Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А21-3939/2008 Отсутствие печати на отчете о прибылях и убытках, являющемся приложением к отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2008 г. по делу N А21-3939/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульги
судей И.Г.Савицкой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9179/2008) Контрольно-ревизионной службы Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2008 по делу N А21-3939/2008 (судья С.Н.Сычевская), принятое
по иску (заявлению) ООО “Ремжилстрой-Инвест“
к Контрольно-ревизионной службе Калининградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): представителя М.Ю.Гранова по доверенности N 20 от 18.08.2008
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Ремжилстрой-Инвест“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - Служба, административный орган) N 1.1/33/239-08 от 27 июня 2008 года.
Решением от 04 августа 2008 года суд признал незаконным и отменил постановление Контрольно-ревизионной службы Калининградской области от 27 июня 2008 года N 1.1/33/239-08 по делу об административном правонарушении, которым ООО “Ремжилстрой-Инвест“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Контрольно-ревизионная служба Калининградской области заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 4 августа 2008 года по делу N А21-3939/2008 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Контрольно-ревизионная служба Калининградской области заявила о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, является ошибочным. Общество в установленный срок не представило в административный орган отчеты за 1 квартал 2008 года по формам согласно приложениям N 3 - 4 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года N 645. Кроме того, Обществом не представлена часть отчета по форме согласно приложению N 2 о 100-квартирном жилом доме N 1 по ГП 1-я очередь строящемся по ул. Лукашова - пер. Лукашова с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Ежеквартальная отчетность предназначена для осуществления контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе для контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств уплачиваемых участниками долевого строительства в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“. Исключение из состава ежеквартальной отчетности какой-либо ее части приводит к невозможности осуществления вышеуказанных действий. Отсутствие надлежащего контроля и надзора со стороны государства в конечном итоге приводит к нарушению прав и законных интересов граждан РФ, участвующих в долевом строительстве.
В судебном заседании представитель Контрольно-ревизионной службы Калининградской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО “Ремжилстрой-Инвест“, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу, изложенном в телеграмме от 29.09.08 г., Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения и поддержало свою позицию, изложенную в материалах дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО “Ремжилстрой-Инвест“ осуществляет деятельность по строительству многоквартирных жилых домов, привлекая денежные средства участников долевого строительства.
28 марта 2008 года в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области поступила отчетность ООО “Ремжилстрой-Инвест“ за 1 квартал 2008 года по формам согласно приложениям N 1 - 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года N 645 (далее - Правила), бухгалтерский баланс Общества на 31 марта 2008 года, Отчет о прибылях и убытках за 1 квартал 2008 года.
В ходе проведенной проверки поступивших документов Контрольно-ревизионной службой Калининградской области установлено, что не все вышеназванные документы подписаны руководителем Общества или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скреплены печатью застройщика. Подписаны директором Общества только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, оттиск печати Общества проставлен только на бухгалтерском балансе. Кроме того, представлена лишь часть отчета по форме согласно приложению N 3 о 100-квартирном жилом доме N 1 по ГП 1-я очередь строящемся по ул. Лукашова - пер. Лукашова с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
По факту непредставления ООО “Ремжилстрой-Инвест“ документов 10 июня 2008 года Контрольно-ревизионной службой Калининградской области составлен протокол N 1.1/33/239-08 об административном правонарушении, в котором отражено, что Общество в сроки, предусмотренные пунктом 4 Правил не представило в Службу отчетность за 1 квартал 2008 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов в составе, предусмотренном пунктом 2 Правил.
27 июня 2008 года Контрольно-ревизионной службой Калининградской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1.1./33/239-08, которым ООО “Ремжилстрой-Инвест“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО “Ремжилстрой-Инвест“ не согласилось с постановлением Контрольно-ревизионной службы Калининградской области и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного органа, апелляционный суд признал жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Принимая решение об удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции мотивировал его отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее Правила), застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. (пункт 4 указанных Правил).
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется нарушение пункта 6 Правил, а именно: не все представленные документы подписаны руководителем организации и лицом, ответственным за составление отчетности и на документах не проставлена печать Общества.
По мнению административного органа, представление документов не соответствующих требованиям Правил, не может рассматриваться как представление отчетности.
В соответствии с пунктом 6 Правил страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика подписываются руководителем организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика.
Как видно из представленных документов, Общество пронумеровало и прошило представленную отчетность и скрепило документы печатью на обороте последнего листа (л.д. 31 - 52).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является непредставление отчетности в установленный срок либо представление ее с недостоверными сведениями в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Формы отчетности, являющиеся приложением к Правилам, не содержат подписей, представление отчетности без этих подписей на каждом документе, при выполнении других требований к оформлению пакета документов, не составляет объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения.
Исходя из текста обжалуемого постановления Обществу вменяется представление только части отчета по форме согласно приложению N 3 о 100-квартирном жилом доме N 1 по ГП 1-я очередь строящемся по ул. Лукашова - пер. Лукашова с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Как следует из пояснений Общества, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, при формировании экземпляров документов была допущена техническая ошибка, в результате чего по указанному адресу были представлены два первых листа отчета (л.д. 40 - 41).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют непредставление в установленный срок соответствующей отчетности, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Поскольку отчетность представлена в установленный срок, и административным органом не установлена недостоверность сведений, выявленное административным органом нарушение не может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод административного органа о непредставлении справок, представляемых при наличии расторгнутых договоров за отчетный период, при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам и при наличии прочих расходов, не обоснован. Административный орган не сослался на выявление условий, при наличии которых указанные справки подлежат представлению.
Отсутствие печати на отчете о прибылях и убытках (форма N 2) не образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе административный орган утверждает, что Общество не представило отчеты по форме согласно приложениям N 3 - 4 к Правилам.
Данное утверждение признано апелляционным судом неосновательным, поскольку административный орган считает не представленной справку по форме согласно приложению N 4 к Правилам в связи с отсутствием на ней подписей и печати Общества (л.д. 49), а отчет по форме N 3 исследовался административным органом, что отражено в оспариваемом постановлении.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении. Допущенные Обществом в оформлении документов ошибки не образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2008 года по делу N А21-3939/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ШУЛЬГА Л.А.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
ФОКИНА Е.А.