Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по делу N А42-842/2007 Расходы налогоплательщика на управление юридическим лицом или отдельными его подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по осуществлению управления, понесенные им, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ могут уменьшать полученные организацией доходы путем отнесения их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при условии, что данные расходы экономически обоснованны и документально подтверждены.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2008 г. по делу N А42-842/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блажко А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1833/08) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.07 по делу N А42-842/2007 (судья Евтушенко О.А.),

по иску (заявлению) ОАО “Апатит“

к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области

о признании недействительными ненормативных актов

при участии:

от истца (заявителя): представителей Заточного
М.С. по доверенности б/н от 09.01.08, Емельянова по доверенности б/н от 09.01.08, Карякина И.А. по доверенности б/н от 07.11.07

от ответчика (должника): представителей Ненашева Д.В. по доверенности N 3105 от 04.05.07, Обухова А.Ю. по доверенности N 01-14-38/1079 от 05.02.08, Романовой Е.В. по доверенности N 01-14-48/1077 от 05.02.08

установил:

открытое акционерное общество “Апатит“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании частично недействительными принятых Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области решения N 22 от 14.08.06, требования N 186 от 14.08.06, решений N 67, 70 - 79 от 25.08.06, инкассовых поручений N 411 - 429 от 25.08.06.

Определением суда от 30.01.07 требования Общества о признании недействительными указанных ненормативных актов налогового органа по эпизоду доначисления налога на прибыль в сумме 17 526 882 руб. и налога на добавленную стоимость в сумме 17 029 870 руб. в связи с непринятием затрат по оплате управленческих услуг, выделены в отдельное производство.

Решением суда от 26.12.07 заявленные Обществом требования по данному эпизоду удовлетворены. Суд признал недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа в части доначисления, предложения к уплате, и взыскания налога на прибыль в сумме 17 526 882 руб. с соответствующими пенями, налога на добавленную стоимость в сумме 11 029 870 руб. с соответствующими пенями по эпизоду исключения из состава расходов затрат в сумме 73 028 674 руб., связанных с оказанием управленческих услуг.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, содержащихся в решении,
фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению подателя жалобы, оспариваемые ненормативные акты приняты налоговым органом правомерно, поскольку Общество в нарушение статей 23, 54, 252, 264 пункта 1 подпункта 18 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно включило затраты, связанные с оказанием услуг по управлению Обществом управляющей организацией ЗАО “ФосАгро-АГ“ в сумме 73 028 674 руб. в расходы, связанные с производством и реализацией. Налоговый орган ссылается на то, что в 2003 году имело место занижение цены реализации апатитового концентрата и минеральных удобрений; Общество и ЗАО “ФосАгро-АГ“ являются взаимозависимыми лицами; ЗАО “ФосАгро-АГ“ не осуществляло функций по текущему управлению. Кроме того, по мнению налогового органа, судом необоснованно рассматриваемый эпизод был выделен в отдельное производство, что привело к неполному и необъективному рассмотрению дела по существу, а также суд в нарушение статьи 51 АПК РФ по своей инициативе не привлек к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО “ФосАгро-АГ“.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на операции с ценными бумагами, платы за пользование водными объектами, налога с продаж, налога на
имущество предприятий, целевого сбора (налога) на содержание милиции, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, регулярных платежей за пользование недрами, налога с доходов иностранных юридических лиц; соблюдения валютного законодательства, в том числе, порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации за период с 01.01.03 по 31.12.03, по результатам которой составлен акт N 10 от 28.02.06 и принято решение от 14.08.06 N 22 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов на общую сумму 1 693 629 536,74 руб. Также указанным решением Обществу были доначислены налоги на общую сумму 2 120 337 261,71 руб., и пени в сумме 511 289 202,97 руб.

На основании данного решения Обществу 14.08.06 было выставлено требование N 186 об уплате доначисленных налогов и пеней в добровольном порядке в срок до 24.08.06.

Поскольку в установленный срок требование исполнено не было, 25.08.06 налоговый орган принял решение N 67 о взыскании налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании N 186 от 14.08.06.

