Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А56-39402/2006 Применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается с ввозом товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, и импортер не имеет права на тарифные преференции в соответствии с лицензиями, которые выданы с превышением объемов тарифных квот.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. по делу N А56-39402/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фокиной Е.А.

судей Лопато И.Б., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8595/2008) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2006 по делу N А56-39402/2006 (судья Алешкевич О.А.), принятое

по заявлению ООО “Агерратум“

к Балтийской таможне

о признании требований недействительными

при участии:

от заявителя: Краснов А.Н., доверенность от 01.10.2007 N 01/10/07.

от ответчика: Рождественская К.В., доверенность N 04-19/1056 от 29.12.2007, Елистратова М.Ю., доверенность
N 15-05/2910 от 18.02.2008

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Агерратум“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Балтийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 14.08.06 N 171, от 18.08.06 N 202, 205, 207, 260 об уплате таможенных платежей.

Решением суда от 22.11.06 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2008 решение суда первой инстанции от 22.11.2006 отменено, обществу отказано в удовлетворении заявления.

В ходе рассмотрения дела определением от 17.04.07 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-72991/06-122-452; производство по делу возобновлено 13.12.2007.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2008 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда отменено ввиду существенного нарушения судебной процедуры с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, обращая внимание, что Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) от 31.07.06 N 211 “О признании лицензий недействительными“ (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211) принят в рамках предоставленных министерству полномочий, в соответствии с определенной нормативными правовыми актами компетенцией. Поскольку заявитель ввез товар в Российскую Федерацию на основании лицензий, признанных недействительными, и не в полном объеме уплатил таможенные платежи, основанные на указанном Приказе, оспариваемые требования таможни являются правомерными.

Общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представило отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву.

В судебном заседании представитель общества поддержал изложенную в отзыве
и дополнениях позицию заявителя, не соглашаясь с расчетом таможенных платежей, указанных в требовании N 260. По мнению общества, таможенный орган не учел факт признания недействительной лицензии N 748505514931 от 18.10.2005 только в части превышения установленного объема ввоза на 3 540 769 кг. В части ввоза 198 988 кг лицензия является действительной.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, в 2005 году ООО “Агерратум“ на основании внешнеэкономического контракта осуществило ввоз на территорию Российской Федерации через Балтийскую таможню говядины мороженой в таможенном режиме для внутреннего потребления, представив следующие грузовые таможенные декларации (ГТД):

- 10216080/151005/0094594 - на ввоз 732 341 кг мяса;

- 10216080/151005/0094596 - на ввоз 56 817 кг мяса;

- 10216080/151005/0094598 - на ввоз 161 214 кг мяса;

- 10216080/031105/0103106 - на ввоз 20 314 кг мяса с применением льготы в соответствии с разовыми лицензиями N 847505514179 и N 847505514178, выданными Министерством экономического развития Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 878 “О регулировании импорта говядины в 2005 году“ (далее - Постановление N 878).

На основании лицензии N 747505514177 через Балтийскую таможню по ГТД N 10216080/151005/0094599 ввезено 1 017 669 кг говядины мороженой, по ГТД N 10216080/031105/0103106 - 739 кг.

На основании лицензии N ЛР 7470505518317 через Балтийскую таможню по ГТД N 10216080/241205/П126348 ввезено 16417 кг говядины.

С применением льготы по лицензии N 748505514932, выданной Минэкономразвития России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 879 “О регулировании импорта свинины в 2005 году“ (далее - Постановление N 879) через Балтийскую таможню по ГТД N 10216080/241005/П098172 ввезено 47
357 кг свинины мороженой, по ГТД N 10216080/241005/П098152 - 75 261 кг.

На основании лицензии N 748505514931 через Балтийскую таможню по ГТД N 10216080/241005/П098172 ввезено 150 560 кг свинины мороженой, по ГТД N 10216080/241005/П098152 - 1 262 414 кг.

Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 “О признании лицензий недействительными“ лицензии N 847505514179, 847505514178, 748505514932, 747505518317 признаны недействительными в полном объеме со дня их выдачи, а лицензии N 747505514177 - в части превышения квоты на 1 004 536 кг, N 748505514931 - в части превышения квоты на 3 540 769 кг. Названным Приказом Департаменту государственного регулирования внешнеторговой деятельности вменялось в обязанность проинформировать об этом Федеральную таможенную службу Российской Федерации для принятия мер по взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей.

Во исполнение Приказа N 211 таможня провела в соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) проверку представленных ранее заявителем документов и сведений после выпуска товаров.

По результатам проверки таможенный орган оформил акты проверки документов от 14.08.06 N 563, 564, от 17.08.06 N 592, 593, 599, от 18.08.06 N 662, на основании которых выставил обществу требования:

- от 14.08.06 N 171 об уплате 5 561 445,86 руб. таможенных платежей и 681 626,05 руб. пеней;

- от 18.08.06 N 202 об уплате 5 694 721,25 руб. таможенных платежей и 707 629,51 руб. пеней;

- от 18.08.06 N 205 об уплате 110 125,11 руб. таможенных платежей и 10 344,42 руб. пеней;

- от 18.08.06 N 207 об уплате 2 817 414,74 руб. таможенных платежей и 339 363,54 руб. пеней;

- от 18.08.06 N 260 об уплате 36 284 107,25
руб. таможенных платежей и 3 319 995,81 руб. пеней.

