Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А42-2760/2008 Предоставленная законом субъекта Федерации налоговая льгота по уплате транспортного налога общеобразовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм не является основанием для непредставления налоговой декларации в срок, установленный статьей 363.1 Налогового кодекса РФ, при наличии зарегистрированных на налогоплательщика транспортных средств, признаваемых статьей 358 НК РФ объектом налогообложения.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 г. по делу N А42-2760/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М.Л.Згурской

судей Н.И.Протас, Н.О.Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8321/2008) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2008 по делу N А42-2760/2008 (судья С.Б.Варфоломеев), принятое

по иску (заявлению) Межрайонной ИФНС ФНС России N 1 по Мурманской области

к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования “Профессиональное училище N 24“

о взыскании 350 руб.

при участии:

от истца (заявителя): не явился
(извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования “Профессиональное училище N 24“ (далее - Учреждение) налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 350 руб.

Решением от 09.07.2008 суд отказал Инспекции в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, отсутствие в декларации и в расчете суммы налога, подлежащей уплате, не свидетельствует об отсутствии объектов налогообложения и не освобождает налогоплательщика от обязанности своевременно представлять налоговые декларации и расчеты.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу за I, II, III кварталы 2006 года, I, II кварталы 2007 года и налоговых деклараций за 2005 и 2006 год по транспортному налогу по сроку представления соответственно 02.05.2006, 31.07.2006, 31.10.2006, 02.05.2007, 31.07.2007, 16.01.2006
и 01.02.2007, представленных Учреждением в налоговый орган 27.08.2007.

В ходе проверки Инспекцией установлен факт несвоевременного представления Учреждением расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу и налоговых деклараций по транспортному налогу за указанные периоды.

По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 12.10.2007 N 1124/852 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ за непредставление в установленные сроки налоговой декларации по транспортному налогу за 2006 год в виде штрафа в сумме 100 руб., статьей 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу в виде штрафа в сумме 250 руб. Учреждению предложено уплатить налоговые санкции и внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании указанного решения в адрес Учреждения направлено требование N 652-657 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2007 в срок до 03.12.2007.

Поскольку в установленный требованием срок налоговые санкции Учреждением не уплачены, Инспекция обратилась с заявлением в суд.

Отказывая Инспекции в удовлетворении заявления, суд сделал вывод об отсутствии события вмененных Учреждению правонарушений. При этом суд исходил из факта отсутствия у ответчика транспортных средств и, соответственно, обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии
с абзацем 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Мурманской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО “О транспортном налоге“ (далее - Закон N 368-01-ЗМО).

В соответствии со статьей 357 НК РФ и статьей 1 Закона N 368-01-ЗМО плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 НК РФ.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции, установив, что заявленная в декларации сумма транспортного налога, подлежащего уплате, отсутствует, сделал вывод о том, что у ответчика отсутствуют транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Вместе с тем, Инспекцией по запросу апелляционного суда в материалы дела представлены расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу и налоговые декларации за проверяемые периоды, согласно которым за Учреждением зарегистрированы транспортные средства: ГАЗ-31105 (регистрационный
номер 292ЕН51), ГАЗ-ГЗСА-89 3307 (регистрационный номер К640ВМ51), УАЗ-АПВ-У 05-02 (регистрационный номер К479ВС51), ГАЗ-САЗ 3507 (регистрационный номер 08-19МУ).

В данном случае отсутствие в декларации суммы транспортного налога, подлежащего уплате, не свидетельствует об отсутствии у Учреждения транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

Статьей 6 Закона N 368-01-ЗМО установлено, что общеобразовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты транспортного налога. На основании данной нормы Закона Учреждению предоставлена налоговая льгота по уплате транспортного налога.

Отсутствие в налоговой декларации суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, свидетельствует о том, что Учреждение воспользовалось предоставленной ему статьей 6 Закона N 368-01-ЗМО льготой.

При таких обстоятельствах, на основании статьи 357 НК РФ Учреждение является плательщиком транспортного налога, поскольку на него в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые статьей 358 НК РФ объектом налогообложения.

С 01.01.2006 сроки представления в налоговый орган налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу установлены статьей 363.1 НК РФ. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации установлена статьей 119 НК РФ, за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - статьей 126 НК РФ.

Учитывая, что Учреждение является плательщиком транспортного налога и обязано своевременно представлять в налоговый орган декларации и авансовые расчеты по названному налогу, а факт нарушения сроков представления
отчетности подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно привлекла Учреждение к ответственности, предусмотренной статьями 119 и 126 НК РФ.

При таких обстоятельствах, у суда не было законных оснований для отказа Инспекции в удовлетворении заявления, и обжалуемое решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 пп. 4 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2008 по делу N А42-2760/2008 отменить.

Взыскать с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования “Профессиональное училище N 24“, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1035100015158, расположенного по адресу: 184041, Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Спекова, д. 7, в доход бюджета налоговые санкции, предусмотренные статьями 119 и 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 350 руб., а также госпошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 500 руб., за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗГУРСКАЯ М.Л.

Судьи

ПРОТАС Н.И.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.