Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А56-962/2007 Иск об обязании исполнить распоряжение о передаче объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, в собственность города Санкт-Петербурга и осуществить приемку жилых домов, не пригодных для проживания, не подлежит удовлетворению, если истцом как передающей стороной не соблюден предусмотренный п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядок передачи имущества в случае уклонения принимающей стороны от осуществления приемки.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 г. по делу N А56-962/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Старовойтовой О.Р.

судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куклиной Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7960/2008) 2001 отделения морской инженерной службы Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2008 г. по делу N А56-962/2007 (судья Астрицкая С.Т.), принятое

по иску 2001 отделения морской инженерной службы Министерства обороны Российской Федерации

к 1) Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, 2) ГУ “ЖА Петродворцового
административного района“

3-и лица: 1) КУГИ Санкт-Петербурга, 2) Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга

об обязании исполнить обязательства

при участии:

от истца: Обливанов М.В. доверенность от 01.09.2008 г.

от ответчиков: 1) Юрченко С.Н. доверенность от 09.01.2008 г. N 6-03/08; 2) Дмитриева А.Е. доверенность от 09.01.2008 г. N 04/04 / после перерыва Паутова В.В. доверенность от 25.12.2007 г. N 04/5102

от 3-х лиц: 1) Кузнецова А.В. доверенность от 29.12.2007 г. N 32141-42; 2) Ксензов А.Н. доверенность от 21.01.2008 г. N 2-113/08

установил:

2001 отделение морской инженерной службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - 2001 ОМИС МО РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) и Государственному учреждению “Жилищное агентство Петродворцового административного района“ (далее - ГУ “ЖА Петродворцового административного района“) об обязании исполнить распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) от 23.03.2006 г. N 521-р и осуществлении приемки объектов социальной инфраструктуры, расположенных в Санкт-Петербурге, г. Ломоносов в полном объеме по их фактическому состоянию.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязать Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга и ГУ “ЖА Петродворцового административного района“ исполнить распоряжение ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р и осуществить приемку 20 жилых домов не пригодных для постоянного проживания, расположенных в Санкт-Петербурге, в г. Ломоносове:

1. Военный городок N 15, д. 34

2. Военный городок N 15, д. 37

3. Военный городок N 15, д. 44

4. Военный городок N 15, д. 45

5. Военный городок N 15, д. 46

6. Военный городок N 15, д. 47

7. Госпитальная
улица, д. 1а

8. Госпитальная улица, д. 2

9. Госпитальная улица, д. 5

10. Госпитальная улица, д. 8

11. Госпитальная улица, д. 10

12. Госпитальная улица, д. 11

13. Дворцовый пр., д. 2

14. Инженерная улица, д. 3

15. Лесная улица, д. 38

16. Михайловская улица, д. 47

17. Новгородская улица, д. 9

18. Кипренского улица, д. 61

19. Александровская улица, д. 24

20. Центральная улица, д. 12.

Определением суда от 20.03.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ Санкт-Петербурга) и Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга.

Определением суда от 22.05.2007 г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А 56-10484/2007.

Определением суда от 29.11.2007 г. производство по делу возобновлено.

Решением суда от 19.06.2008 г. в иске отказано.

На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой истец просит отменить решение от 19.06.2008 г.; принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя апелляционной жалобы, ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что не был соблюден установленный Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий“ порядок передачи спорных объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью в собственность субъекта Российской Федерации и то, что органом законодательной власти Санкт-Петербурга не утверждался перечень объектов, подлежащих передаче по распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) от 23.03.2006 г. N 521-р, поскольку имеется Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 20.04.2005 г. N 176 “О перечне объектов социальной инфраструктуры федеральной собственности, передаваемых в государственную собственность Санкт-Петербурга“, в который вошли спорные объекты жилищно-коммунального
хозяйства, признанные не пригодными для постоянного проживания. Таким образом, воля собственника в лице города Санкт-Петербурга выразилась в согласии принять объекты жилищно-коммунального хозяйства признанные не пригодными для постоянного проживания.

Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, значения не имеет то, что в настоящее время общее состояние объектов является ветхим, аварийным, пожароопасным, подавляющая часть спорных объектов физически и фактически отсутствует, поскольку, приняв объекты в собственность, Санкт-Петербург, как собственник, вправе принять решение об их уничтожении в случае невозможности восстановления либо их реконструкции.

В судебном заседании представитель истца поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы.

По мнению присутствовавших в судебном заседании представителей ответчиков, третьих лиц апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании 13.10.2008 г. был объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 20.10.2008 г.

