Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А21-3939/2008 Отсутствие печати на отчете о прибылях и убытках, являющемся приложением к отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2008 г. по делу N А21-3939/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.А.Шульги

судей И.Г.Савицкой, Е.А.Фокиной

при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9179/2008) Контрольно-ревизионной службы Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2008 по делу N А21-3939/2008 (судья С.Н.Сычевская), принятое

по иску (заявлению) ООО “Ремжилстрой-Инвест“

к Контрольно-ревизионной службе Калининградской области

об оспаривании постановления

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): представителя М.Ю.Гранова по доверенности N 20 от 18.08.2008

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ремжилстрой-Инвест“ (далее - Общество) обратилось
в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - Служба, административный орган) N 1.1/33/239-08 от 27 июня 2008 года.

Решением от 04 августа 2008 года суд признал незаконным и отменил постановление Контрольно-ревизионной службы Калининградской области от 27 июня 2008 года N 1.1/33/239-08 по делу об административном правонарушении, которым ООО “Ремжилстрой-Инвест“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Контрольно-ревизионная служба Калининградской области заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 4 августа 2008 года по делу N А21-3939/2008 отменить.

В обоснование апелляционной жалобы Контрольно-ревизионная служба Калининградской области заявила о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

По мнению Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, является ошибочным. Общество в установленный срок не представило в административный орган отчеты за 1 квартал 2008 года по формам согласно приложениям N 3 - 4 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года N 645. Кроме того, Обществом не представлена часть отчета по форме согласно приложению N 2 о 100-квартирном жилом доме N 1 по ГП 1-я очередь строящемся по ул. Лукашова - пер. Лукашова с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Ежеквартальная отчетность предназначена для осуществления контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости, в том числе для контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств уплачиваемых участниками долевого строительства в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“. Исключение из состава ежеквартальной отчетности какой-либо ее части приводит к невозможности осуществления вышеуказанных действий. Отсутствие надлежащего контроля и надзора со стороны государства в конечном итоге приводит к нарушению прав и законных интересов граждан РФ, участвующих в долевом строительстве.

В судебном заседании представитель Контрольно-ревизионной службы Калининградской области поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО “Ремжилстрой-Инвест“, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу, изложенном в телеграмме от 29.09.08 г., Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения и поддержало свою позицию, изложенную в материалах дела.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “Ремжилстрой-Инвест“ осуществляет деятельность по строительству многоквартирных жилых домов, привлекая денежные средства участников долевого строительства.

28 марта 2008 года в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области поступила отчетность ООО “Ремжилстрой-Инвест“ за 1 квартал 2008 года по формам согласно приложениям N 1 - 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года N 645 (далее - Правила), бухгалтерский баланс Общества на 31 марта 2008 года, Отчет о прибылях и
убытках за 1 квартал 2008 года.

В ходе проведенной проверки поступивших документов Контрольно-ревизионной службой Калининградской области установлено, что не все вышеназванные документы подписаны руководителем Общества или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скреплены печатью застройщика. Подписаны директором Общества только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, оттиск печати Общества проставлен только на бухгалтерском балансе. Кроме того, представлена лишь часть отчета по форме согласно приложению N 3 о 100-квартирном жилом доме N 1 по ГП 1-я очередь строящемся по ул. Лукашова - пер. Лукашова с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

По факту непредставления ООО “Ремжилстрой-Инвест“ документов 10 июня 2008 года Контрольно-ревизионной службой Калининградской области составлен протокол N 1.1/33/239-08 об административном правонарушении, в котором отражено, что Общество в сроки, предусмотренные пунктом 4 Правил не представило в Службу отчетность за 1 квартал 2008 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов в составе, предусмотренном пунктом 2 Правил.

27 июня 2008 года Контрольно-ревизионной службой Калининградской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1.1./33/239-08, которым ООО “Ремжилстрой-Инвест“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

ООО “Ремжилстрой-Инвест“ не согласилось с постановлением Контрольно-ревизионной службы Калининградской области и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного органа, апелляционный суд признал жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Принимая решение об удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции мотивировал его отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее Правила), застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам
согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. (пункт 4 указанных Правил).

Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется нарушение пункта 6 Правил, а именно: не все представленные документы подписаны руководителем организации и лицом, ответственным за составление отчетности и на документах не проставлена печать Общества.

По мнению административного органа, представление документов не соответствующих требованиям Правил, не может рассматриваться как представление отчетности.

В соответствии с пунктом 6 Правил страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика подписываются руководителем организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика.

Как видно из представленных документов, Общество пронумеровало и прошило представленную отчетность и скрепило документы печатью на обороте последнего листа (л.д. 31 - 52).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является непредставление отчетности в установленный срок либо представление ее с недостоверными сведениями в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Формы отчетности, являющиеся приложением к Правилам, не содержат подписей, представление отчетности без этих подписей на каждом документе, при выполнении других требований к оформлению пакета документов, не составляет объективную сторону вменяемого
Обществу административного правонарушения.

Исходя из текста обжалуемого постановления Обществу вменяется представление только части отчета по форме согласно приложению N 3 о 100-квартирном жилом доме N 1 по ГП 1-я очередь строящемся по ул. Лукашова - пер. Лукашова с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Как следует из пояснений Общества, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, при формировании экземпляров документов была допущена техническая ошибка, в результате чего по указанному адресу были представлены два первых листа отчета (л.д. 40 - 41).

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют непредставление в установленный срок соответствующей отчетности, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Поскольку отчетность представлена в установленный срок, и административным органом не установлена недостоверность сведений, выявленное административным органом нарушение не может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод административного органа о непредставлении справок, представляемых при наличии расторгнутых договоров за отчетный период, при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам и при наличии прочих расходов, не обоснован. Административный орган не сослался на выявление условий, при наличии которых указанные справки подлежат представлению.

Отсутствие печати на отчете о прибылях и убытках (форма N 2) не образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе административный орган утверждает, что Общество не представило отчеты по форме согласно приложениям N 3 - 4 к Правилам.

Данное утверждение признано апелляционным судом неосновательным, поскольку административный орган считает не представленной справку по форме согласно приложению N 4 к Правилам в связи с отсутствием на
ней подписей и печати Общества (л.д. 49), а отчет по форме N 3 исследовался административным органом, что отражено в оспариваемом постановлении.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении. Допущенные Обществом в оформлении документов ошибки не образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2008 года по делу N А21-3939/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области без удовлетворения

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

ФОКИНА Е.А.