Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу N А21-3805/2007 Возмещение платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание осуществляется с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2008 г. по делу N А21-3805/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А.

судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания: Ленской С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5372/2008) Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.04.2008 по делу N А21-3805/2007 (судья Скорнякова Ю.В.), принятое

по иску ОАО “Управляющая компания“

к 1 - Министерству финансов Российской Федерации

2 - Министерству внутренних дел Российской Федерации

3 - Министерству обороны Российской Федерации

4 - Министерству
социальной политики и труда Калининградской области

5 - Министерству финансов Калининградской области

3-е лицо: ОГУ “Центр социальной поддержки населения“

о взыскании 341 987 руб. 43 коп. и обязании уполномоченных органов заключить договоры

при участии:

от истца: не явился (извещен)

от ответчиков 1, 2, 3, 4, 5: не явились (извещены)

от третьего лица: не явился (извещен)

установил:

ОАО “Управляющая компания“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству социальной политики и труда Калининградской области, Министерству обороны Российской Федерации в лице главного финансово-экономического управления, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании 341 987 руб. 43 коп. фактически понесенных расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в рамках действующих законодательных актов Российской Федерации, а также определении и обязании уполномоченных на то органов заключить с истцом договор на 2007 год по компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот за жилищно-коммунальные услуги, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Определением от 26.09.2007 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Калининградской области.

Определением от 13.11.2007 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора - ОГУ “Центр социальной поддержки населения“.

В судебном заседании 30 января 2008 года Истец уточнил свои исковые требования, просит взыскать с Министерства финансов Калининградской области и Министерства финансов Российской Федерации выпадающие доходы, связанные с предоставлением льгот в сумме 301 780 рублей 33 копейки, в также расходы по оплате услуг на доставку компенсаций в сумме
4 526 рублей 70 копеек. Также просит обязать Министерство социальной политики и труда Калининградской области, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Калининградской области заключить с истцом договоры на 2008 год по компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот.

Судом уточнение исковых требований принято как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.

В судебном заседании 28 февраля 2008 года Истец отказался от иска в части взыскания денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства социальной политики и труда Калининградской области, а также отказался от требования об обязании Министерства социальной политики и труда Калининградской области, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Калининградской области заключить с Истцом договоры на 2008 год по компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот.

Определением суда от 28 февраля 2008 года отказ истца от части исковых требований принят как не противоречащий закону и не нарушающий права других лиц. В судебном заседании 26 марта 2008 года Истец отказался от исковых требований в части взыскания с Министерства финансов Калининградской области, Министерства финансов Российской Федерации расходов по оплате услуг на доставку компенсаций за период с 01 января 2006 года по 01 декабря 2007 года в сумме 4 526 рублей 70 копеек. Судом отказ от иска в этой части принят как не противоречащий закону и не нарушающий права других лиц. Производство по делу в отношении указанных лиц прекращено (л.д. 45 том 3). В окончательной редакции истец просит взыскать с Министерства
финансов Российской Федерации, Министерства финансов Калининградской области выпадающие доходы, связанные с предоставлением в 2006 - 2007 годах льготы в размере 50% установленной платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.04.2008 по делу N А21-3805/2007 с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Управляющая компания“ взысканы убытки в размере 301 780 руб. 33 коп. В исковых требованиях к Министерству финансов Калининградской области отказано. Производство по делу в отношении других ответчиков прекращено.

На указанное решение Министерством финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что поскольку льготы по оплате жилья были предоставлены гражданам, являющимся работниками силовых и военных структур, то в соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ обязанность по возмещению убытков должна быть возложена на главного распорядителя бюджетных средств в лице соответствующих министерств. С позицией суда о том, что Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 установлен порядок финансирования расходных обязательств РФ в части иных выплат, не касающихся льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, и к указанным льготам следует применять исключительно Постановление Правительства РФ от 19.11.2004 г. N 652, податель жалобы не согласен.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав в отзыве на апелляционную жалобу, что в результате предоставления в 2006 - 2007 годах льгот по жилищно-коммунальным услугам гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС по линии Министерства обороны и Министерства внутренних дел, проживающим в домах, находящихся на обслуживании Истца, Истец понес убытки на сумму 301 780 рублей 33 копейки. Министерством финансов РФ не представлялись доказательства о перечислении из федерального бюджета средств субвенции на реализацию льгот гражданам из числа военнослужащих и других приравненных к ним категорий граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, министерствам или иному лицу в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.

Министерство финансов Калининградской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию истца.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как явствует из материалов дела, истцом в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2007 года при оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг учитывалась льгота категориям граждан по Закону Российской Федерации “О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. В результате предоставления льгот Истец не получил доход в 2006 - 2007 годах 301 780 рублей 33 копейки (без учета НДС), что явилось основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждается материалами дела. В соответствии с Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк“ и
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.04 г. N 652, установлено, что финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых вышеуказанным отдельным категориям граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в фонде компенсаций на соответствующий год.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление ВАС РФ) разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации
или муниципального образования.

В пункте 17 Постановления ВАС РФ также разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Сумма убытков подлежит взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ, если требования истца являются обоснованными по существу и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Проанализировав основание предоставления льгот названным категориям граждан по оплате потребленной электроэнергии и порядок финансирования данных льгот, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации, так как Министерство финансов Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств, не исполнило в полном объеме требования законодательства.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции, содержащиеся в оспариваемом решении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционный суд не находит оснований для его отмены. В силу чего апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.04.2008 г. по делу N А21-3805/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

МЕЛЬНИКОВА Н.А.

Судьи

БАРКАНОВА Я.В.

СЕРИКОВА И.А.