Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу N А56-31408/2006 Основанием для отказа в установлении факта, имеющего юридическое значение, - наличия правопреемства между территориальным производственным объединением и предприятием служит факт непредставления правоустанавливающих документов, подтверждающих правопреемство указанных юридических лиц, и данных о причинах, по которым заявитель не может их получить.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2008 г. по делу N А56-31408/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лариной Т.С.

судей Герасимовой М.М., Марченко Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Орловой Н.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12877/2007) Ленинградского областного государственного унитарного предприятия “Леноблжилкомхоз“

на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2007 г. по делу N А56-31408/2006 (судья А.Н.Сергиенко), принятое

по заявлению ГУП “Леноблжилкомхоз“

заинтересованные лица: КУГИ по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области

об установлении факта, имеющего юридическое значение

при участии:

от заявителя: Гилинская Г.Я., доверенность от 26.10.2007 г.;
Гоманкова М.А., доверенность от 09.01.2008 г.

от заинтересованных лиц:

КУГИ по Ленинградской области: Яковлев Д.Ф., доверенность от 29.06.2007 г. N 110;

Правительство Ленинградской области: Белов А.Ю., доверенность от 25.12.2007 г. N 60-3918/07

установил:

ГУП “Леноблжилкомхоз“ обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, - наличие правопреемства между Территориальным производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства “Леноблжилкомхоз“ и Ленинградским областным государственным унитарным предприятием “Леноблжилкомхоз“.

Определением арбитражного суда от 21.12.2006 г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Правительство Ленинградской области и Комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области.

Решением от 23.08.2007 г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, Ленинградское областное государственное унитарное предприятие “Леноблжилкомхоз“ подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 23.08.2007 г. и установить наличие факта, имеющего юридическое значение - наличие у Ленинградского областного государственного унитарного предприятия “Леноблжилкомхоз“ правопреемства от Управления жилищно-коммунального хозяйства Леноблисполкома и Территориально-производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства “Леноблжилкомхоз“.

В судебном заседании представитель ГУП “Леноблжилкомхоз“ поддержала доводы апелляционной жалобы, представители КУГИ ЛО и Правительства ЛО против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства “Леноблжилкомхоз“ было образовано решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов N 406 от 21.10.1988 г. (т. 1, л.д. 26 - 32).

Постановлением Главы администрации Ленинградской области N 110 от 14.07.1992 г. Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства “Леноблжилкомхоз“ было преобразовано в Ленинградское областное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (“Леноблжилкомхоз“) на базе областной собственности структурных единиц реорганизуемого территориального производственного объединения
“Леноблжилкомхоз“ (т. 1, л.д. 33 - 35).

Постановлением Правительства Ленинградской области N 36 от 15.03.1994 г. было признано целесообразным создание акционерного общества открытого типа “Корпорация жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области“; предложено ликвидировать Ленинградское областное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и предприятие материально-технического обеспечения жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области и выступить соучредителем АО с внесением в его уставный капитал в качестве вклада имущества ликвидированных предприятий (т. 1, л.д. 68).

14.06.1994 г. во исполнение указанного постановления Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом было принято распоряжение N 101 о ликвидации указанных предприятий, передаче находящегося в их ведении имущества на баланс акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии (т. 1, л.д. 69 - 70).

10.11.1995 г. общим собранием акционеров АООТ “Леноблжилкомхоз“ принято решение о ликвидации общества, что установлено Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа при рассмотрении дела N А56-1669/00.

Решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 19.05.1997 г. N 72237 согласован ликвидационный баланс общества, и АООТ “Леноблжилкомхоз“ исключено из единого государственного реестра юридических лиц.

ГУП “Леноблжилкомхоз“ создано на основании постановления Правительства Ленинградской области от 01.11.1995 г. N 427 и распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.01.1996 г. N 1, зарегистрировано Ленинградской областной регистрационной палатой 27.02.1996 г. N 0091/00. Учредителем ГУП “Леноблжилкомхоз“ является Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом.

