Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А79-3034/2008 Использование спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для содержания и эксплуатации электрических подстанций является основанием для ограничения размера арендной платы за пользование такими земельными участками ставкой земельного налога.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2008 г. по делу N А79-3034/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2008 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Максимовой М.А., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике, г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.08.2008 г., принятое судьей Новожениной О.А., по делу N А79-3034/2008 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике к открытому акционерному обществу “Межрегиональная распределительная
сетевая компания Волги“ в лице филиала открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“ - “Чувашэнерго“, с участием третьего лица - администрации Канашского района Чувашской Республики, о взыскании 153 626 руб. 66 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - не явился, извещен (уведомление N 33811);

от ответчика - Егоров А.В. по доверенности от 07.04.2008 N 21-01/297516 (сроком до 20.03.2009);

от третьего лица - не явился, извещен (уведомление N 33812),

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике (далее - ТУ ФАУФИ по ЧР) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к акционерному обществу “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“ в лице филиала - открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“ - “Чувашэнерго“ (далее - ОАО “Чувашэнерго“) о взыскании 153 626 руб. 66 коп. суммы неосновательного обогащения.

Исковые требования заявлены на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик без законных оснований пользуется земельными участками, являющимися федеральной собственностью.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Канашского района Чувашской Республики.

Решением от 13.08.2008 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с ответчика в пользу истца 4 939 руб. 47 коп. неосновательного обогащения за период с 19.05.2005 по 31.12.2005, в остальной части иска отказал. Кроме того, взыскал с истца в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 425 руб. 51 коп., а с ответчика - в сумме 147 руб. 02 коп.

ТУ ФАУФИ по ЧР, не согласившись с принятым по делу решением, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в
которой просит полностью отменить принятый судебный акт и принять по делу новый - об удовлетворении иска в полном объеме.

Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к следующему.

По мнению заявителя, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что расположенные на спорных участках подстанции 110/10 кВ относятся к объектам транспортных систем естественных монополий и при определении размера арендной платы применил п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, согласно которому размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Считает, что суд не учел то обстоятельство, что указанная норма распространяется только на случаи переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды. До государственной регистрации права федеральной собственности на вышеуказанные участки ОАО “Чувашэнерго“ пользовалось ими на основании договора аренды, заключенного с Канашской районной администрацией Чувашской Республики.

Помимо изложенного указывает, что в настоящее время порядок отнесения зданий, строений и сооружений к объектам транспортных систем естественных монополий либо перечень таких объектов законодательством не установлен. Также законодательством Российской Федерации не определено, какой орган исполнительной власти и по каким основаниям уполномочен утверждать, относится ли объект недвижимости к транспортной системе естественных монополий. Таким образом, предусмотренный п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ размер арендной платы не применим в отношении вышеуказанных земельных участков.

Указывает, что в соответствии
со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 “О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества“ предусмотрено обязательное проведение оценки в случае вовлечения в сделку объектов, полностью или частично принадлежащих Российской Федерации (в том числе при передаче в аренду).

На основании изложенного заявитель приходит к выводу о том, что при определении размера арендной платы за земельные участки, занятые объектами недвижимости ответчика, должны применяться ставки арендной платы, определенные на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, либо, при отсутствии оценки, в соответствии с установленными соответствующими органами местного самоуправления ставками арендной платы.

В судебном заседании и в отзыве от 30.10.2008 N МР6/122-22-10/3295 ответчик указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и правильность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ТУ ФАУФИ по ЧР заявлением от 01.11.2008 просило рассмотреть дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия его полномочного представителя.

Администрация Канашского района Чувашской Республики, надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается следующее.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Чувашской Республики “Чувашэнерго“ являлось собственником следующих объектов:

- подстанция 110/10 кВ “Кибечи“: назначение - электроснабжение; инвентарный номер - 029; литеры М, Т, К, С, Д, П, З,
В, адрес: Чувашская Республика, Канашский район, д. Кибечи (свидетельство о регистрации права серии 21 АЖ N 035285 от 07.06.2002);

- подстанция 110/10 кВ “Маяк“: назначение - электроснабжение, инвентарный номер - 737; адрес: Чувашская Республика, Канашский район, на расстоянии одного километра юго-восточнее д. Маяк (свидетельство о регистрации права собственности серии 21 АЖ N 045879 от 15.07.2002);

- подстанция 110/10 кВ “Дружба“: назначение - электроснабжение; инвентарный номер - 2238; адрес: Чувашская Республика, Канашский район, свинокомплекс “Дружба“ (свидетельство о регистрации права серии 21 АЖ N 056279);

- подстанция 110/35/10 кВ “Лесная“: назначение электроснабжение; инвентарный номер - 17; литер - ЛК, Н, И, Р, В, Д, I, II, III, IV, V, VI, VII; адрес: Чувашская Республика, Канашский район, территория Малобикшихской сельской администрации на окраине д. Малые Бикшихи (свидетельство о регистрации права собственности серии 21 АЖ N 035459 от 11.06.2002);