25.08.06 налоговый орган принял решения N 70 - 79 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банках и одновременно инспекцией были выставлены инкассовые поручения N 4П-429 на списание со счетов Общества доначисленных налогов и пеней.

Не согласившись с вышеуказанными ненормативными актами налогового органа, Общество оспорило их в арбитражном суде, в том числе, по эпизоду доначисления налога на прибыль в сумме 17 526 882 руб. и
НДС в сумме 11 029 870 руб. в связи с непринятием затрат по оплате управленческих услуг.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования по данному эпизоду, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Порядок исчисления налога установлен статьей 166 НК РФ, согласно которой сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и статьей 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на уменьшение общей суммы налога, исчисленного в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Кроме того, в силу положений статьи 246 НК РФ, Общество является плательщиком налога на прибыль организации.

Статьей 286 НК РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, согласно которому налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ.

Статьями 247, 274
НК РФ определен объект налогообложения по налогу на прибыль организаций - прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.

Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих доходы, предусмотрены статьей 252 НК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, расходы налогоплательщика на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями, понесенные им, могут уменьшать полученные организацией доходы при условии, что данные
расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вопрос о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО “Апатит“ Управляющей организации - ЗАО “ФосАгро АГ“ был рассмотрен на внеочередном общем собрании акционеров Общества 11.03.02. Большинством голосов акционеров было принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества Управляющей организации, а также о поручении Совету директоров ОАО “Апатит“ подписать от имени Общества договор об управлении с ЗАО “ФосАгро АГ“.

Согласно выписке из протокола заседания Совета директоров ОАО “Апатит“ от 27.07.02 N 84, по итогам голосования принято решение поручить Григорьеву А.В. подписать от имени Общества договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО “Апатит“ Управляющей организации - ЗАО “ФосАгро АГ“.

Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа (далее - Договор) был заключен между ОАО “Апатит“ и ЗАО “ФосАгро АГ“ 04.09.02.

Предметом указанного Договора является комплекс взаимоотношений сторон в связи с оказанием Управляющей организацией услуг Обществу по управлению им путем осуществления Управляющей организацией полномочий единоличного исполнительного органа Общества (Генерального Директора).

По данному Договору Общество передает, а Управляющая организация принимает на себя все полномочия единоличного исполнительного органа Общества, предусмотренные Уставом Общества, и действующим законодательством.

К компетенции Управляющей организации относятся все вопросы управления текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества к компетенции Общего собрания участников и Совета Директоров Общества. В частности, Управляющая организация осуществляет следующие действия: представляет интересы Общества в отношении с другими организациями, предприятиями, учреждениями, союзами, ассоциациями, государственными и муниципальными органами в Российской Федерации и за рубежом, а также иными юридическими и физическими лицами; совершает сделки от
имени Общества, открывает счета Общества в кредитных организациях и распоряжается ими; определяет организационную структуру Общества, утверждает штатное расписание Общества, его филиалов и представительств, утверждает должностные оклады сотрудников и должностные инструкции; осуществляет прием на работу и увольнение работников Общества, от имени Общества заключает трудовые договоры и аналогичные им гражданско-правовые договоры, в установленном порядке принимает меры поощрения работников Общества, а также налагает на них взыскания; издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества; распоряжается имуществом Общества в пределах, установленных Уставом Общества, настоящим Договором и действующим законодательством; обеспечивает выполнение решений Общего собрания участников и Совета Директоров Общества, обеспечивает подготовку и проведение Общих собраний участников Общества; утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы Общества, за исключением документов, подлежащих утверждению Общим собранием участников или Советом Директоров Общества; утверждает договорные цены на продукцию и тарифы на услуги, за исключением случаев, когда цены и тарифы подлежат установлению Общим собранием участников или Советом Директоров Общества; принимает решения о предъявлении от имени Общества претензий и исков, а также об удовлетворении претензий и исков, предъявленных к Обществу; организует ведение бухгалтерского учета и отчетности; обеспечивает подготовку проекта годового отчета о деятельности Общества и годового баланса Общества и представляет их на рассмотрение Совета директоров; осуществляет контроль за рациональным и экономическим использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; решает другие вопросы текущей деятельности Общества.