Указывая на то, что ГУП “Леноблжилкомхоз“ образовано в результате ряда преобразований Территориально-производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства “Леноблжилкомхоз“, заявитель просил установить наличие факта правопреемства между территориально-производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства “Леноблжилкомхоз“ и Ленинградским областным государственным унитарным предприятием “Леноблжилкомхоз“.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, ссылаясь на то, что наличие правопреемства между ТПО “Леноблжилкомхоз“ и ГУП “Леноблжилкомхоз“ материалами дела
не подтверждается, доводы заявителя о том, что акционерное общество фактически не было создано и не осуществляло деятельности несостоятельны.

Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующего факта.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство при реорганизации юридического лица - это переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в силу соответствующего акта о реорганизации.

Постановлением Главы администрации Ленинградской области N 110 от 14.07.1992 г. ТПО “Леноблжилкомхоз“ преобразовано в Ленинградское областное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (“Леноблжилкомхоз“).

Постановлением Правительства Ленинградской области N 36 от 15.03.1994 г. признано целесообразным создание акционерного общества открытого типа “Корпорация жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области“. Предприятию “Леноблжилкомхоз“ поручено провести организационную работу по созданию акционерного общества.

Распоряжением Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом N 101 от 14.06.1994 г. ОПП “Леноблжилкомхоз“ ликвидировано. Этим же распоряжением принято решение о передаче имущества ОПП “Леноблжилкомхоз“ на баланс АО “Леноблжилкомхоз“ в соответствии с ликвидационными балансами. Назначены ликвидационные комиссии.

Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом выступил соучредителем акционерного общества “Корпорация жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области“ с внесением
в его уставный капитал в качестве вклада имущества ликвидируемого предприятия.

10.11.1995 г. общее собрание акционеров АООТ “Леноблжилкомхоз“ приняло решение о прекращении деятельности акционерного общества путем его ликвидации.

Постановлением Правительства Ленинградской области N 427 от 01.11.1995 г. принято решение о создании государственного унитарного предприятия “Леноблжилкомхоз“, в связи с чем Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом предложено выйти из состава учредителей акционерного общества открытого типа “Облжилкомхоз“.

10.01.1996 г. распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом учреждено Ленинградское областное государственное унитарное предприятие “Леноблжилкомхоз“ с правом юридического лица.

Государственное имущество, переданное в уставный капитал акционерного общества Постановлением N 427 от 01.11.1995 г. “О создании ГУП “Леноблжилкомхоз“, закреплено на праве хозяйственного ведения за вновь созданным предприятием.

В уставе и других учредительных документах указание на правопреемство между ТПО “Леноблжилкомхоз“ и ЛО ГУП “Леноблжилкомхоз“ отсутствует.

Ссылку заявителя на то, что факт полного правопреемства подтверждается сопоставлением балансов, поскольку цифры дебиторской и кредиторской задолженности совпадают, а имущественный комплекс сохранился в неизменном виде и после образования акционерного общества, апелляционный суд считает несостоятельной, поскольку распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом было принято решение о ликвидации ЛОПП “Леноблжилкомхоз“ с назначением ликвидационной комиссии. С созданием АООТ “Корпорация жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области“ изменилась правовая форма предприятия. Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом стал соучредителем акционерного общества с внесением в уставный капитал государственного имущества, а затем при ликвидации акционерного общества вышел из состава соучредителей с имуществом, которое было передано во вновь созданное предприятие.

ГУП “Леноблжилкомхоз“, учредителем которого стал Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, создано до ликвидации акционерного общества, наделение его имуществом, выведенным из акционерного общества,
не свидетельствует о правопреемстве двух организаций, различных по правовой форме.

Решения и распоряжения Правительства Ленинградской области о создании и ликвидации организаций Леноблжилкомхоза не оспорены и не признаны недействительными.

Заявитель в силу статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение только, если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить документы, удостоверяющие эти факты.

Материалы дела не содержат каких-либо данных о наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих правопреемство между ТПО “Леноблжилкомхоз“ и ГУП “Леноблжилкомхоз“, и о причинах, по которым заявитель не может их получить.

Таким образом, совокупность условий, предусмотренных законодательством для установления юридического факта, в данном случае отсутствует, поэтому суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.

Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31408/2006 от 23.08.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЛАРИНА Т.С.

Судьи

ГЕРАСИМОВА М.М.

МАРЧЕНКО Л.Н.