Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А56-5368/2008 Отказ уполномоченного органа в согласовании паспорта автобусного маршрута и расписания движения автобусов ввиду нецелесообразности данного согласования подлежит признанию недействительным, если установлено, что указанная причина не может служить основанием для подобного отказа, так как Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 не предусмотрена необходимость подтверждения целесообразности перевозок пассажиров по маршруту.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. по делу N А56-5368/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Згурской М.Л., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9553/2008) СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2008 по делу N А56-5368/2008 (судья Астрицкая С.Т.), принятое

по заявлению СПб ГУП “Пассажиравтотранс“

к Комитету по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области

3-е лицо Межрегиональный СОЮЗ автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада

о признании незаконным бездействия

при участии:

от истца (заявителя): Процкий
Д.А. - доверенность N 1-48 от 18.03.2008; Богданова Т.А. - доверенность N 247 от 25.07.2008;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

от 3-го лица: Аристов А.А. - доверенность N 8 от 01.08.2008;

установил:

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (далее - заявитель, СПб ГУП “Пассажиравтотранс“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области (далее - Комитет по дорожному хозяйству и транспорту, ответчик) от 04.02.2008 N 05-1529/08-0-1 в части отказа в согласовании документов на переоформление паспорта действующего регулярного маршрута N 810 Санкт-Петербург - Светогорск и расписания движения автобусов и об обязании Комитета по дорожному хозяйству и транспорту устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ и согласовать паспорт действующего регулярного маршрута N 810 Санкт-Петербург - Светогорск и расписание движения автобусов.

Решением суда от 08.08.2008 заявление СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ оставлено без удовлетворения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 14.08.2003 N 178, а не N 175.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 175 (далее - Приказ N 178) применяется как при открытии новых, так и при переоформлении действующих маршрутов. Указанная в
решении Комитета по дорожному хозяйству и транспорту причина отказа в переоформлении паспорта действующего маршрута N 810 - нецелесообразность открытия нового межсубъектного маршрута, не указана в Приказе N 178 как основание для отказа в согласовании паспорта действующего автобусного маршрута и расписания движения автобусов.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена состава суда, рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

В судебном заседании представитель СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель третьего лица - Межрегиональный СОЮЗ автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада также просит решение суда отменить и удовлетворить апелляционную жалобу заявителя.

Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ на основании лицензии, выданной Северо-Западным управлением государственного автодорожного надзора от 15.11.2006 регистрационный N АСС 78 974020, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации.

Заявителем в августе 2007 года в адрес Межрегионального СОЮЗА автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада были направлены документы на переоформление действующих регулярных автобусных маршрутов, в частности маршрута N 810 Санкт-Петербург - Светогорск. Утвержденные и согласованные Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга паспорта маршрутов, расписания движения автобусов и ходатайство Межрегионального СОЮЗА автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада были направлены на согласование в Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области.

26.11.2007 Комитетом по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области возвращены без согласования паспорта маршрутов,
в том числе и маршрута N 810.

25.12.2007 СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ обратилось в Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области с заявлением о согласовании переоформления паспортов и расписаний движения автобусов в частности маршрута N 810 (том 1 листы дела 17 - 18).

Решением, оформленным в виде письма от 04.02.2008 за N 05-1529/08-0-1 Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области возвратил без согласования паспорта автобусных маршрутов, в том числе по маршруту N 810. Основанием для возврата без согласования паспорта автобусного маршрута N 810 явилось нецелесообразность открытия нового межсубъектного маршрута ввиду отсутствия согласованных решений уполномоченных органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области (том 1 лист дела 95).

Считая решение Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области от 04.02.2008 в части отказа в согласовании документов на переоформление паспорта действующего регулярного маршрута N 810 и расписания движения автобусов незаконным, СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая заявителю в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что Приказом N 178 не предусмотрен порядок переоформления паспортов действующих регулярных автобусных маршрутов, при этом СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ не обосновало со ссылкой на нормативные документы свои требования к ответчику о согласовании документов на переоформление паспорта действующего автобусного маршрута.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ подлежит удовлетворению.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, которым утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспорта. Согласно подпункту
7 пункта 9 раздела III Положения Минтранс РФ вправе издавать в установленном порядке обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами нормативные правовые и нормативные технические акты, в том числе межведомственного характера, а также методические и инструктивные документы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, давать по ним разъяснения; согласовать в установленном порядке проекты нормативных правовых и нормативных технических актов, разрабатываемых иными федеральными органами исполнительной власти.

Министерство транспорта РФ Приказом N 178 от 14.08.2003 утвердило Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

Согласно статье 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Следовательно, по вопросам, касающимся перевозок между субъектами Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе принимать какие-либо акты, а обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно нормативными правовыми актами федеральных органов власти.