Не согласившись с законностью названных требований, ООО “Агерратум“ обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент таможенного оформления товаров лицензия на их ввоз являлась действующей, каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации общество не допустило и правомерно исчислило таможенные платежи в соответствии с присвоенными товарам кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон о таможенном тарифе) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации.

В пункте 4 названной нормы определено, что тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли.

При этом согласно пункту 2 статьи 36 Закона о таможенном тарифе для целей указанной статьи под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.

Одновременно под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, которые, в том числе, классифицируются в 1 - 24 группах ТН ВЭД.

В соответствии с пунктом 7 статьи
36 Закона о таможенном тарифе ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Выдача указанных лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности. Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государства и поименованного в пункте 3 настоящей статьи, в предыдущем календарном году.

При принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство Российской Федерации определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты. Порядок и сроки выдачи указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи лицензий и проведения конкурсов (аукционов) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 36 Закона о таможенном тарифе).

Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.01 N 830 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности“ говядина мороженая (код по ТН ВЭД 0202) и свинина мороженая (код по ТН ВЭД 0203) классифицируются во 2-й группе ТН ВЭД, а следовательно, на их ввоз распространяется действие статьи 36 Закона о таможенном тарифе.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 879 “О регулировании импорта свинины в 2005 году“ и N 878 “О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году“ утверждены ставки ввозных таможенных пошлин со сроком действия с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., а также определены порядок и срок выдачи лицензий в 2005 году.

Расчет
объема ввоза мяса для участников внешнеэкономической деятельности в 2005 году с разбивкой по государствам-поставщикам (союзу государств) осуществлялся Минэкономразвития России в установленном порядке в соответствии с Методикой расчета 100% объема мяса домашней птицы и 85% объемов свежей, охлажденной и мороженой говядины и свинины, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 29.01.05 N 15 “О мерах по выполнению Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 877 “О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2005 году“, от 30 декабря 2004 г. N 878 “О регулировании импорта мороженой говядины в 2005 году“, от 30 декабря 2004 г. N 879 “О регулировании импорта свинины в 2005 году“, от 30 декабря 2004 г. N 880 “Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы в 2005 году“.

Тарифная квота, предоставленная заявителю, определена в соответствии с действовавшим порядком распределения, установленным Правительством РФ. Количество товара (код по ТН ВЭД 0202, 0203), которое лицо вправе импортировать по пониженной ставке таможенной пошлины, обусловлено только размером выделенной в установленном порядке доли тарифной квоты, и при наличии лицензии, выданной компетентным органом. Иного порядка изменения доли тарифной квоты законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В ходе проверки, проведенной Минэкономразвития РФ, установлено, что отдельным импортерам, в том числе и заявителю, лицензии были выданы с превышением предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации объемов тарифных квот, в связи с чем указанные лицензии признаны Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 недействительными (полностью или в соответствующих частях) с момента их выдачи.

Исходя из положений таможенного законодательства, пониженные ставки таможенных пошлин применяются только к товарам, ввозимым в рамках тарифной квоты.
Наличие у лица лицензий Минэкономразвития России на ввоз свинины и говядины само по себе не может рассматриваться как основание для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если соответствующие партии были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации вне рамок имеющейся у такого лица доли тарифной квоты.

Поскольку применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается законодателем с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, которая была превышена заявителем, то общество не имело права на тарифные преференции в соответствии с лицензиями, выданными сверх выбранного объема свинины.

Нельзя признать состоятельным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для приостановления или аннулирования выданных лицензий, предусмотренных пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299, и пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.05 N 364. Из указанных норм следует, что ими установлены основания для приостановления и аннулирования лицензий, выданных с соблюдением закона, в связи с обстоятельствами, возникшими после выдачи лицензий.

Между тем по делу N А40-72993/06-145-440 вступившим в законную силу решением суда установлено, что часть лицензий заявителю выдана с превышением тарифной квоты, что свидетельствует об отсутствии у них юридической силы с момента их выдачи, в связи с чем заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным Приказа Министерства экономического развития и торговли России от 31.07.06 N 211 в части, касающейся лицензий, выданных ООО “Агерратум“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее
15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

В силу пункта 1 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Пунктом 3 приведенной нормы права предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В настоящем споре, установив факт неуплаты заявителем таможенных платежей в определенном законодательством Российской Федерации порядке, таможня обоснованно направила в адрес общества оспариваемые требования. Начисление таможенных платежей осуществлено таможней исходя сведений, содержащихся в представленных заявителем грузовых таможенных декларациях и факта признания недействительными спорных лицензий со дня их выдачи.

