом.

Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в подпункте “а“ пункта 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536.

Согласно статье 12 Закона N 5003-1 таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Пунктом 6 статьи 323 ТК РФ предусмотрено, если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена,
выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей, если требуется доплата таможенных пошлин, налогов (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).

Согласно статье 350 ТК РФ принудительное взыскание таможенных платежей таможенными органами возможно только в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в срок, установленный ТК РФ.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении таможней положений статьи 350 ТК РФ, выразившемся в списании денежных средств в сумме 472393 руб. 93 коп. по таможенной расписке N 3214918 в счет обеспечения уплаты таможенных платежей по ГТД N 10216110/260308/П013291.

В соответствии со статьей 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Денежные средства, полученные таможенным органом
в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При обращении в суд Общество заявило о том, что не было уведомлено о принятом таможней решении относительно корректировки таможенной стоимости товаров, ему не вручалось требование о предоставлении обеспечения таможенных платежей. Представители Общества в суде апелляционной инстанции подтвердили указанные обстоятельства. Доказательств обратного таможней не представлено.

В материалах дела отсутствуют также доказательства того, что Общество сделало распоряжение об использовании авансовых платежей в качестве таможенных платежей при оформлении ГТД N 10216110/260308/П013291.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о несоответствии оспариваемых действий таможенного органа положениям Таможенного кодекса РФ и нарушении законных интересов Общества.

Таким образом, оснований для отмены или
изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2008 года по делу N А56-15549/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ПЕТРЕНКО Т.И.

САВИЦКАЯ И.Г.