Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу N А26-1681/2008 Из совокупности норм статьи 34 Земельного кодекса РФ и статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ не следует, что субъект малого или среднего предпринимательства вправе претендовать в качестве государственной имущественной поддержки на предоставление в аренду любого выбранного им земельного участка.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. по делу N А26-1681/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Петренко Т.И.

судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: Марковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9693/2008) ООО фирма “КАФА“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2008 по делу N А26-1681/2008 (судья Подкопаев А.В.), принятое

по заявлению ООО фирма “КАФА“

к Министерству природных ресурсов Республики Карелия

об оспаривании действий и бездействий

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

установил:

общество с ограниченной ответственностью “КАФА“ (далее - заявитель, Общество)
обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство), в котором оспаривает бездействие Министерства и отказ в предоставлении обществу имущественной поддержки. Просит удовлетворить данные требования и устранить допущенные нарушения прав и интересов общества: принять меры к созданию программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставить обществу имущественную поддержку в виде долгосрочной аренды государственного имущества: земельного участка площадью 15 кв. м, расположенного по адресу: город Петрозаводск, пр. Ленина д. 26.

Решением от 13.08.2008 суд отказал в удовлетворении требований Общества.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО фирма “КАФА“ подало апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт в целях восстановления прав субъекта малого предпринимательства Общества.

ООО фирма “КАФА“ и Министерство природных ресурсов Республики Карелия надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако представители в судебное заседание не явились. От сторон поступили ходатайства, в которых они просят рассмотреть апелляционную жалобу без их участия.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 09 января 2008 года Общество направило в адрес Министерства заявление о предоставлении имущественной поддержки в виде предоставления во владение и пользование земельного участка площадью 15 кв. м на условиях долгосрочной аренды, расположенного по адресу: город
Петрозаводск, пр. Ленина, д. 26, для ведения предпринимательской деятельности.

25 января 2008 года Министерство направило в адрес Общества письмо, в котором указало, что заявление оставлено без рассмотрения, так как к заявлению не приложен план расположения земельного участка. Кроме того указало на то, что на обращение Министерства в орган местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка получен отрицательный ответ.

Суд первой инстанции правильно посчитал данный отказ соответствующим действующему законодательству.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Согласно данной статье на соответствующие компетентные органы возложена обязанность разработать процедуру предоставления земельных участков, рассматривать поступающие от заинтересованных лиц заявки на предоставление земельных участков. Однако статьей 34 Земельного кодекса РФ не установлена обязанность уполномоченного органа власти принять по результатам рассмотрения заявления только положительное решение.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Общество не является собственником здания, сооружения на испрашиваемом земельном участке, поэтому исключительного права на приобретение права аренды земельного участка, установленного статьей 36 Земельного кодекса РФ, Общество не имеет.

Общество в качестве оснований предоставления в аренду земельного участка ссылается на Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2007 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Однако из данной статьи не следует, что имущественная поддержка заключается в предоставлении любого земельного участка, который будет выбран субъектом малого или среднего предпринимательства.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 статьи 18 перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, Общество вправе претендовать на государственную поддержку в виде долгосрочной аренды имущества, которое будет включено в перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.

Кроме того, Общество оспаривает и просит признать незаконным бездействие - непринятие Министерством мер к созданию программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное требование также не было удовлетворено судом первой инстанции.

Согласно Отраслевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006 -
2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия N 143-П от 16 декабря 2005 года, и пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Карелия, утвержденного указом Главы Республики Карелия N 7 от 09 февраля 2008 года, органом, уполномоченным на проведение государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, является Министерство экономического развития Республики Карелия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Карелия N 1215 “О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия“ орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный на проведение государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства: разрабатывает и реализует бюджетные целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Таким образом, у Министерства природных ресурсов нет обязанности по созданию программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2008 по делу N А26-1681/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

СЕМЕНОВА А.Б.

ШУЛЬГА Л.А.