Таким образом, при ввозе свинины мороженой и говядины мороженой сверх выделенной доли квоты общество неправомерно применяло пониженные ставки таможенных пошлин, а потому таможня обоснованно доначислила таможенные пошлины, подлежащие уплате в общем порядке без применения соответствующих тарифных преференций, которыми воспользовалось Общество при ввозе мясопродукции по лицензиям, признанным недействительными со дня их выдачи Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211.

Оценивая довод общества о неправильном расчете Балтийской таможней
сумм таможенных платежей и соответствующих пеней, указанных в требовании N 260, апелляционная инстанция считает позицию заявителя обоснованной исходя из следующего.

В соответствии с требованием N 260 от 18.08.06 таможенный орган пришел к выводу о наличии у ООО “Агерратум“ задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, возникшей в связи с признанием частично недействительной лицензии N 748505514931 от 18.10.2005 в части превышения установленного объема ввоза мяса согласно ГТД N 10216080/241005/П098172, 10216080/241005/П098142.

Названной лицензией разрешался импорт свинины мороженой в количестве 3 739 757 кг, Приказом Минэкономразвития N 211 от 31.07.2006 (пункт 66) лицензия признана недействительной в части превышения установленного объема ввоза на 3 540 769 кг, то есть в части ввоза 198 988 кг мяса общество имело право на использование тарифной квоты.

Данное обстоятельство не оспаривается Балтийской таможней.

По лицензии N 748505514931 обществом ввезен товар через Новороссийскую, Калининградскую и Балтийскую таможни.

Материалами дела подтверждается и Балтийской таможней не оспаривается, что в связи с признанием недействительной лицензии N 748505514931 Новороссийской и Калининградской таможнями обществу доначислены таможенные платежи и выставлены соответствующие требования об их уплате. При этом при расчете таможенных платежей названными таможенными органами не учитывалось наличие тарифной квоты на ввоз 198 988 кг свинины.

По мнению Балтийской таможни, первым таможенным органом, который списывал квоту по указанной лицензии, являлась Новороссийская таможня, через которую ввозился товар по ГТД N 10317060/201005/П010358 в количестве 1 397 528 кг. Следовательно, в Новороссийской таможне и подлежала учету квота в количестве 198 988 кг, а товар в количестве 1 198 540 кг ввезен через Новороссийскую таможню с превышением квоты. Последующий импорт обществом по лицензии N 74505514931 свинины через Балтийскую и Калининградскую таможни осуществлен уже изначально с превышением квоты.

Именно Новороссийская таможня допустила ошибку при расчете подлежащих уплате таможенных платежей, не приняв во внимание импорт 198 988 кг мяса при наличии квоты и выставив требование из расчета всего количества ввезенного товара - 1 397 528 кг.

Апелляционная инстанция не может согласиться с доводами Балтийской таможни, учитывая следующее.

ООО “Агерратум“ оспаривались в судебном порядке требование Калининградской таможни от 10.08.06 N 10205000/100806/0000086 об уплате таможенных платежей в сумме 30 143 191,23 руб. (дело Арбитражного суда Калининградской области N А21-5262/2006) и требование Новороссийской таможни от 10.08.06 N 549 об уплате таможенных платежей в сумме 31 869 085,40 руб. (дело Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21349/2006-57/400).

Вступившими в законную силу судебными актами по названным делам выставленные Новороссийской и Калининградской таможнями требования признаны законными и обоснованными.

Поскольку доначисление ООО “Агерратум“ таможенных платежей произведено Новороссийской, Калининградской и Балтийской таможнями, составляющими в соответствии с п. 1 ст. 401 ТК РФ единую федеральную централизованную систему, без учета предоставленной обществу тарифной квоты, при этом правомерность начисленных платежей Новороссийской и Калининградской таможнями подтверждена Федеральными арбитражными судами Северо-Западного и Северо-Кавказского округов, следует признать, что требование Балтийской таможни N 260 от 18.08.2006 об уплате таможенных платежей в части суммы, рассчитанной без учета тарифной квоты на импорт 198 988 кг по лицензии N 74505514931, не соответствует действительной обязанности общества по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет, возникшей в результате признания названной лицензии недействительной в части превышения квоты на 3 540 769 кг.

Согласно проведенной между сторонами сверке расчетов сумма излишне начисленных по требованию N 260 таможенных платежей составила 6 713 720,73 руб., пеней - 808 108,19 руб.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению с вынесением нового судебного акта.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2006 года по делу N А56-39402/2006 изменить.

Признать недействительным требование Балтийской таможни об уплате таможенных платежей от 18.08.2006 N 260 в части 6 713 720 руб. 23 коп. таможенных платежей и 808 108 руб. 19 коп. пеней.

В удовлетворении остальной части заявленных ООО “Агерратум“ требований отказать.

Взыскать с ООО “Агерратум“ в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в апелляционном суде в размере 1000 рублей.

Возвратить ООО “Агерратум“ излишне уплаченную госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 4000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ФОКИНА Е.А.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

ШУЛЬГА Л.А.