- подстанция 110/10 кВ “Атнашево“, назначение - электроснабжение части Канашского района; инвентарный номер - 2932; адрес: Чувашская Республика, Канашский район, д. Атнашево (свидетельство о регистрации права серии 21 АЖ N 056911 от 25.07.2002);

- подстанция 110/10 кВ “Ачаксы“: назначение - электроснабжение; инвентарный номер - 3028; адрес: Чувашская Республика, Канашский район, с. Ачаксы (свидетельство о регистрации права собственности серии 21 АЖ N 056047 от 17.07.2002);

- подстанция 110/10 кВ “Чагаси“: назначение - электроснабжение; инвентарный номер - 2675; литер I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, ЛК, Н2; адрес: Чувашская Республика, Канашский район, д. Чагаси (свидетельство о регистрации права серии 21 АЖ N 057186 от 01.08.2002);

- подстанция 110/6 кВ “Восточная“: назначение - электроснабжение г. Канаш; инвентарный номер - 18; адрес:
Чувашская Республика, Канашский район, дер. Хучели (свидетельство о регистрации права собственности серии 21 АЖ N 057124 от 31.07.2002).

В связи с произведенной реорганизацией открытого акционерного общества энергетики и электрификации Чувашской Республики “Чувашэнерго“ в форме присоединения к открытому акционерному обществу “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“ на основе передаточного акта от 03.12.2007, утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО “Чувашэнерго“ от 19.01.2008 N 1804 пр/2, право собственности на указанные объекты недвижимости было зарегистрировано за открытым акционерным обществом “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 08.05.2008 серии 21 АА N 404316, N 404497, N 404317, N 404490, N 404493, N 404494, N 404491, N 404487 соответственно.

19.05.2005 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки:

- площадью 1499 кв. м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, 800 м от д. Кашкар-Сирма Канашского района по направлению на юго-восток (ПС 110/10 кВ “Маяк“), кадастровый номер 21:11:31 04 02:0001 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 036699 от 19.05.2005);

- площадью 7686 кв. м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, 250 м от ОАО “Канашагротэп“ г. Канаш по направлению на восток (ПС 110/6 кВ “Восточная“), кадастровый номер 21:11:16 11 07:0002 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 036697 от 19.05.2005).

05.12.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:

- площадью 1296 кв. м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, свинокомплекс “Дружба“ (ПС 110/10 кВ “Дружба“), кадастровый номер 21:11:13 10 07:0001 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 0084677 от 05.12.2005);

- площадью 1890
кв. м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, 400 м от д. Атнашево Канашского района по направлению на запад (ПС 11/10 кВ “Атнашево“), кадастровый номер 21:11:13 07 02:0003 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 0084647 от 05.12.2005);

- площадью 3408 кв. м, расположенный по адресу: 200 м от г. Канаш по направлению на юг (ПС 110/35/10 кВ “Лесная“), кадастровый номер 21:11:24 02 03:0001 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 0084641 от 05.12.2005);

- площадью 1878 кв. м, расположенный по адресу: 1000 м от д. Чагаси Канашского района по направлению на юго-восток (ПС 110/10 кВ “Чагаси“), кадастровый номер 21:11:22 07 04:0001 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 0084642 от 05.12.2005);

- площадью 1933 кв. м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, 1000 м от д. Челкумаги Канашского района по направлению на северо-запад (ПС 110/10 кВ “Кибечи“), кадастровый номер 21:11:09 03 02:0002 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 0084645 от 05.12.2005);

- площадью 1091 кв. м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, 80 м от д. Ачаксы Канашского района по направлению на север (ПС 110/10 кВ “Ачаксы“), кадастровый номер 21:11:17 03 02:0002 (свидетельство о регистрации права серии 21 АА 0084646 от 05.12.2005).

Распоряжением ТУ ФАУФИ по ЧР N 6-p от 15.01.2007 ОАО “Чувашэнерго“ из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, находящихся в федеральной собственности, предоставлены в аренду земельные участки, в том числе вышеназванные земельные участки.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли,
переданные в аренду, взимается арендная плата.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “Чувашэнерго“ пользуется указанными земельными участками по назначению без заключения договора аренды, в связи с чем к правоотношениям сторон судом первой инстанции обоснованно применены нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно использовавшее чужое имущество должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Расчет стоимости сбереженного ответчиком в результате неосновательного пользования земельными участками истец выполнил на основании установленных органом местного самоуправления ставок арендной платы, а также рыночной стоимости земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 “О плате за землю“ при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Однако устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размера ставок земельного
налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта и связи.

