Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 по делу N А42-3910/2007 Основанием для освобождения от налогообложения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделении целевых бюджетных средств для оплаты указанных работ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2008 г. по делу N А42-3910/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блажко А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16801/07) Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.07 по делу N А42-3910/2007 (судья Бубен В.Г.),

по иску (заявлению) ООО “ЭММА“

к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Мурманской области

о признании недействительными решения и требования

при участии:

от истца (заявителя): представителя Михайловой О.П.
по доверенности б/н от 12.12.07

от ответчика (должника): не явился - извещен (почтовое уведомление от 09.01.08)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ЭММА“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Мурманской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.06.07 N 22 и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 281 от 28.06.07.

Решением суда от 08.10.07 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 7 по Мурманской области просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, первичными документами, представленными Обществом, не подтверждено право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации; кроме того, Общество неправомерно применило освобождение от уплаты НДС по подпункту 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Межрайонная ИФНС России N 7 по Мурманской области надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налогового органа.

В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителя Общества, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 7 по Мурманской области была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления
налога на добавленную стоимость за период с 01.01.04 по 31.12.06, по результатам которой составлен акт 18.05.07 N 28 и принято решение от 13.06.07 года N 22 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 60 729,40 руб., а также Обществу доначислен к уплате налог на добавленную стоимость за 2004 год в размере 66 047 руб., за март 2006 года в сумме 237 600 руб., пени в сумме 15780,70 руб.

На основании указанного решения налоговым органом в адрес Общества было направлено требование от 28.06.07 N 281 об уплате начисленных по решению НДС, пени и штрафа в общей сумме 395 960,55 рубля.

Не согласившись с названными ненормативными актами налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, посчитал, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых ненормативных актов.

В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что Общество неправомерно применило льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, поскольку к проверке не были представлены документы, подтверждающие финансирование из бюджета выполненных Обществом подрядных работ по договорам с ФГУП ЦНИИ “Электроприбор“ от 14.01.04 N ЭП-1/2004 на сумму 136 930 руб. и от 29.07.04 N ЭП-2/2004 на сумму 230 000 руб.

Согласно положениям пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее -
НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Основанием для освобождения от уплаты НДС НИОКР, выполняемых работ за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделении ему целевых бюджетных средств для оплаты указанных работ.

В случае если средства для НИОКР выделены из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, исполнитель (соисполнитель) в обоснование права на применение льготы по НДС по выполненным НИОКР за счет бюджетных средств предъявляет налоговым органам договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, акта выполненных работ, письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, об открытии финансирования этих работ за счет бюджета с указанием наименования работы, объемов финансирования данного налогоплательщика, кодов ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, а также другие документы, подтверждающие отнесение выполненной работы к научно-исследовательской или опытно-конструкторской.

Согласно пункту 6.14 Методических рекомендаций по применению Главы 21 НК РФ, утвержденному Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при выполнении НИОКР организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с
законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты НДС освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.

Из приведенной нормы следует, что освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость распространяется на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, оплачиваемые за счет средств определенных бюджетов, или учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров; иной порядок подтверждения правомерности применения льготы не предусмотрен.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела по данному эпизоду, дал надлежащую оценку представленным Обществом документам и пришел к правильному выводу о том, что Общество представило требуемые документы в полном объеме, следовательно, имеет право на применение льготы по подпункту 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.

В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что Общество неправомерно применило освобождение от уплаты НДС по подпункту 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку Обществом не представлен контракт с донором безвозмездной помощи или с получателем безвозмездной помощи; кроме того, на момент определения налоговой базы за февраль 2006 года у Общества отсутствовали документы, подтверждающие право на льготу, установленную подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные
внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“.

Для обоснования права на получение льготы по налогу необходимо представить контракт (копию контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации; удостоверение (нотариально заверенную копию удостоверения), выданное в установленном порядке и подтверждающее принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию); выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

Судом первой инстанции установлено, что 21.05.03 между Правительством Российской Федерации и правительствами ряда европейских стран, в том числе Правительством Федеративной Республики Германия, а также Правительством США и Европейским сообществом было заключено соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (далее - МНЭПР).

Данное соглашение определяет рамки содействия сотрудничеству в сфере безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации.

Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации было ратифицировано Российской Федерацией 23.12.2003.

Статьей 9 Рамочного Соглашения от 21.05.03 предусмотрено, что Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению.

Физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования
и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.

09.10.03 во исполнение Рамочного соглашения от 21.05.03 между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральным министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия было заключено соглашение об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота России, в рамках реализации договоренностей о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Соглашения, с целью содействия Российской Федерации в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота России, Стороны реализуют комплексный проект безопасного обращения с реакторными отсеками утилизированных атомных подводных лодок и надводных судов атомного технологического обслуживания в Северном регионе Российской Федерации, включающий следующие направления работ: создание берегового пункта длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда, включая соответствующую инфраструктуру; совершенствование материально-технической части и оснащенности российских предприятий с целью ускорения темпов утилизации АПЛ; создание условий для безопасного обращения с отходами, образующимися в процессе утилизации АПЛ в Северном регионе Российской Федерации; приведение окружающей среды в губе Сайда в экологически безопасное состояние.

В силу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ “О безвозмездной
помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ налоговые и таможенные льготы для всех участников программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно приложению к удостоверению N 4526 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью (утверждено протоколом заседания комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации от 07.04.2006 N 3 (16)), Общество выполняло в рамках Контракта N НЕРПА 20 от 20.01.06 с Энерговерке Норд ГМбХ, работы по строительству стоянки для плавучего дока ПД-42; из удостоверения N 4526 следует, что денежные средства, товары, работы, услуги для выполнения работ по созданию стоянки для погружения плавучего дока ПД-42 на сумму 666 525 евро являются технической помощью (содействием).

06.02.06 между ФГУП “СРЗ “Нерпа“ и Обществом был заключен договор N Н-1/2006, в соответствии с пунктом 1.1 которого Общество обязуется выполнить и сдать, а ФГУП “СРЗ “Нерпа“ принять и оплатить изготовление рейдовых бочек V = 25 куб. м в количестве 4 шт. Базис поставки - ФГУП “СРЗ “Нерпа“.

Согласно пункту 3.1 договора установлена фиксированная цена работ Общества в сумме 1,32 миллиона рублей, которая не облагается НДС. В силу пункта 4.1 договора ФГУП “СРЗ “Нерпа“ обязуется передать Обществу документы, утвержденные соответствующими государственными органами, освобождающие от уплаты НДС выполнение работ по настоящему договору.

Представленные Обществом платежные поручения N 936 от 14.03.06 и N 1022 от 17.03.06
подтверждают, что оно в соответствии с договором от 06.02.06 получило от ФГУП “СРЗ “Нерпа“ денежные средства за изготовление рейдовых бочек, сумма НДС не облагается.

В материалы дела также представлены акт выполненных работ от 26.02.07 N Н-1/2006 и счет-фактура от 28.02.06 N 00000002, в котором налоговая ставка указана “без НДС“, что не оспаривается налоговым органом.

Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что представленные Обществом письменные доказательства свидетельствуют о непосредственной связи между изготовлением Обществом рейдовых бочек V = 25 куб. м и технической помощью, оказанной в рамках контракта от 20.01.06, профинансированного в рамках Соглашения и исполненного в рамках Рамочного соглашения от 21.05.03, в связи с чем правомерным является вывод суда о наличии договорных отношений Общества с ФГУП “СРЗ “Нерпа“ по удостоверению N 4526, выданному в установленном порядке, подтверждающему принадлежность поставляемой продукции, выполненных работ (услуг) и денежных средств, к технической помощи.

С учетом закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 7 НК РФ принципа приоритетного действия норм международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения, над положениями Налогового кодекса Российской Федерации и нормативно-правовых актов о налогах и сборах, суд первой инстанции обоснованно установил невозможность отнесения спорных хозяйственных операций к объектам налогообложения НДС.

Поскольку все необходимые документы, подтверждающие право на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ были собраны Обществом в марте 2006 года, оно правомерно заявило данную льготу в декларации за март 2006 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа, равно как и выставленное на его основании требование от 28.06.07 N 281.

Судом
первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.07 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.07 по делу N А42-3910/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ЗАГАРАЕВА Л.П.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.