Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 по делу N А56-18107/2007 Основанием для отказа в признании незаконным бездействия должностного лица, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, является факт отсутствия принятого в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, генерального плана застройки территории.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2008 г. по делу N А56-18107/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Петренко Т.И.

судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Трушиным В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17250/2007) Главы администрации муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2007 по делу N А56-18107/2007 (судья Иванилова О.Б.),

по заявлению Автономной некоммерческой организации “Рона“

к Главе администрации муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“

о признании незаконным бездействия

при участии:

от заявителя: Мазурова Е.И., доверенность от 25.04.2007

от
ответчика: Крупенькина В.В., доверенность N 57/01-22 от 29.12.2007

установил:

автономная некоммерческая организация “Рона“ (далее - истец, АНО “Рона“, организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Главы Администрации муниципального образования “Всеволожский район“ Ленинградской области по непринятию решения о предоставлении земельного участка по улице Радищева, 9 в деревне Юкки Всеволожского района в аренду истцу для индивидуального жилищного строительства.

Решением от 29.10.2007 года суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным бездействие Главы Администрации Муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ по непринятию решения о предоставлении земельного участка площадью 1026 кв. м по улице Ф.И.О. Юкки Всеволожского района Ленинградской области в аренду АНО “Рона“. Кроме того, суд обязал Главу Администрации Муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ принять решение о предоставлении земельного участка площадью 1026 кв. м по улице Радищева, 9 в деревне Юкки Всеволожского района Ленинградской области в аренду АНО “Рона“.

На указанное решение Администрацией Муниципального образования “Всеволожский муниципальный район“ Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права. По мнению подателя жалобы, исковое заявление предъявлено к Главе администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области, который прекратил свою деятельность 31 декабря 2005 года в связи с вступлением в силу Федерального
закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, и обязал совершить действия в виде принятия решения о представлении земельного участка в аренду несуществующего ответчика. Кроме того, суд первой инстанции применил пункт 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) касательно земельного участка площадью 1016 кв. м по улице Радищева, 9 в деревне Юкки, в отношении которого отсутствуют документы, подтверждающие проведение межевания в целях определения границ, и кадастровый учет.

В судебном заседании представитель МО “Всеволожский район Ленинградской области“ поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель АНО “Рона“ просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу АНО “Рона“ ссылается, что кадастровые и межевые дела по заявлению были сформированы, в установленном порядке представлены для присвоения кадастрового учета, и незаконное бездействие Главы администрации Муниципального образования не позволило завершить их кадастровый учет.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Распоряжением Главы администрации от 12.03.2004 года N 247 утвержден акт выбора земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки по улице Ф.И.О. Юкки Всеволожского района общей площадью 1,2 га.

07 апреля 2004 года между Администрацией муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ заключен договор N 775 аренды земельного участка сроком на один год для использования в целях проведения проектно-изыскательских работ.

Распоряжением
Главы администрации от 25.02.2005 года N 290 присвоены почтовые адреса земельным участкам, предоставленным истцу под размещение индивидуальной жилой застройки по улице Совхозной, в том числе земельному участку площадью 1026 кв. м - улица Радищева, N 9.

31 мая 2005 года Главой администрации издано распоряжение N 1064 об утверждении акта выбора трассы газопровода для газоснабжения индивидуальных жилых домов по улице Совхозной на предоставленном в аренду земельном участке.

В августе 2005 года подготовлен проект постановления о предоставлении истцу в аренду земельного участка площадью 1016 кв. м по улице Радищева, 9 в деревне Юкки для строительства жилого дома.

Данные ненормативные акты позволили суду первой инстанции сделать вывод о незаконности бездействия Главы администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтены следующие положения Земельного кодекса РФ применительно к фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельного участка для строительства
с предварительным согласованием предусмотрен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и предполагает осуществление соответствующих юридически значимых действий и проведение определенных работ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ для предоставления земельного участка для строительства первоначально осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (основание для кадастрового учета и для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства), принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Акт выбора земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки по улице Ф.И.О. Юкки во Всеволожском районе, утвержденный распоряжением МО “Всеволожский район Ленинградской области“ от 12.03.2004 N 227, не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (улица Радищева, N 9) с выбором земельного участка (с проектом границ земельного участка). Поэтому данный акт не может служить основанием для последующего проведения работ по формированию земельного участка, принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и заключения договора аренды земельного участка.

Случаи, когда не проводится предварительное согласование места размещения объекта строительства, перечислены в пункте 11 статьи 30 ЗК РФ.

Пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ, в
том числе, предусматривается, что предварительное согласование места размещения объекта строительства не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и зонированием территорий, а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Согласно сведениям Администрации Муниципального образования “Юкковское сельское поселение“ Всеволожского района Ленинградской области (от 29.01.2008 N 55) согласованный генеральный план застройки территории по улице Ф.И.О. Юкки Всеволожского района отсутствует, присвоение адресов (строительных позиций) на основании распоряжения N 290 от 25.02.2005 было произведено без проведения в установленном порядке межевания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления границ такого земельного участка на местности и его кадастрового учета.

Отсутствие принятого в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; согласованного генерального плана застройки территории (пункт 11 статьи 30 ЗК РФ); исключает в силу подпункта 2 пункта 1, подпункта 1 пункта 5 статьи 30, пункта 1 статьи 32 ЗК РФ принятие решения о предоставлении АНО “Рона“ в аренду земельного участка для строительства по улице Радищева, 9 в деревне Юкки Всеволожского района Ленинградской области.

Администрацией МО “Всеволожский район Ленинградской области“ в соответствии с распоряжением Главы администрации
N 227 от 12.03.2005 и договором аренды N 775 от 07.04.2004 АНО “Рона“ был предоставлен в аренду для целей проведения проектно-изыскательских работ сроком на один год.

В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть передан в аренду для проведения изыскательских работ на срок не более чем на один год.

Согласно сведениям Управления по муниципальному имуществу МО “Всеволожский муниципальный район“ Ленинградской области (от 21.01.2008 N 36/1.6-20) АНО “Рона“ не обращалась по вопросу заключения на новый срок договора аренды земельного участка.

При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для признания незаконным бездействия Главы администрации МО “Всеволожский район Ленинградской области“ по непринятию решения о предоставлении земельного участка в аренду АНО “Рона“ для индивидуального жилищного строительства.

Апелляционная жалоба является обоснованной, подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2007 по делу N А56-18107/2007 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с автономной некоммерческой организации “Рона“ государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления
постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

СЕМЕНОВА А.Б.