В силу указанной нормы Закона при наличии двух условий: нахождения земельного участка в государственной или муниципальной собственности и расположение на данном земельном участке объектов естественных монополий, размер арендной платы за пользование таким земельным участком ограничивается ставкой земельного налога.

ОАО “Чувашэнерго“ является субъектом естественных монополий, включено в Реестр субъектов естественных монополий в энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, спорные земельные участки используются им для содержания и эксплуатации электрических подстанций.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента от удельного показателя кадастровой стоимости земель.

Решением Канашского районного Собрания депутатов N 21 от 16.12.2003 утверждены ставки земельного налога по Канашскому району Чувашской Республики на 2004 год, в том числе в отношении земель промышленности - 6842 руб. 90 коп. за 1 га. Решением Канашского районного Собрания депутатов N 28/2-1 от 23.12.2004 установлено, что действовавшие в 2004 году размеры ставок земельного налога применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1 (7527 руб. 19 коп.).

20.06.2005 между муниципальным образованием “Канашский район Чувашской Республики“ (арендодатель) и ОАО “Чувашэнерго“ (арендатор) заключен договор аренды земельного участка общей площадью 2,0681 га, на котором расположены принадлежащие арендатору объекты недвижимости.

Срок аренды установлен с 01.01.2005 по 30.12.2005.

С учетом установленной органом местного самоуправления ставки земельного налога за пользование указанными земельными участками ответчиком подлежало уплате 15 566 руб.
59 коп.

Платежным поручением N 5292 от 04.07.2005 ОАО “Чувашэнерго“ перечислило администрации Канашского района 8 653 руб. 04 коп.

На основании изложенного, а также учитывая дату регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки (19.05.2005 и 05.12.2005), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплате подлежало 4 939 руб. 47 коп.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 310 от 12.12.2005 утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, информатики, связи, радиовещания, телевидения, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Чувашской Республики.

Исходя из кадастровой стоимости земельных участков, используемых ОАО “Чувашэнерго“, арендная плата за пользование ими в 2006 году составила 490 руб. 15 коп. (1,5% от кадастровой стоимости участков, представленной “ФГУ “Земельная кадастровая палата“).

В рамках заключенного муниципальным образованием “Канашский район Чувашской Республики“ и ОАО “Чувашэнерго“ договора аренды N 158 земельного участка от 05.12.2006 оплата арендных платежей за 2006 год была произведена ответчиком в сумме 21 842 руб. 40 коп. платежным поручением N 7555 от 19.02.2007.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предоставлено право органам местного самоуправления муниципальных образований на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил суду доказательств уведомления администрации Канашского района Чувашской Республики о регистрации права собственности на земельные участки за Российской Федерацией. В материалы дела представлено лишь уведомление, направленное ОАО “Чувашэнерго“ 27.11.2006.

При таких обстоятельствах, а также учитывая то обстоятельство, что в период с 01.01.2005 по 31.12.2006 ответчик оплачивал арендную плату в рамках заключенных с муниципальным образованием “Канашский район Чувашской Республики“ договоров аренды земельных участков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у ответчика отсутствует неосновательное обогащение, за исключением суммы, подлежащей оплате в 2005 году.

Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2007 внесены изменения в пункт 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, вступившие в действие с 01.11.2007, согласно которым арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, как верно указано в решении суда, при расчете платы за пользование земельными участками до 31.10.2007 подлежала применению ставка земельного налога - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. С 01.11.2007 ставка арендной платы, установленная органом местного самоуправления - решением Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики N 11/2 от 22.11.2006 (5 руб. 40 коп. за 1 кв. м).

ООО “Агентство оценки собственности“ 22.10.2007 произведена оценка рыночной стоимости и размера арендной платы за федеральные земельные участки, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:16 11 07:0002 и 21:11:31 04 02:0001, соответственно, 8 000 руб. и 2 000 руб. в год. Определение размера платы на основании отчета независимого оценщика соответствует пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 “О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 156).

Указанный размер платы за использование земельных участков также подлежит применению с 01.11.2007.

С учетом изложенного плата за пользование земельными участками в 2007 году составила 12 554 руб. 85 коп. Указанная сумма уплачена ответчиком истцу платежным поручением N 13515 от 21.11.2007.

Обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание довод ТУ ФАУФИ по ЧР о том, что статья 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распространяется только на лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, является необоснованным, исходя из следующего.

В отношении юридических лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования на землю, статья 3 названного Закона устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Основанием для применения льготного режима арендной платы служат перечисленные в названной норме критерии, а именно: использование земель, занятых объектами транспортных систем естественных монополий.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а доводы заявителя апелляционной жалобы - несостоятельными.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.08.2008 по делу N А79-3034/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике, г. Чебоксары, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

МАКСИМОВА М.А.

Судьи

БУХТОЯРОВА Л.В.

НАУМОВА Е.Н.