Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 по делу N А11-2987/2008-К2-27/116 В иске о признании недействительным постановления органа местного самоуправления отказано правомерно, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов истца как субъекта предпринимательской деятельности.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2008 г. по делу N А11-2987/2008-К2-27/116

Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.12.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальное обслуживание РОСКО“

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2008

по делу N А11-2987/2008-К2-27/116,

принятое судьей Поповой З.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальное обслуживание РОСКО“

о признании недействительным постановления главы муниципального образования г. Ковров Владимирской области от 04.02.2008 N 127 “Об отмене некоторых правовых актов главы муниципального образования г. Ковров Владимирской области“,

при
участии:

общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальное обслуживание РОСКО“ - Мошакова С.Н., директора (протокол от 05.05.2004 N 3), Румянцева С.А. по доверенности от 10.11.2008;

от администрации г. Коврова - Кузнецовой Е.Ю. по доверенности от 28.12.2007 N 01-41/3398;

от Управления Роснедвижимости по Владимирской области - Янковой Ю.А. по доверенности от 27.05.2008 N 7, и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальное обслуживание РОСКО“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования г. Ковров Владимирской области от 04.02.2008 N 127 “Об отмене некоторых правовых актов главы муниципального образования г. Ковров Владимирской области“.

Решением от 09.10.2008 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении требования. При этом суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято главой муниципального образования в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов Общества как субъекта предпринимательской деятельности.

Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда о том, что Обществом нарушен порядок предварительного согласования размещения объекта строительства в связи с отсутствием акта выбора земельного участка, ошибочен, поскольку 30.05.2006 Общество обратилось в администрацию г. Коврова (далее - администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Положению по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования г. Ковров, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных
депутатов от 21.04.2004 N 61 (далее - Положение).

Как считает Общество, судом не дана оценка письму Управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова от 30.09.2008 N 18/8874-011, которым ему отказано в составлении акта выбора земельного участка.

В апелляционной жалобе Общество указало, что нарушение требований, предусмотренных статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе относительно соблюдения обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, имело место только со стороны администрации; заявителем же были выполнены действовавшие правовые нормы, в связи с чем принятием оспариваемого постановления ущемляются его права.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Представитель Управления Роснедвижимости по Владимирской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 10.04.2003 N 77 “Об утверждении вида использования земельного участка“ для земельного участка, расположенного в микрорайоне “Молодежный“ г. Коврова, в ориентировочных границах утвержден вид использования - для застройки объектом коммунального назначения (административно-производственное здание).

Распоряжением администрации от 29.07.2003 N 929-р Обществу на данном земельном участке ориентировочной площадью 3025 кв. м разрешено
проведение проектно-изыскательских работ; предписано разработать проект; возбудить ходатайство о предоставлении земельного участка для строительства объекта; согласовать проектно-сметную документацию в установленном порядке, приступить к строительству после заключения договора аренды на земельный участок, получения разрешения на строительство и ордера на производство земляных работ.

Во исполнение названного распоряжения Обществом разработана проектно-сметная документация, согласован проект границ земельного участка с Управлением строительства и архитектуры администрации и Ковровским межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по Владимирской области, земельный участок поставлен на кадастровый учет.

Впоследствии, рассмотрев заявление Общества от 26.12.2005 N 2533/01-27, главой муниципального образования г. Ковров принято постановление от 02.02.2006 N 109, которым утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Ватутина, 90б, установлено его разрешенное использование - для проектирования и строительства административно-производственного здания.

Постановлением главы муниципального образования г. Ковров от 19.03.2007 N 380 Обществу предоставлен в аренду на три года земельный участок для проектирования и строительства административно-производственного здания, а 05.04.2007 между Обществом и администрацией заключен договор аренды земельного участка N 8-01/7050.

Распоряжением главы муниципального образования г. Ковров от 11.05.2006 N 455-р утвержден проект планировки микрорайона “Молодежный“, которым учтено размещение административно-производственного здания Общества по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Ватутина, 90б.

На основании постановления главы муниципального образования г. Ковров от 30.08.2007 N 1432 постановление от 02.06.2006 N 109 дополнено пунктом следующего содержания: “предварительно согласовать Обществу место размещения административно-производственного здания по адресу: ул. Ватутина, 90б“.

Решением от 27.09.2007 N 127 Ковровский городской Совет народных депутатов утвердил генеральный план города Коврова, в соответствии с которым предусмотрено размещение административно-производственного здания Общества на данном земельном участке.

В порядке осуществления контроля за соблюдением действующего
законодательства главой муниципального образования г. Ковров 04.02.2008 принято постановление N 127, которым отменены как не соответствующие статьям 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации постановления главы муниципального образования г. Ковров от 02.02.2006 N 109 “Об утверждении проекта границ земельного участка“, от 19.03.2007 N 380 “О предоставлении земельного участка“, от 30.08.2007 N 1432 “О внесении дополнений в постановление главы муниципального образования город Ковров N 109 от 02.02.2006“.

Посчитав, что постановлением от 04.02.2008 N 127 нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 5 указанной нормы (в редакции, действующей в рассматриваемый период) установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, включающий: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый
учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о
предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Судом первой инстанции установлено, что предоставление Обществу земельного участка осуществлялось по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, однако в противоречие названным положениям Земельного кодекса Российской Федерации Общество с заявлением о составлении акта выбора земельного участка на тот момент в уполномоченный орган не обращалось, акт выбора земельного участка комиссией по выбору земельного участка для строительства не оформлялся и не утверждался, о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства население проинформировано не было.

С учетом установленных по делу обстоятельств по делу суд пришел к выводу, что осуществленные действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение проекта границ земельного участка, его постановка на государственный кадастровый учет, по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и так далее не являются достаточными для признания соблюденным порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 30 Кодекса.

Выводы суда не противоречат материалам дела.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 131-ФЗ принят 06.10.2003, а не 06.12.2003.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным
законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено статьей 48 указанного Федерального закона, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Поскольку при вынесении постановлений от 02.02.2006 N 109 “Об утверждении проекта границ земельного участка“, от 19.03.2007 N 380 “О предоставлении земельного участка“, от 30.08.2007 N 1432 “О внесении дополнений в постановление главы муниципального образования город Ковров N 109 от 02.02.2006“ были нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что глава муниципального образования при принятии постановления от 04.02.2008 N 127, которым отменены указанные постановления, действовал в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством; оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов Общества.

Доводам Общества судом дана надлежащая оценка. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для их удовлетворения.

Утверждение Общества о необходимости дачи оценки отказу в составлении акта выбора земельного участка, изложенному в письме Управления строительства и архитектуры администрации от 30.09.2008 N 18/8874-011, признается необоснованным, поскольку указанный отказ не является предметом настоящего спора.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями
268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2008 по делу N А11-2987/2008-К2-27/116 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальное обслуживание РОСКО“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.СМИРНОВА

Судьи

Т.А.ЗАХАРОВА

Ю.В.ПРОТАСОВ