Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А21-2561/2008 Пропуск налоговым органом срока для взыскания суммы штрафа в судебном порядке не является основанием для списания с налогоплательщика недоимки. Для снятия суммы налоговой санкции необходимо решение суда о признании начисленного штрафа необоснованным.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2008 г. по делу N А21-2561/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Севериной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8999/2008) ЗАО “Международная страховая компания “Айни“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2008 по делу N А21-2561/2008 (судья Можегова Н.А.), принятое

по иску (заявлению) ЗАО “Международная страховая компания “Айни“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининграду

о признании незаконным бездействия

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен -
уведомление N 284953)

от ответчика (должника): не явился (извещен - уведомление N 284960)

установил:

закрытое акционерное общество “Международная страховая компания “Айни“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик), выразившегося в неуменьшении в карточке “Расчеты с бюджетом“ по налогу на операции с ценными бумагами начисления штрафа в размере 3 852 руб. и в качестве устранения нарушенных прав общество просило обязать инспекцию уменьшить в карточке “Расчеты с бюджетом“ по налогу на операции с ценными бумагами начисления на указанную сумму штрафа.

Решением суда от 08.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия налогового органа. По мнению подателя жалобы, пропуск налоговым органом срока исковой давности для взыскания налоговой санкции является основанием для признания указанного штрафа безнадежным. Поскольку инспекцией в рамках дела N А21-783/2006 о взыскании налоговой санкции был заявлен отказ от требования ввиду пропуска срока давности взыскания налоговой санкции, и производство по данному делу было прекращено, то данное обстоятельство, являющееся в соответствии со ст. 59 НК РФ причиной юридического характера, является основанием для признания суммы штрафа безнадежной.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Законность
и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки Общества вынесено решение N 121 от 20.09.2005, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Общество в частности привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу за операции с ценными бумагами в виде штрафа в сумме 3852 руб.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности Обществом обжаловано не было.

09.02.2006 инспекция обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Общества налоговой санкции в размере 3852 руб. В связи с пропуском срока взыскания налоговым органом был заявлен отказ от требования. Определением от 29.03.2006 года судом принят отказ инспекции от заявления, производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Общество обратилось в инспекцию с заявлением об уменьшении в карточке расчетов с бюджетом начисления на сумму штрафа в размере 3852 руб. Поскольку заявление Общества оставлено инспекцией без удовлетворения, Общество обжаловало бездействие Инспекции в Управление ФНС по Калининградской области, а также направило письмо в адрес Федеральной налоговой службы РФ. Письмами от 11.01.2008 Управление ФНС по Калининградской области и от 27.03.2008 Федеральная налоговая служба РФ уведомили Общество о том, что для снятия суммы штрафа необходимо решение суда о признании начисленного штрафа необоснованным. Определение суда о прекращении производства по делу, в связи с отказом инспекции от заявленных требований по причине пропуска срока взыскания, не может являться основанием для уменьшения в карточке “Расчеты с
бюджетом“ суммы штрафа.

Считая бездействие Инспекции, выразившееся в неуменьшении в карточке “Расчеты с бюджетом“ по налогу на операции с ценными бумагами начисления на сумму штрафа в размере 3 852 руб., незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исходя из положений статьи 59 НК РФ, Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 суд признал требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что утрата налоговым органом возможности взыскания налоговой санкции в судебном порядке не является основанием для списания недоимки.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Общества подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 31 и 32 Налогового кодекса РФ установлены права и обязанности налоговых органов.

При этом согласно пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

В силу требований п. 1 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;

- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 59 НК РФ правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

С 01.01.2007 эти правила распространяются также и на штрафы (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

В 2004
году порядок исчисления и уплаты налога на операции с ценными бумагами регулировался Законом Российской Федерации от 12.12.91 N 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами“ (далее - Закон “О налоге на операции с ценными бумагами“).

В соответствии со статьей 5 указанного Закона сумма налога на операции с ценными бумагами перечисляется в федеральный бюджет.

В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.

Таким образом, порядок списания безнадежных ко взысканию сумм налогов, пени и штрафов по данному налогу устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом неважно, в силу каких именно причин - экономического, социального или юридического характера оказалось невозможным взыскание недоимки по налогу, пени или штрафа, существует только тот порядок списания, который установлен Правительством Российской Федерации.

12.02.2001 Правительством Российской Федерации было издано Постановление N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам“.

В соответствии с п. 1 данного Постановления признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
принимается при наличии следующих документов:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица;

б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда.

Иного порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в отношении юридических лиц не существует.

Общество является действующей организацией, не признано банкротом и не ликвидировано.

К ЗАО “Международная страховая компания “Айни“ в рассматриваемом случае правила ст. 59 Налогового кодекса РФ не применимы.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать недоимки по налогам и задолженность по пеням и штрафам не подлежащими взысканию и списывать соответствующие суммы с лицевого счета налогоплательщика.

Поэтому у налоговой инспекции, действовавшей в пределах предоставленных ей полномочий, не имелось правовых оснований после истечения предусмотренных Налоговым кодексом сроков принудительного взыскания налоговой санкции исключать из карточки лицевого счета налогоплательщика суммы задолженности по штрафу.

Следовательно, у Инспекции в силу требований вышеуказанных норм отсутствовала обязанность по уменьшению в карточке “Расчеты с бюджетом“ по налогу на операции с ценными бумагами начисления на сумму штрафа в размере 3852 руб. и списанию данной суммы.

Таким образом, оспариваемое Обществом бездействие Межрайонной ИФНС России N 8 по г. Калининграду, является обоснованным и законным.

Суд апелляционной инстанции согласен с доводом заявителя, что сумма штрафа в размере 3852 руб. не может быть взыскана с Общества ни в бесспорном, ни в судебном порядке, так как налоговым органом пропущены сроки на ее взыскание, однако, правовых оснований для уменьшения в карточке “Расчеты с бюджетом“ по налогу на операции с ценными бумагами начисления указанной данной
суммы штрафа нет. Пропуск налоговым органом срока для взыскания данной суммы штрафа не является основанием для списания с налогоплательщика задолженности по налоговой санкции.

Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что решение принято судом первой инстанции с учетом всех обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2561/2008 от 08.07.2008, а не от 01.07.2008.

решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.07.2008 по делу N А21-2561/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи

ЗАГАРАЕВА Л.П.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.