За оказанные услуги по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа Общества ОАО “Апатит“ уплачивает Управляющей организации фиксированное вознаграждение в размере рублевого эквивалента 170000 (ста семидесяти тысяч) долларов США, подлежащего увеличению на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Общество обязуется выплачивать
Управляющей организации переменное вознаграждение. Переменная часть вознаграждения выплачивается ежеквартально в течение 15 календарных дней с установленного законодательством Российской Федерации последнего срока представления бухгалтерской отчетности за прошедший квартал и составляет 2 (два) процента от прибыли до налогообложения за указанный квартал, которая указывается в строке 140 отчета о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности, плюс НДС по ставке 20%.

Договор вступает в силу, и становится обязательным для сторон по истечении 10 (десяти) дней с момента его подписания надлежащим образом уполномоченными представителями сторон и действует в течение 5 (пяти) лет.

В материалы дела Обществом представлен пакет документов, подтверждающих осуществление ЗАО “ФосАгро АГ“ управления деятельностью Общества; счета-фактуры, выставленные Управляющей организацией, расшифровки к ним, а также акты приемки-сдачи выполненных работ по Договору за 2003 год.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленным по делу документам и пришел к правильным выводам о том, что понесенные Обществом расходы, связанные с осуществлением ЗАО “ФосАгро АГ“ полномочий единоличного исполнительного органа Общества, подтверждаются документально и являются экономически оправданными, в связи с чем действия Общества по включению спорной суммы затрат по оплате услуг управляющей организации в состав расходов, уменьшающих в 2003 году облагаемую налогом на прибыль базу соответствуют положениям подпункта 18 пункта 1 статьи 264 и статьи 252 НК РФ, а также Общество не нарушило предусмотренные статьями 171 - 172 НК РФ условия получения права на вычет налога на добавленную стоимость. Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отклонил доводы
налогового органа о мнимости сделки, заключенной Обществом с ЗАО “ФосАгро АГ“, и о невыполнении ЗАО “ФосАгро АГ“ функции по управлению Обществом, в качестве независимой управляющей организации, как противоречащие материалам дела.

Ссылки налогового органа на приговор Мещанского суда города Москвы от 16.05.05 также правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку период 2003 года в данном судебном акте не рассматривался, обстоятельства совершения Обществом правонарушений в сфере налогообложения не устанавливались.

Довод налогового органа о взаимозависимости Общества и ЗАО “ФосАгро АГ“, как основание для вывода об экономической необоснованности услуг по управлению, является необоснованным.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 40 НК РФ установление факта взаимозависимости предоставляет налоговому органу право проведения проверки рыночного уровня цен по сделке между взаимозависимыми лицами, между тем, в рассматриваемом случае проверка на соответствие цен по договору о передаче функций единоличного исполнительного органа на предмет их соответствия рыночному уровню, налоговым органом не производилась.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что исключение налоговым органом решением от 14.08.06 N 22 из состава расходов суммы 73 028 674 руб. и доначисление Обществу налога на прибыль в сумме 17 526 882 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 4 393 052 руб., а также уменьшение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на сумму 11 029 870 руб., и начисление пени по НДС в сумме 1 175 146 руб. является неправомерным, в связи с чем в данной части оспариваемое решение налогового органа, равно как и принятые на его основании оспариваемые ненормативные акты в указанной части подлежат признанию недействительными.

Довод налогового органа о неправомерном выделении судом первой инстанции рассматриваемого эпизода в отдельное производство отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае суд реализовал предоставленное пунктом 3 статьи 130 АПК РФ право выделения требования в отдельное производство, с учетом целесообразности раздельного рассмотрения требований, и указанное обстоятельство вопреки утверждениям инспекции не привело к неполному и необъективному рассмотрению дела по существу, так как судом были рассмотрены все доводы налогового органа в их совокупности.

Довод налогового органа о неправомерном непривлечении судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО “ФосАгро АГ“ является несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае условия, установленные статьей 51 АПК РФ для привлечения к участию в деле третьего лица, отсутствуют.

Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.07 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.07 по делу N А42-842/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.