Согласно положениям Устава автомобильного транспорта РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12, который является основным документом, регламентирующим права и обязанности лиц в сфере автомобильного транспорта, полномочия по открытию автобусных маршрутов в межобластных перевозок отнесены к компетенции Минтранса РФ. Перевозки, которые ранее именовались межобластными, в настоящее время являются перевозками между субъектами Российской Федерации, поскольку каждая область является субъектом Российской Федерации.

Полномочия, права и обязанности Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Ленинградской области определены Положением, которое утверждено Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.10.2004 N 226. В соответствии с пунктом 1.3
Положения о Комитете по транспорту и дорожному хозяйству, в своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Уставом Ленинградской области, областными законами, правовыми актами Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области.

Таким образом, Приказ N 178 Министерства транспорта РФ и утвержденный им Порядок являются обязательным для исполнения Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Администрации Ленинградской области.

Из Приказа N 178 и утвержденного им Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, не следует, что данный Порядок применяется только при открытии новых маршрутов, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что Приказом N 178 предусмотрен только порядок открытия новых автобусных регулярных маршрутов суд апелляционной инстанции считает необоснованным. Суд апелляционной инстанции считает, что указанный Порядок регулирует как открытие нового маршрута, так и переоформление действующих маршрутов.

Из паспорта автобусного маршрута N 810, утвержденного Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга следует, что маршрут N 810 Санкт-Петербург - Светогорск является существующим регулярным автобусным маршрутом, открыт 27.04.1981 на основании Приказа Главленавтотранса от 21.04.81 N 114, восстановлен с 26.12.1997 на основании Приказа ГП “Пассажиравтотранс“ от 09.12.1997 N 241.

Согласно пункту 7 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы:

заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;

копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического
лица;

копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;

документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка (схема маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними; расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей).

Как видно из материалов дела, все указанные документы были представлены СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ для переоформления паспорта маршрута N 810.

Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия (п. 8 Порядка).

Из материалов дела следует, что паспорт маршрута N 810 утвержден Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга (том 1 лист дела 36).

После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (п. 9 Порядка).

Как установлено судом апелляционной инстанции паспорт маршрута N 810, утвержденный Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, расписание движения автобусов, а также ходатайство Межрегионального СОЮЗА автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада были направлены для согласования в Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области.

Таким образом, СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ выполнило все условия, предусмотренные Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

Согласно пункту 10
указанного Порядка отказ от согласования паспорта маршрута, расписания движения автобусов должен быть аргументирован конкретными причинами.

В данном случае перевозчику отказано в согласовании паспорта автобусного маршрута N 810 ввиду его нецелесообразности. Однако, апелляционная инстанция считает, что указанная Комитетом по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области причина не может служить основанием для отказа в согласовании паспорта автобусного маршрута и расписания движения автобусов, поскольку Приказом N 178 не предусмотрена необходимость подтверждения целесообразности перевозок пассажиров по маршруту. Других причин для отказа в согласовании переоформления документов ответчиком не указано.

Таким образом, в нарушение пункта 10 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Федерации, утвержденного Приказом N 178, решение Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области от 04.02.2008 в части отказа в согласовании паспорта маршрута N 810 и расписания движения автобусов не основано на нормах законодательства Российской Федерации.

В силу изложенных выше обстоятельств, апелляционная инстанция считает, что поскольку решение Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области, оформленное письмом от 04.02.2008 принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, то данное решение является незаконным, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.

Представленное в материалы дела письмо Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре от 15.08.2008 за N КТ-10-94/08-0-1 не свидетельствует о согласовании Комитетом документов на переоформление действующего маршрута, поскольку расписание движения автобусов по маршруту N 810 Комитетом не согласовано. Без согласованного надлежащим образом расписания движения автобусов, СПб ГУП “Пассажиравтотранс“ не может осуществлять деятельность по организации перевозки пассажиров.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2008 по делу N А56-5368/2008 отменить.

Признать незаконным решение Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области от 04.02.2008 N 05-1529/08-0-1 в части отказа в согласовании документов на переоформление паспорта действующего регулярного маршрута N 810 Санкт-Петербург - Светогорск и расписания движения автобусов.

Обязать Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области в десятидневный срок с момента представления Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием пассажирского автомобильного транспорта паспорта автобусного маршрута N 810 Санкт-Петербург - Светогорск и расписания движения автобусов по маршруту N 810 согласовать паспорт действующего регулярного маршрута N 810 Санкт-Петербург - Светогорск и расписание движений автобусов.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 N А56-5368/2008 в резолютивной части данного постановления исправлена опечатка - абзац 4 читать в следующей редакции: “Взыскать с Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Ленинградской области в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта расходы по госпошлине в размере 3000 руб. за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанции“.

Взыскать с Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Администрации Санкт-Петербурга в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта расходы по госпошлине в размере 3000 руб. за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ПРОТАС Н.И.