Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А26-3637/2008 Ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования находится в рамках договорных правоотношений, где право управомоченного лица защищается от нарушений со стороны определенных лиц. Поскольку Фонд обязательного медицинского страхования не является участником такого договора, требование о взыскании с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, не подлежит удовлетворению.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 г. по делу N А26-3637/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Будылевой М.В.

судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9371/2008) Государственного учреждения “Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования“

на решение Арбитражного суда Республики Карелия

от 05.08.2008 по делу N А26-3637/2008 (судья Шалапаева И.В.), принятое

по иску (заявлению) Государственного учреждения “Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования“

к Муниципальному учреждению здравоохранения “Городская поликлиника N 4“

о взыскании 1 479 773 руб.

при участии:

от заявителя: не
явились, извещены

от ответчика: не явились, извещены

установил:

государственное учреждение “Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - Истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения “Городская поликлиника N 4“ (далее - Ответчик, поликлиника) о взыскании 1 479 773 руб., средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Решением суда первой инстанции от 05 августа 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Фонд просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, выразившееся в неприменении статей 8, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и применении статей 4, 20, 23 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон N 1499-1).

В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение просит решение суда оставить без изменения.

Фонд и Учреждение о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Карельским территориальным фондом обязательного медицинского страхования на основании поручения исполнительной дирекции проведена документальная проверка целевого и рационального использования средств ОМС поликлиникой за период с 1 января 2006 по 31 декабря 2007 года.

По результатам проверки составлен акт от 03.04.2008, которым установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 572 934 руб. и вынесено предписание N 13 от 14.04.2008 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.

Часть средств восстановлена, невозмещенный остаток составил
1 479 773 руб., что и послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Поскольку средства обязательного медицинского страхования в размере 1 479 773 руб. не возвращены учреждением, Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы нецелевого использования в качестве возмещения убытков.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что исковые требования в порядке ст. 1064 ГК РФ удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации“ в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с пунктом 4 Указа N 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного
финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Ни Указом N 1095, ни Законом N 1499-1 не предоставлено право территориальным фондам ОМС предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Статьей 4 Закона N 1499-1 предусмотрено, что отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.

Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта ОМС, Закон N 1499-1 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств. Фонд участником такого договора не является.

Ссылка подателя жалобы на статью 1064 ГК РФ не может быть принята судом.

Обязательства вследствие причинения вреда, предусмотренные в статье 1064 ГК РФ, являются внедоговорными, то есть обязанность возместить вред не связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Судом установлено, что в рассматриваемом периоде между страховой медицинской организацией, ООО “Страховая компания “Ингосстрах-М“, и медицинским учреждением, поликлиникой, действовал договор от 28.12.2004 на предоставление медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан.

Договор с аналогичным предметом, но в отношении граждан, которым выдан
страховой полис, был заключен поликлиникой со страховой медицинской организацией ООО “СМК “РЕСО-МЕД“ 24.06.2005. Названный договор также действовал в период 2006 - 2007 г.

Названными договорами установлена обязанность страховщика оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением и установлен порядок оплаты выставляемых больницей счетов. В соответствии с условиями договоров (пункты 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5, 3.3 договора от 28.12.04 и пункты 4.1, 4.2, 4.3 договора от 24.06.05) при исполнении договора страховщик вправе оплачивать медицинскую помощь, оказанную учреждением, в пределах согласованных и утвержденных годовых объемов в соответствии с Правилами ОМС РФ, другими нормативными правовыми актами, регулирующими ОМС, Тарифным соглашением; осуществлять контроль качества и объемов медицинской и лекарственной помощи; при превышении размера аванса над суммой, представленной учреждением в счетах-фактурах для окончательного расчета, размер последующего аванса уменьшить на сумму превышения предыдущего аванса.

Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены статьей 27 названного Закона, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.

Таким образом, ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС находится в рамках относительных правоотношений, где право управомоченного лица защищается от нарушений со стороны строго определенных лиц. Такие правоотношения возникают в силу договорных обязательств.

Поскольку ФОМС участником такого договора не является, суд правомерно пришел к выводу о том, что он является ненадлежащим истцом, и на этом основании отказал в удовлетворении иска.

В силу изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого в соответствии с требованиями закона и
фактическими обстоятельствами дела.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 августа 2008 года по делу N А26-3637/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БУДЫЛЕВА М.В.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.