Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2008 N 345-П08 Приговор по делу о разбойном нападении и убийстве в части назначения вида исправительного учреждения изменен, так как погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия, в связи с чем предыдущая судимость не могла учитываться при назначении вида исправительного учреждения и подлежит исключению из приговора.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2008 г. N 345-П08

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Серкова П.П.,

членов Президиума - Давыдова В.А., Кузнецова В.В., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Петроченкова А.Я., Свиридова Ю.А., Соловьева В.Н. -

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобы осужденного В. на приговор Ростовского областного суда от 24 апреля 2000 г., по которому

В., <...>, ранее судимый 25 декабря 1993 г. по ст. 108 ч. 1 УК РСФСР на 4 года лишения свободы, освобожден 29 сентября 1996 г. по отбытии срока наказания,

осужден: по ст. ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ к 15 годам лишения
свободы, по ст. 162 ч. 2 п. п. “а“, “г“ УК РФ к 12 годам лишения свободы.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима, с конфискацией имущества.

По ст. 222 ч. 1 УК РФ В. оправдан.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2000 г. приговор оставлен без изменения.

Постановлением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 24 ноября 2004 г. приговор приведен в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ: действия В. квалифицированы по ч. 2 ст. 162 УК РФ со снижением наказания до 10 лет лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено 15 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии особого режима. Исключено дополнительное наказание в виде конфискации имущества и применение п. “г“ ч. 1 ст. 97, ч. 2 ст. 99 УК РФ.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 марта 2005 г. постановление оставлено без изменения.

Постановлением президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2008 г. постановление от 24 ноября 2004 г. и кассационное определение от 17 марта 2005 г. изменены: постановлено считать В. осужденным по ст. 30 ч. 3, п. п. “ж“, “з“, ч. 2 ст. 105 УК РФ к 14 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) к 9 годам 6 месяцам лишения свободы, а на основании ч. 3 ст. 69
УК РФ на 14 лет 6 месяцев лишения свободы.

В остальном судебные решения оставлены без изменения.

По делу также осуждены С.В. и С.П., надзорное производство в отношении которых не возбуждено.

В надзорной жалобе осужденный В. просит изменить вид исправительной колонии с особого на строгий, поскольку судимость от 22 апреля 1980 г. у него погашена давностью.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Морозова Е.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г., полагавшего надзорную жалобу удовлетворить, Президиума Верховного Суда Российской Федерации

установил:

по приговору суда В. признан виновным в совершении разбоя и покушения на убийство.

Преступления совершены при следующих обстоятельствах.

Смолянский и В. вступили в преступный сговор с целью хищения автомашины ВАЗ-2106 стоимостью 20.000 руб. и последующего убийства потерпевшего Щ.

6 октября 1999 г. под предлогом перевозки груза, находящегося недалеко от кирпичного завода, расположенного по ул. Курской в г. Ростове-на-Дону, осужденные попросили потерпевшего подвезти их к указанному месту. Примерно в 22 часа у кирпичного завода С.П. нанес Щ. удар в область шеи. Потерпевший схватил лезвие ножа, что предотвратило нанесение ему повреждения в жизненно важный орган - шею. В. в этот момент накинул ему на шею удавку. Щ. перехватил удавку, снял ее с шеи и выскочил из машины. Ввиду активных действий потерпевшего С.П. и В. не смогли довести до конца свой умысел, направленный на его убийство. Завладев автомашиной потерпевшего, они скрылись с места преступления.

В результате преступных действий осужденных Щ. были причинены повреждения в виде кровоподтеков в области лица, левой ушной раковины, шеи, которые
не причинили вреда здоровью, и резаных ран в области левой кисти, причинивших легкий вред здоровью.

В надзорной жалобе осужденный В. просит изменить вид исправительного учреждения с особого на строгий, ссылаясь на то, что судимость от 22 апреля 1980 г. погашена давностью.

Проверив материалы дела, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. “д“ ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.

Из материалов дела усматривается, что 22 апреля 1980 г. В. осуждался по ст. 117 ч. 3 УК РСФСР к 11 годам лишения свободы и освободился по отбытии срока наказания 14 января 1991 г.

В соответствии со ст. 24 УК РСФСР данное преступление относится к категории особо тяжких. Поскольку с момента освобождения В. из мест лишения свободы за указанное преступление прошло свыше 8 лет, эта судимость погашена давностью.

На основании ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия, в связи с чем она не могла учитываться при назначении вида исправительного учреждения и подлежит исключению из приговора.

Как следует из материалов дела, В. осуждался к лишению свободы по ч. 1 ст. 108 УК РСФСР, которая в силу ст. 7-1 УК РСФСР относилась к категории тяжких преступлений, и вновь совершил особо тяжкое преступление, поэтому в соответствии с п. “в“ ч. 1 ст. 58 УК РФ он должен отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима.

Руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УК РФ, Президиум
Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Надзорную жалобу осужденного В. удовлетворить.

2. Приговор Ростовского областного суда от 24 апреля 2000 г., определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2000 г., постановление судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 24 ноября 2004 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан от 17 марта 2005 г., постановление президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2008 г. в отношении В. изменить, назначить отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, исключить указание на судимость по приговору от 22 апреля 1980 г.

В остальном судебные решения о нем оставить без изменения.