Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу N А56-26584/2005 Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащие приватизации в ходе акционирования предприятий железнодорожного транспорта, подлежат передаче в муниципальную собственность.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2008 г. по делу N А56-26584/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Старовойтовой О.Р.

судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куклиной Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17671/2007) Администрации МО “Выборгский район“ Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2007 г. по делу N А56-26584/2005 (судья Иванилова О.Б.), принятое

по иску ОАО “Российские Железные Дороги“

к 1) Администрации МО “Выборгское городское поселение“, 2) Администрации МО “Рощинское сельское поселение“, 3) Администрации МО “Гончаровское сельское
поселение“, 4) Администрации МО “Красносельское сельское поселение“, 5) Администрации МО “Полянское сельское поселение“

3-е лицо Администрация МО “Выборгский район“ Ленинградской области

об обязании принять жилой фонд

при участии:

от истца: Короть В.Н. доверенность от 26.12.2007 г. N 11/3-90

от ответчиков: 1) Кононова И.А. доверенность от 10.01.2006 г. N 2682; 2) не явился, извещен; 3) Шапран П.П. доверенность от 18.01.2008 г.; 4) не явился, извещен; 5) Шапран П.П. доверенность от 24.03.2008 г. N 346

от 3-го лица: Васильев С.Б. доверенность от 11.12.2007 г. N 2042

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области об обязании принять в муниципальную собственность жилой фонд, находящийся на территории Выборгского района Ленинградской области.

Впоследствии истец ходатайствовал о замене ответчика в связи с его реорганизацией и уточнил исковые требования в отношении каждого из ответчиков. ОАО “РЖД“ просило:

1. Обязать администрацию Гончаровского сельского поселения принять жилой фонд по адресу: 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Советская, дом 13; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Центральная, дом 32; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Центральная, дом 45; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Железнодорожная, дом 2; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Железнодорожная, дом 7; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Железнодорожная, дом 10; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, улица Заводская, дом 5; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, ст.
Гаврилово, 108 км; 188870, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Гаврилово, 108 км + 100; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, пос. Гаврилово, улица Заводская, дом 1; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, пос. Гаврилово, улица Заводская, дом 1; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, пос. Гаврилово, улица Заводская, дом 3а; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, пос. Гаврилово, улица Центральная, дом 3; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, пос. Гаврилово, улица Центральная, дом 3а; 188744, Ленинградская область, Выборгский район, Гончаровская волость, ст. Верхне-Черкасово, дом 2; Ленинградская область, Выборгский район, Возрожденская волость, ст. Пальцево, дом 2 (12 км); Ленинградская область, Выборгский район, Возрожденская волость, ст. Пальцево, дом 3 (10 км); Ленинградская область, Выборгский район, Гавриловская волость, ст. Лебедевка, 114 км ПК2; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Гвардейское, улица Железнодорожная, дом 1; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Гвардейское, улица Железнодорожная, дом 6; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Гвардейское, улица Железнодорожная, дом 8; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Гвардейское, улица Железнодорожная, дом 18; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Гвардейское, улица Железнодорожная, дом 24; 188920, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Гвардейское, улица Школьная, дом 4;

2. Обязать администрацию Рощинского сельского поселения принять жилой фонд по адресу: 188850, Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, ст. Каннельярви, улица Железнодорожная, дом 1; 188850, Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, ст. Каннельярви, улица Железнодорожная, дом 4; 188850, Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, ст. Каннельярви, дом 73 км (72 + 095); Ленинградская область, Выборгский район, ст. Рощино,
улица Привокзальная, дом 14; Ленинградская область, Выборгский район, ст. Рощино, улица Привокзальная, дом 16; Ленинградская область, Выборгский район, ст. Рощино, дом 57 км (56 + 310); Ленинградская область, Выборгский район, ст. Рощино, улица Привокзальная, дом 57 км (56 + 315);

3. Обязать администрацию Красносельского сельского поселения принять жилой фонд по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, улица Советская, дом 8/19; 188860, Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, улица Советская, дом 22; Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, улица Магистральная, дом 6; 188860, Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, улица Магистральная, дом 8; 188860, Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, улица Танкистов, дом 2; Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, пер. Семафорный, дом 4; 188860, Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Кирилловское, 89 км (89 + 600); Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Лейпясуо, дом 3; Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Лейпясуо, 99 км (99 + 780); Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Лейпясуо, 99 км (99 + 820); 188860, Ленинградская область, Выборгский район, Кирилловская волость, ст. Заходское, 80 км (80 + 324);

4. Обязать администрацию Полянского сельского поселения принять жилой фонд по адресу: 188821, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Горьковское, 65 км (65 + 520); 188821, Ленинградская область, Выборгский район, ст. Горьковское, 65 км (65 + 550);

5. Обязать администрацию муниципального образования “Выборгское городское поселение“ принять жилой фонд по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Кирова, улица Совхозная, дом 1; Ленинградская область, Выборгский район, ст.
Лазаревка, дом 3.

