Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу N А21-2658/2008 Превышение площади формируемого земельного участка установленным предельным размерам участков, предназначенных для ведения садоводства, согласно пункту 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ является основанием для отказа в согласовании землеустроительного дела.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 г. по делу N А21-2658/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Петренко Т.И.

судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Марковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9319/2008) ООО “Тайгер Лайн“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.07.2008 по делу N А21-2658/2008 (судья Залужная Ю.Д.), принятое

по заявлению ООО “Тайгер Лайн“

к Комитету Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа “Город Калининград“

о признании незаконным отказа в согласовании проекта границ земельных участков

при участии:

от заявителя: не явились, извещены;

от ответчика: не явились,
извещены

установил:

ООО “Тайгер Лайн“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ГО “Город Калининград“ (далее - Комитет) в согласовании проекта границ вновь формируемого земельного участка площадью 3252 кв. м, расположенного по адресу: г. Калининград, садоводческое товарищество “Сокол“, обязании ответчика утвердить проект границ данного участка.

Решением от 28.07.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований Обществу.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО “Тайгер Лайн“ подало апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт, в связи с нарушением норм материального права.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена состава суда; рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

В судебное заседание представители сторон не явились, хотя надлежаще уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого решения от 28.07.2008 проверены в апелляционном порядке.

Апелляционный суд не усматривает законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Тайгер Лайн“ является собственником четырех земельных участков, граничащих друг с другом и находящихся по адресу: г. Калининград, с/т “Сокол“, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.08.2007 года: 39-АА N 513557, 39-АА N 513558, N 39-АА N 513559, 39-АА N 513560.

Данные земельные участки были приобретены ООО “Тайгер Лайн“ в собственность путем купли-продажи, что подтверждается соответствующими договорами от 27.07.2007.

В марте 2008 года ООО “Тайгер
Лайн“ обратилось в ООО “Геоид“ с просьбой объединить имеющиеся у него данные земельные участки. 13.03.2008 между ООО “Тайгер Лайн“ и ООО “Геоид“ был заключен договор N 01534-08 на выполнение инженерно-геодезических изысканий в садоводческом товариществе “Сокол“. Была произведена топографическая съемка участков, подготовлен проект территориального землеустройства.

Данный проект ООО “Геоид“ направило на согласование председателю Комитета архитектуры и градостроительства администрации Городского округа “Город Калининград“.

Письмом N 3959 от 28.04.2008 за подписью зам. председателя комитета архитектуры и градостроительства Администрации городского округа “Город Калининград“ заявителю был дан ответ, в котором указано, что землеустроительное дело отклоняется от согласования на основании статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, статьи 27 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“, статьи 14 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 “Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области“. Ответчик указал, что предельные размеры земельных участков на территории Калининградской области, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель, принимаются равными: - для садоводства в размере 1200 кв. м. Поскольку формируемый участок значительно превышает данную площадь (3252 кв. м), возможности согласовать землеустроительное дело не имеется.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО “Тайгер Лайн“, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона N 78-ФЗ от 18.06.01 “О землеустройстве“ порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В
соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002 г. N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при межевании.

Во исполнение указанного Положения о проведении территориального землеустройства 17 февраля 2003 года руководителем Федеральной службы земельного кадастра России Саем С.И. утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочению существующих объектов землеустройства.

Согласно пункту 7.1 Методических рекомендаций при образовании новых упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков).

Проект территориального землеустройства (далее - ПТЗ) составляется в соответствии с заданием на выполнение работ. Составление проекта территориального землеустройства включает: подготовительные работы; составление проекта; согласование проекта; утверждение проекта; формирование землеустроительного дела; сдачу землеустроительного дела заказчику.

Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке путем писем или подписей на титульном листе и проектном плане заверенных соответствующими печатями.

В соответствии с пунктом 7.11 Методических рекомендаций проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство). Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

Как указано в пункте 7.5 Методических рекомендаций в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится
их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее:

1) каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

2) размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

Из имеющихся в материалах ПТЗ кадастровых планов четырех земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности следует, что разрешенное использование участков - для ведения садоводства.

Согласно статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ под садовым земельным участком подразумевается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

В силу статьи 6 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно статье 28 Закона зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ вправе граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

По смыслу вышеприведенных норм Закона членом садоводческого товарищества может быть только гражданин, возделывающий земельный участок для выращивания культур и использующий его для отдыха.

ООО “Тайгер Лайн“ является
юридическим лицом, не созданным из членов садоводческого товарищества для осуществления коммерческой деятельности, что допускается вышеназванным Законом.

Согласно пункту 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Согласно статье 14 Закона Калининградской области “Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области“ N 105 от 21.12.06 предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков на территории Калининградской области, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель, принимаются равными:

- для садоводства: максимальный размер земельного участка - 1200 кв. м, минимальный размер земельного участка - 300 кв. м;

- для огородничества: максимальный размер земельного участка - 1500 кв. м, минимальный размер земельного участка - 300 кв. м;

- для животноводства: максимальный размер земельного участка - 1.5 га минимальный размер земельного участка - 0,3 га;

- для дачного строительства: максимальный размер земельного участка - 2500 кв. м, минимальный размер земельного участка - 600 кв. м.

Образуемый Обществом из состава принадлежащих ему на праве собственности земельных участков новый земельный участок имеет площадь 3252 кв. м, что не соответствует установленным нормам земельного участка предназначенного для ведения садоводства.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если установит, что такие действия (бездействие), решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции обоснованно установил, что для удовлетворения требований заявителя необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие обжалуемого отказа требованиям действующего законодательства и нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод об отсутствии нарушений закона со стороны ответчика, равно как и отсутствие ущемления прав Общества обжалуемым отказом в согласовании ПТЗ. Более того, Общество не представило суду доказательств того, каким образом отказ в согласовании ПТЗ нарушает его права в сфере экономической деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.07.2008 по делу N А21-2658/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

САВИЦКАЯ И.Г.