20.10.2008 г. в 10 часов 20 минут судебное заседание продолжено после перерыва в том же составе.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Распоряжением ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р “О передаче объектов 2001 отделения морской инженерной службы в государственную собственность Санкт-Петербурга“, принятым в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 20.04.2005 г. N 176, с учетом согласия Минобороны России, Правительства Санкт-Петербурга, 2001 ОМИС МО РФ, из оперативного управления 2001 ОМИС МО РФ изъяты относящиеся к федеральной собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства согласно прилагаемому перечню, утвержден перечень передаваемых в государственную собственность Санкт-Петербурга объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в г. Ломоносове (Санкт-Петербург) (пункт 2); Правительству Санкт-Петербурга совместно с 2001 ОМИС МО РФ в срок до 30.05.2006 г. предписано оформить передачу в государственную собственность Санкт-Петербурга имущество, указанное в прилагаемом перечне,
в соответствии с передаточным актом и внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества. Копию передаточного акта представить в ФАУФИ (пункт 4).

Пунктом 5 указанного распоряжения установлено, что распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в прилагаемом перечне. Право собственности г. Санкт-Петербурга возникает с момента утверждения передаточного акта.

Во исполнение распоряжения ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р КУГИ Санкт-Петербурга принял распоряжение от 27.06.2006 г. N 193-р, согласно которому в государственную собственность Санкт-Петербурга приняты объекты жилищно-коммунального хозяйства, находившиеся у 2001 ОМИС МО РФ на праве оперативного управления, согласно приложению, которое соответствует перечню объектов, утвержденному распоряжением ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р.

Пунктом 2 распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от 27.06.2006 г. N 193-р предписано Санкт-Петербургскому учреждению “Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга“ принять в установленном порядке от 2001 отделения морской инженерной службы объекты жилищно-коммунального хозяйства, указанные в пункте 1 распоряжения, для организации технического обслуживания и ремонта, представить акты приема-передачи объектов для утверждения в КУГИ Санкт-Петербурга.

Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга - обеспечить государственную регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на квартиры в жилых домах, указанных в приложении к распоряжению, находящиеся в государственной собственности (пункт 3 распоряжения).

Распоряжением от 29.03.2007 г. N 196-р КУГИ Санкт-Петербурга исключил из приложения к распоряжению КУГИ Санкт-Петербурга от 27.06.2006 г. N 193-р ряд жилых домов в связи с их аварийностью и ветхостью. Именно в отношении этих жилых домов заявлен настоящий иск.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 г. по делу N А56-10484/2007, оставленным в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 г. и Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от
06.06.2008 г., распоряжение КУГИ Санкт-Петербурга от 29.03.2007 г. N 106-р признано недействительным, подтверждена обязанность КУГИ Санкт-Петербурга принять в государственную собственность Санкт-Петербурга спорные объекты, поскольку перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в собственность Санкт-Петербурга, уже был согласован принимающей стороной - распоряжениями КУГИ Санкт-Петербурга от 28.05.2004 г. N 368-р и от 27.06.2006 г. N 193-р, а обстоятельства ветхости, большого износа объектов не влияют на установленный порядок передачи спорных объектов.

Распоряжение ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р и распоряжение КУГИ Санкт-Петербурга от 27.06.2006 г. N 193-р приняты в соответствии с порядком передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации, установленным пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ) “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправлений в Российской Федерации“.

В соответствии с установленным порядком предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.

Таким решением является распоряжение ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлен следующий порядок
передачи имущества.

Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.

Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

В силу вышеперечисленных норм закона оформление передаточного акта является обязанностью передающей стороны. При этом законом предусмотрен порядок подписания передаточного акта, в том числе в случае уклонения от его подписания принимающей стороной. В
данном случае передаточный акт утверждается уполномоченным органом государственной власти передающей стороны в одностороннем порядке.

Представители сторон в судебном заседании подтвердили, что передаточные акты в отношении спорных объектов направлялись истцом в адрес ответчиков (л.д. 12 - 13), но не были подписаны принимающей стороной ввиду непредставления вместе с актами технической документации на объекты.

Апелляционный суд находит, что истцом как передающей стороной не соблюден предусмотренный Федеральным законом порядок передачи имущества в случае уклонения принимающей стороны от осуществления приемки (подписания передаточного акта), передаточный акт не представлен на утверждение в ФАУФИ.

Таким образом, права истца как передающей стороны в данном случае не нарушены. В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного окончательный вывод суда об отказе в иске является правильным.

При этом необходимость предоставления документов о технических характеристиках (технические паспорта) передаваемых объектов предусмотрена только Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 374, принятым во исполнение пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, и только для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Но такое решение уже принято - распоряжение ФАУФИ от 23.03.2006 г. N 521-р.

Временное положение о порядке приемки-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства на баланс государственных эксплуатационных организаций, утвержденное распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.1997 г. N 21-р, принятым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от
14.07.2006 г. N 437) и распоряжение КУГИ Санкт-Петербурга от 30.09.1999 г. N 1503-р “Об утверждении порядка передачи объектов инженерной инфраструктуры специализированным эксплуатирующим организациям“, на которые ссылаются ответчики, к спорным правоотношениям, урегулированным Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, не подлежат применению в части установления обязанности передающей стороны по предоставлению соответствующей технической документации, поскольку такая обязанность передающей стороны Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не установлена.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 июня 2008 года по делу N А56-962/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СТАРОВОЙТОВА О.Р.

Судьи

ГОРБИК В.М.

ПОЛУБЕХИНА Н.С.