Определением от 17.07.2006 г. произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащих - администрацию муниципального образования “Выборгское городское поселение“, администрацию Рощинского сельского поселения, администрацию Гончаровского сельского поселения, администрацию Красносельского сельского поселения, администрацию Полянского сельского поселения.

Решением от 09.11.2006 г. исковые требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2007 г. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2006 г. по делу N А56-26584/2005 отменено. Дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация МО “Выборгский район“ Ленинградской области.

Решением арбитражного суда от 09.11.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Администрация муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области просит отменить решение суда от 09.11.2007 г., вынести новый судебный акт, отказав ОАО “РЖД“ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствует решение собственника на передачу федерального имущества, Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 и распоряжение 3-х министерств от 08.04.2004 г. N 1499-р/110а/Т-92р не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации о передаче строений, сооружений вместе с земельными участками, отсутствует согласие муниципальных образований на принятие в муниципальную собственность спорных объектов, в связи с чем решение суда противоречит Конституции Российской Федерации, что подтверждается Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании представители Администрации МО “Выборгский район“ Ленинградской области, Администрации МО “Выборгское городское поселение“, Администрации МО “Гончаровское сельское поселение“, Администрации МО “Полянское сельское поселение“ поддержали изложенные в
апелляционной жалобе доводы.

По мнению представителя ОАО “РЖД“, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Администрация МО “Рощинское сельское поселение“, Администрация МО “Красносельское сельское поселение“ своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изменился состав суда, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела и исследование доказательств начато сначала.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 учреждено ОАО “РЖД“, утвержден его устав.

Пунктом 7 данного Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предписано утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 названного Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Во исполнение пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. совместным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 1499-р/110а/Т-92р утверждены перечни объектов, не подлежащих приватизации, в том числе перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Тем же распоряжением территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием ОАО “РЖД“, предписано осуществить передачу в
установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В перечень объектов, не подлежащих приватизации и находящихся в Выборгском районе Ленинградской области, включено имущество, поименованное в исковом заявлении ОАО “РЖД“.

ОАО “РЖД“, ссылаясь на то, что муниципальные образования уклоняются от принятия объектов, в связи с чем истец несет бремя содержания не принадлежащего ему имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“, пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.

В данном случае решение собственника о передаче объектов в муниципальную собственность оформлено Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.09.2003 г. N 585 и совместным распоряжением трех министерств от 08.04.2004 г. N 1499-р/110а/Т-92р. Таким образом, после принятия указанных ненормативных актов у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо местного самоуправления возникла обязанность осуществить соответствующие действия по принятию передаваемых объектов.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 г. N 828-О-П (Постановлении от 30.06.2006 г. N 8-П) указал на необходимость выявления и учета позиции органов местного самоуправления в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, то есть при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Как указано в решении суда первой инстанции, ответчики (муниципальные образования - получатели имущества) исковые требования не оспаривали. Апелляционная жалоба подана лицом, не являющимся принимающей стороной. Присутствовавшие в судебном заседании апелляционного суда представители ответчиков согласились с позицией подателя апелляционной жалобы, заявив об отсутствии волеизъявления муниципальных образований на принятие объектов в собственность, ссылаясь на ветхость ряда объектов и отсутствие финансирования на их содержание.

Вместе с тем до этого момента каких-либо действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом спора, в том числе по решению вопроса о выделении соответствующего финансирования, ответчиками не предпринималось, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.

При этом апелляционный суд учитывает, что при наличии трудностей по содержанию объектов за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципальных образований в будущем не исключается возможность получения финансовой поддержки муниципальных образований в установленном порядке, оказываемой в рамках отношений Российской Федерации и ее субъектов, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение суда первой инстанции также
не противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации. Как правильно указано судом первой инстанции, вопрос об оформлении земельных участков находится за пределами настоящего спора, после принятия спорных объектов в муниципальную собственность земельные отношения подлежат урегулированию в соответствии с нормами земельного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 ноября 2007 года по делу N А56-26584/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СТАРОВОЙТОВА О.Р.

Судьи

СЕРИКОВА И.А.

ТИМУХИНА И.А.