Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 N 16АП-2286/08 по делу N А18-655/08 По делу об отмене постановлений о привлечении к ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), протоколов об административном правонарушении.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2008 г. N 16АП-2286/08

Дело N А18-655/08

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,

рассмотрев апелляционную жалобу апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.09.2008 г. по делу N А18-655/08 по заявлению ООО ТД “РегионНефтеХим“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от Управления Росприроднадзора по РИ: Келигов
А.Н. - по доверенности N 3 от 10.10.2008 г.,

от ООО ТД “РегионНефтеХим“: Севастьянов Н.В. - генеральный директор, Куриев М.М. - по доверенности от 05.08.2008 г.,

от Управления по недропользованию по РИ: не явились, извещена 18.11.2008 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом “РегионНефтеХим“ (далее - ООО ТД “РегионНефтеХим“) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее - Управление Росприроднадзора по РИ) о признании недействительными Постановлений N 10-Н и N 11-Н от 31.07.2008 г. по материалам проверки Росприроднадзора по РИ (Акты проверки N 10-Н и N 11-Н от 29.07.2008 г. и Протокол N 10-Н и N 11-Н от 29.07.2008 г.).

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.09.2008 г. заявление общества с ограниченной ответственностью ТД “РегионНефтеХим“ удовлетворено частично; признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия N 10-Н от 31.07.2008 г. и N 11-Н от 31.07.2008 г. о назначении административного наказания; в части признания недействительными протоколов об административном правонарушении N 10-Н от 29.07.2008 г. и N 11-Н от 29.07.2008 г., актов проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 10-Н от 29.07.2008 г. N 11-Н от 29.07.2008 г. отказано.

Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора по РИ подало апелляционную жалобу. Заявитель считает решение суда первой инстанции вынесено заведомо незакономерно и подлежит отмене. В связи с этим заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и вынести судебный акт в отказе исковых требований обществу.

Представитель Управление Росприроднадзора по РИ в судебном заседании поддержали
доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, а жалобу - удовлетворить.

Представители ООО ТД “РегионНефтеХим“ в судебном заседании просили отказать Управлению Росприроднадзора по РИ в удовлетворении апелляционных требований; оставить без изменения решение суда в части признания незаконными и отмене постановлений N 10-Н от 31.07.2008 г. и N 11-Н от 31.07.2008 г.; отменить решение суда в части пунктов 1 и 3т резолютивной части.

Представитель Управления по недропользованию по РИ в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.09.2008 г. проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.09.2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Должностными лицами Управления Росприроднадзора по РИ на основании приказов: N 13/48 от 02.06.2008 г.; N 13/58 от 17.06.2008 г.; N 13/61 от 01.07.2008 г.; была начата плановая проверка деятельности общества по вопросам соблюдения условий лицензионного соглашения и Федерального закона “О недрах“.

В ходе проверки составлены акты N 10-Н от 29.07.2008 г., N 11-Н от 29.07.2008 г., протоколы об административном правонарушении N 10-Н от 29.07.2008 г., N 11-Н от 29.07.2008 г.

Проверка выполнения условий пункта 4.8. лицензионного соглашения проводилась, комиссией Управления Росприроднадзора по РИ, с нарушением пункта
13 “Административного Регламента“, утвержденного Приказом МПР России от 03.12.2007 г. N 319 и, гласящего - “При проведении проверки выполнения условий лицензии на пользование недрами по вопросам, не относящимся к компетенции Росприроднадзора, к проверке привлекаются представители соответствующих государственных органов Российской Федерации или используются их материалы контрольных проверок“.

Согласно протоколу N 10-Н от 29.07.2008 г. ООО ТД “РегионНефтеХим“ не представлен своевременно отчет или другой документ, подтверждающий о выполнении сейсморазведочных работ МОГТ-2Д (начало работ - 01.03.2007 г., окончание работ - 01.04.2008 г.) - нарушение пункта 4 части 2 статьи 22 и статьи 27 Федерального закона “О недрах“; отсутствует заключение Государственной геологической экспертизы на “Проект на проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Южно-Малгобекском лицензионном участке на территории Республики Ингушетия“ - нарушение статьи 36.1 Федерального закона “О недрах“.

На основании протокола N 10-Н от 29.07.2008 г. главным государственным инспектором Росприроднадзора по Республике Ингушетия Хамхоевым Х.В. в отношении ООО ТД “РегионНефтеХим“ вынесено постановление N 10-Н от 31.07.2008 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно протоколу N 11-Н от 29.07.2008 г. ООО ТД “РегионНефтеХим“ не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных - нарушение пункта 4.9 лицензионного соглашения; не представлены отчеты о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев 2007 года и за 6 месяцев 2008 года - нарушение пункта 9.1.1. лицензионного соглашения, пункт 4 части 2 статьи 22 и статьи 27 Федерального закона “О недрах“.

На основании протокола N 11-Н от
29.07.2008 г. главным государственным инспектором Росприроднадзора по Республике Ингушетия Хамхоевым Х.В. в отношении ООО ТД “РегионНефтеХим“ вынесено постановление N 11-Н от 31.07.2008 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Заявитель с данными постановлениями не согласился, что и послужило для него основанием обращения в суд с заявлением об оспаривании решения административного органа.

Статья 7.3 КоАП РФ устанавливает, что пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В силу статьи 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный геологический контроль, рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 Кодекса.

Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Пункт 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 293, устанавливает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по вопросам: соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются
должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 данного Кодекса.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

Суду, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Вместе с тем, согласно пункту 13 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 293 от 12.05.2005 г., порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок устанавливаются министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что представитель ООО Торговый Дом “РегионНефтеХим“ не извещен надлежащим образом, следует признать обоснованным. Из протоколов Росприроднадзора N 10-Н и 11-Н от 29.07.2008 г. указано, что рассмотрение материалов по фактам нарушения законодательства назначено в 16 часов 29.07.2008 г., но Росприроднадзором Постановления о привлечении к административной ответственности N 10-Н и 11-Н вынесены 31.07.2008 г. При этом доказательств надлежащего вручения (направления) определения от 29.07.2008 г. о рассмотрении административного дела 31.07.2008 г. Управлением не представлено. Ссылка представителя Управления на запись в определении от 29.07.2008 г. об отказе представителя юридического лица в получении определения не может быть принята во внимание, так как из данной записи не видно, кем она осуществлена. Подпись должностного лица Управления под данной записью отсутствует.

Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен без участия
надлежаще уполномоченного обществом лица. Цегоев М.А. не имел доверенности на участие при составлении протокола об административном правонарушении. Представителями общества в судебном заседании апелляционного суда подтверждено, что доверенность на участие в данном административном деле Цегоеву М.А. не выдавалась. Общество не извещалось о месте и времени составления протокола от 29.07.2008 г. Доказательств обратного Управлением не представлено.

Таким образом, Управлением Росприроднадзора по РИ нарушен порядок привлечения к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.09.2008 г. по делу N А18-655/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия - без удовлетворения.

2. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судьи

Ю.Б.ЛУГОВАЯ

И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